Программа курса «Физические основы безопасности»

Значение физики в жизни современного общества огромно, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса нельзя не восторгаться. Условия жизни в быстро ме­няющемся современном мире требуют, чтобы нынешние ученики получили целостное компетентностное об­разование. Становление и развитие компетенций мо­жет происходить только в личностно-ориентированном образовательном пространстве на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития. Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их актив­ности. Самый высокий уровень активности - творче­ская активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адап­тирующегося к различным жизненным ситуациям. Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся  8 класса, но может быть предложена и учащимся 10 класса обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих личности учащегося, дает возможность расширить и углубить знания и умения, пол...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент по образованию администрации Волгограда

Краснооктябрьское территориальное управление



Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 2

Краснооктябрьского района г. Волгограда

Согласовано

Заместитель директора по ВР

______________ М.Н.Волгина

«__»__________2012г.

Рассмотрено

на заседании центра дополнительного образования

МОУ лицея №2

Протокол от ____ г. № ____

Утверждено

Директор МОУлицея№2

___________ А.А. Финагин

«__»__________2012г.


«ФОБ»


Физические основы безопасности


Количество часов: 180

Педагог дополнительного образования: Куценко Н. И.

Составитель программы: Куценко Н. И

Срок реализации: 13.12-26.05.2013

Возраст обучающихся: 14 -16 лет








Волгоград, 2012





Пояснительная записка

Значение физики в жизни современного общества огромно, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса нельзя не восторгаться.

Условия жизни в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние ученики получили целостное компетентностное образование. Становление и развитие компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном пространстве на основе личностно-деятельностного подхода, когда ученик выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 8 класса, но может быть предложена и учащимся 10 класса обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих личности учащегося, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Программа «Физические основы безопасности» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами, сохраняющими его, а также основы безопасной жизнедеятельности.
Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.
Курс «Физические основы безопасной жизнедеятельности» рассчитан на 180 учебных занятий в 8-10 классах (9 часов в неделю).

Цель курса: формирование физических знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья как одного из ценностных составляющих личности учащегося.

Задачи курса:
1. Углубить и расширить знания учащихся о правилах индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

  1. Развить умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

  1. Способствовать приобретению опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных, исследовательских задач.

  2. Выработать умения и навыки решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды с физической точки зрения.


    Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:


1. Физические основы безопасной жизнедеятельности, факторы, способствующие сохранению здоровья.
2. Иметь представления о закономерной связи и познаваемости

явлений природы, об объективности научного знания; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики 3. Технологии организации учебного сотрудничества - существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  1. Осуществлять сбор информации.

  2. Сравнивать, анализировать и делать выводы.

  3. Участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.

  4. Выполнять и защищать исследовательские проекты по безопасному образу жизни.

Методы проведения занятий: самостоятельная работа,

практическая работа, эксперименты, исследовательская

работа, лекции, беседы, рассказы, акции.


Формы отчётности:

1. Анкеты. Диаграммы.
2. Стендовые сообщения по физическим составляющим основ безопасной жизнедеятельности.
3. Исследовательские проекты . 4. Информационные игры с детьми младшего возраста.

5. Рефлексивный дневник.

Содержание курса


Общее количество часов - 180.





Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Количество

часов

Дата

Вводное занятие.

Инструктаж по охране труда на занятиях кружка.

Планирование работы кружка



2


2

Природные явления, определяющие жизнедеятельность человека

9


3

Причины, влияющие на нарушения физического равновесия в природе

9


4

Физическое развитие человека

9


5

Биологические ритмы природы и человека

9


6

Гравитация и человек

9

7

Взаимосвязь системы органов в процессе жизнедеятельности организма

9

8

Механизмы саморегуляции человека

9


9

Правила и средства гигиены

9


10

Свет и цвет

9

11

Мир звуков

9

12

Естественные и искусственные материалы

9


13

Электростатические явления

9


14

Магнитное моле

9


15

Радиация и жизнь

9


16

Человек и водные ресурсы

9


17

Топливно-энергетические ресурсы

9


18

Физика воздуха

9


19

Физика микромира

9


20

От микромира к макромиру

9


21

Обыкновенная физика необыкновенных явлений

9


22

«Академия выживания» - познавательная игра

9


23

Защита проектов. Научно - практический семинар

4


24

Итоговое занятие. Рефлексия.

