Урок физики в 11 классе на тему Построение изображений в линзах

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физики высшей категории Добродумова Н.П.

Урок физики в 11 классе (базовый уровень)

Тема: Построение изображений в линзах.

Цель урока: сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Задачи урока:

  • Обучающие задачи:

  • ознакомить учащихся с получением изображений при помощи линз, научить строить ход лучей в линзах, производить анализ изображений;

  • Развивающие задачи:

    • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

    • развивать навыки исследовательской деятельности.

  • Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая.

Используемые технологии:


  • информационные технологии,

  • проблемное обучение,

  • технологии развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового, урок с использованием ЭОР

Оборудование урока:

  • компьютеры,

  • мультимедийный проектор,

  • интерактивная доска

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Этап постановки целей и задач урока.

Учитель. О чем мы говорили на прошлом уроке?

Фронтально.

  1. Что такое линза? Каковы ее свойства?

  2. Какая линза называется собирающей, рассеивающей?

  3. Что называют главной оптической осью?

  4. Какую точку называют фокусом линзы?

  5. Что называют фокусным расстоянием?

  6. Что такое оптическая сила линзы?

  7. Каковы основные свойства линз?

Учитель. А что нам дает линза? (Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.)

Учитель. А как вы думаете, имеет ли при получении изображения значение форма линзы и ее положение в том, или ином физическом приборе? На практике, я думаю, вы не раз пробовали смотреть сквозь линзу, например, очков. Одинаковое ли изображение мы получаем, наблюдая сквозь нее за окружающими предметами? ( Учащиеся рассматривают текст книги сквозь образцы линз).

Учитель. Какова же цель сегодняшнего урока? ( выслушиваются высказывания учеников).

ЦЕЛЬ: сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом

III. Этап получения новых знаний

Давайте, исследуем, как зависит получаемое изображение от расположения исходного предмета относительно линзы.

Вопрос: 1. Почему линза дает четкое изображение предметов?

2. Когда изображение называют действительным (мнимым) изображением?

Для построения изображения любой точки достаточно знать ход по крайней мере двух лучей.


  1. Этап исследовательской работы учащихся.

Открываем компьютеры, находим необходимый файл (стр.110)


  1. Построение изображений с помощью линзы

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf (рассмотреть опыты 1,2.3.4).

Какие выводы можно сделать из ваших исследований? (разговор об удобных лучах при построении)


  1. Попробуем исследовать зависимость характера изображения от взаимного расположения собирающей линзы и предмета

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf (опыт 5)

Составить и заполнить таблицу (использование интерактивной доски, презентации, слайд№ 7 )


  1. Проверить опытным путем получение изображений с помощью собирающей линзы) - Практическая работа ( выполняют 4 человека), т.е. групповая работа.

Какие выводы можно сделать из проведенного эксперимента. ( отчет группы)

Подводим итоги. Опыты, проведенные доказывают, что собирающая линза дает разные виды изображений в зависимости от расположения предмета и линзы.


  1. Исследование изображений в рассеивающей линзе

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf (опыт 6) таблицу заполнить дома по образцу


  1. Задание № 1. (слайд 19) Светящая точка лежит на главной оптической оси. Постройте ее изображение.


  1. Актуализация изученного материала. Мы познакомились с построением изображений в линзах. А зачем необходимо знать какие изображения дают линзы? Как вы думаете? Это проблема следующего урока. Применение.

Тест на листочках (стр. 167, Сборник самостоятельных работ, Л.А.Кирик, Ю.И.Дик


1вар.

2 вар.

3 вар.

Начальный уровень

№1,3

№2,5

№4,6

Средний уровень

№8

№6

№7

Домашнее задание п.14(3); №10.13; 10.27 Подготовить сообщение по теме: «Оптическая система глаза», «Оптические приборы»







© 2010-2022