Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ГРИНЬ ГАЛИНЫ ДМИТРИЕВНЫ

учителя физики МБОУ школы № 8

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Современная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических заболеваний; школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушения здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. В результате, традиционной школьной системе образования, при проведении, уроков, во внеурочной деятельности, необходимо использование элементов здоровье сберегающих технологий.

Здоровье сберегающая технология - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия Вопросы защиты здоровья в природных условиях и при ЧС техногенного характера Вопросы защиты здоровья в природных условиях и при ЧС техногенного характера жизни ребёнка, воздействующие на здоровье.

Главная задача реализации здоровьесберегающей технологии - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Обеспечить сохранность физического и соматического здоровья учащихся в ходе обучения позволяет применение на уроках элементов здоровье сберегающих технологий (совокупности принципов, приёмов, методов педагогической работы, наделенных признаками сбережения здоровья обучающихся, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания)

Основными критериями здоровье сберегающей направленности урока являются: исключение гиподинамии, соблюдение санитарно - гигиенических условий, создание психологической атмосферы проведения урока.

Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Состояние благополучия определяется реализацией базовых потребностей человека, а реализация базовых потребностей ребенка в школе позволяет дифференцировать школьные факторы риска. Для реализации этой программы необходима технология.

Структура технологии

Подготовка к уроку

- Санитарное состояние кабинета

- Состояние мебели

- Эстетика оформления кабинета

- Цветовая гамма (мебель, отделка стен)

Структура урока

- приветствие

- создание ситуации успеха

- релаксация

- оздоровительные упражнения

- рефлексия

Критерии организации урока с использованием элементов здоровье сберегающих

технологий

Плотность урока - не менее 60-70%

Количество видов учебной деятельности, этапы урока (4 -7, работа с учебником, работа с карточками, работа у доски, решение заданий, презентации и т.п.)

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (не более 10 минут).

Количество видов преподавания не менее 3.

Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 мин.

Обсуждение дополнительных вопросов по теме (в том числе: пропаганда здорового образа жизни, вопросы защиты здоровья в природных условиях и при чрезвычайных ситуациях).

Место и длительность применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами.

Осанка учащихся, соответствующая нормам.

Динамическая пауза. Комплекс упражнений динамических пауз.

Психологический климат : сотрудничество, сотворчество, психологические разгрузки, создание перспективы радости.

Момент наступления утомленности учащихся определяется по снижению активности

Ожидаемый результат:

- снижение синдрома усталости

- повышение трудоспособности

- повышение успеваемости

Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся. Важно, чтобы дети задумались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель, а по внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и почему это важно.

Здоровье сберегающие технологии в обучении физики - это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

Необходимо большое внимание уделять системе оценивания учебного труда детей , учитывая присутствие субъективизма при выставлении оценок ,желательно периодически использовать самооценку , когда после самостоятельной работы ученик сам проверяет свою работу (ответы на доске или экране); взаимооценка , когда дети обмениваются работами для проверки или, при устном ответе, анализируют и выставляют оценки друг другу. Оценка в конце изучения темы, Таким образом исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. Очень хорошим подспорьем при этом является решение качественных задач из серии ,,Физика-наука понимать природу, в частности, задачи Григория Остера «Ненаглядное пособие»

ЗАДАЧИ

Введение (7 кл.)

1. Саша задумчиво раскачивался на стуле и строил жизненные планы. Совместное со стулом падение явилось для него полной неожиданностью. Имело ли место в данном случае физическое явление?

Ответ: Имело. Произошло изменение, в результате которого Саша потерял равновесие и приобрел шишку на лбу.

2. Семиклассник Вася поймал первого попавшегося первоклассника и безжалостно сравнил его длину с одной величиной, принятой за единицу этой величины. Что, собственно говоря, проделал с первоклассником Вася?

Ответ: Измерил его рост. Не слушая мольбы о пощаде и крики о помощи. Вероятно в метрах и сантиметрах.

3. Ну-ка быстро скажи, что такое физическая величина?

Ответ: Быстро на такой ответ не ответишь. А если подумать, можно сказать, что ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА - это то, что можно измерить. Например, красота или глупость не считаются физическими величинами, потому что НЕ СЧИТАЮТСЯ.

Строение вещества

1. На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну площадку?

Ответ: Шоколадка, как и любая материя, состоит из множества мельчайших частиц, поэтому одну шоколадку можно разделить на все население Земного Шара. Ее хватит всем, но самому щедрому мальчику при такой дележке, конечно, достанется крайне мало.

2. Тетя Уля упала в речку вместе с жирным гусем. Гусь вышел на берег сухой, а тетя Уля выползла вся мокрая. Почему?

Ответ: К тете Уле молекулы воды тянуться всей душой и притягиваются сильней, чем друг к другу. А к жирному гусю им притягиваться противно. Молекулы воды крепко держатся друг за дружку и к гусю не идут. Тетя Уля смачивается, а гусь - нет.

3. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или в простуженных?

Ответ: В простуженных. У простуженных высокая температура.

Взаимодействие тел

1. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с этим справиться?

Ответ: Над Петей глумились инерция движения и инерция покоя. С этими двумя явлениями не то что милиция, с ними никакие сухопутно-воздушно-морские вооруженные до зубов силы не справятся.

2. Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты Земля?

Ответ: Нет, не перестала. Хотя Вовочка и кричит, что лежачих не бьют.

3. Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, какие три графы были бы в этих удостоверениях личности сил?

Ответ: Не национальность. И не злость или доброта. Физики не делят силы на добрые и злые. Три графы в паспорте каждой силы были бы: Модуль. Направление. Точка приложения. А еще может быть графа: характер или происхождение. Не потому, что бывают взбалмошные, но покладистые силы, а потому, что они бывают, например, гравитационные или электрические.

Давление

1. Однажды французский ученый Паскаль взял пластиковую бутылку из-под пепси-колы, налил в нее обыкновенной воды, проколол в бутылке с разных сторон много маленьких дырочек, а когда вокруг него собрались верные ученики, быстро поднял бутылку над головой и крепко сжал обеими руками. Объясни, что доказывает этот научный опыт, и скажи, все ли верные ученики оказались одинаково мокрыми?

Ответ: Промокли все. Вода с одинаковой силой брызнула из дырочек в разные стороны. , производимое на жидкость или газ, передается без изменений в каждую точку жидкости или газа. Это и был закон, который открыл Паскаль специально, чтоб никого не обидеть и одинаково облить всех своих верных учеников.

Работа, мощность, энергия

1. Семиклассник Вася, расталкивая в школьном буфете первоклассников, за одну минуту совершает работу, равную 4200 Джоулей. Какова мощность семиклассника, неудержимо рвущегося к еде?

Ответ: Вася, который подобно ледоколу, прокладывает путь сквозь толщу первоклассников, развивает мощность 70 Вт. Это средняя нормальная мощность голодного семиклассника.

2. Какой потенциальной энергией относительно родной планеты обладает девятилетний землянин, который имея массу 25 кг, зацепился штанами за сук березы на высоте 5 метров и орет дурным голосом?

Ответ: Ер =gmh. Примерно 1250 Дж. Надо снимать.

Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Например:

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух - это атмосфера

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает весом ,мы попрыгаем все вместе,

Атмосферы давление зависит от «h» аш

На месте шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Улыбки дарим мы как прежде!

(изучение атмосферы)

Нельзя забывать о психологическом климате на уроке. Сотрудничество , доброжелательная атмосфера в классе снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

Очень помогают повысить качество усвоения учебного материала ,, крылатые,, фразы , взятые из стихотворений поэтов.

Так ключевой фразой при изучении магнитных явлений является строка из поэзии М.Ю.Лермонтова: … с милого севера в сторону южную…Это запоминающийся ответ на вопросы о направлении линий магнитного поля, созданного постоянными магнитами ( в том числе нашей Земли), электромагнитами , индукционным током в замкнутом проводящем контуре. Именно поэтому северный конец магнитной стрелки показывает направление вектора магнитной индукции!

В канву урока можно ненавязчиво вплетать вопросы формирования здорового образа жизни.

О вреде курения на уроках физики

«Диффузия»

Запах табака, он проникает всюду - в одежду, волосы, легкие, кровь, лимфу, мозг… запах табачному дыму придает никотин - сильный растительный яд. В сельском хозяйстве никотин используют для защиты растений и культур от вредителей; для младенца первых месяцев жизни - смертельная доза - 1 мг; в 1 литре молока курящей матери содержится до 0,5 мг никотина

Все курильщики ежегодно выкуривают (выбрасывают в атмосферу) 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т дегтя и более 500000 т угарного газа. Общая масса окурков за год составляет 2520000 т. табачный дым задерживает УФ лучи, 50% всех видов веществ в табаке уходит в атмосферу, 20% - в организм курильщика и 5% - остается в фильтре сигареты.

«Звуковые волны»

Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается. Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.

«Оптика»

Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...

«Ядерные реакции»

Рассматривая вопрос о ядерных реакциях можно привести в пример реакции самопроизвольного радиоактивного распада компонентов семейства урана-радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония. Период полураспада свинца 22 года, висмута - 5 суток, а полония - 138 суток. При 1 рентгеновском снимке методом флюорографии доза облучения 0, 76 радиан (0,0076 Гр) (1Гр=100рад). Выкуривающий за день 20 сигарет получит облучение, будто ему сделали 200 снимков, т.е. 152 радиана (1,52 Гр) Альфа, гамма, бетта излучения очень вредны, они способны повреждать наследственные структуры - гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания.

© 2010-2022