3


Всего

180

Список литературы:

  1. Варикаш М. С. Электричество и оптика в вопросах и ответах. Минск: «Народная асвета», 1967.

  2. Здоровьесберегающие подходы к обучению детей на разных этапах развития в условиях современного образования. (Учебно-методическое пособие). Барнаул 2007.

  3. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности на уроках физики.- М.: Просвещение, 2003.

  4. Перельман Я. И. Занимательная физика. - М.: Наука, 2008.

  5. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М.: Просвещение, 2005.

  6. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. (Исследовательская и проектная деятельность). М.: «Глобус», 2007.



Интернет-сайты.

1. abc-people.com

2. ru.wikipedia.org/wiki/ОБЖ

3. images.yandex.ru

4. yandex.ru

5. yandex.ru

6. krugosvet.ru

7. shutterstock.com

8. shutterstock.com

9. bestreferat.ru

10. rae.ru

11. sibuch.ru 12. bezopasnost.edu66.ru


















Приложение 1




Содержание программы курса


Занятия могут содержать как теоретическую, так и практическую части. Этапы работы, представляться в следующей форме:

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

1.1.Выбор темы, задачи

Предлагает учащимся темы, задачи по поиску решений.

Обсуждают темы, выбирают материал для исследования, творческой работы.

1.2.Выявление вопросов, которые нужно исследовать, изучить.

Даёт сжатую информацию, можно в виде схемы, расширяя знания учащихся, при этом отмечает, что имеющиеся изобретения по данной теме не носят исчерпывающего характера; определяет информационные ссылки.

Уясняют смысл данной информации, понимают схему механизма выбранного материала, технологию определения исследуемых величин, решения задач.

1.3.Формирование рабочих групп


Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших одинаковый материал для исследования, поиска решения задач, наблюдений.

Объединяются в группы по интересам, распределяют роли внутри группы.

1.4.Планирование проекта, исследования, поиска материала

Демонстрация эксперимента, способов изучения материала и наблюдений, консультирование по постановке исследования, эксперимента, наблюдений.

Знакомятся с экспериментальным методом изучения материала, планируют свою работу. Каждая группа выбирает свой путь решения задачи: определяет влияние, каких факторов будет рассматривать (создание общего банка идей), планируют эксперимент.

2.Проведение исследования эксперимента, наблюдений, теоретического изучения материала

Осуществляет консультирование по вопросам методологии исследования, методики эксперимента, следит за соблюдением правил техники безопасности, стимулирует деятельность учащихся.

Многократное повторение измерений, проверка достоверности полученных величин, использование средств информационных технологий, установка коммуникаций внутри групп, осуществление поисковой деятельности.

3.Интерпретация данных исследования

Консультирование по объясняющим моделям, оформлению результатов работы.

Создание рабочей гипотезы, объясняющей результаты измерений; выбор форм отчёта, подготовка итогов исследований, эксперимента, наблюдений.

4.Формулирование выводов по данным исследования, эксперимента, наблюдений,

Обращает внимание на неоднозначность толкования некоторых результатов исследований, на важность проведённых экспериментов, на значимость выполненных работ, организует экспертизу исследования, эксперимента, наблюдений.

Каждая группа делает сообщение о результатах своих исследований и об их возможном объяснении, более ясно осознают смысл своего исследования эксперимента, наблюдений; проявляют навыки слушателя, что помимо такта и терпения, включает в себя способность уловить смысл сказанного, задать ясный, точный вопрос докладчику, извлечь из услышанного пользу для своей работы.

5.Рефлексия

Оценивает свою деятельность на протяжении всего исследования, эксперимента, наблюдения.

Осуществляют рефлексию своей деятельности, себя в ней, своей работы в коллективе.



Природные явления, определяющие

жизнедеятельность человека


9


1. Механика твёрдых тел, жидкостей и газов

2. Тепловые явления

3. Электрические явления

4. Звуковые явления

5. Световые явления

Причины, влияющие на нарушения

физического равновесия в природе



  1. Изменение состава атмосферы, влажность

воздуха

  1. Ионизация воздуха и

атмосферное электричество

  1. Повышение температуры и скорости

движения воздуха

  1. Изменение магнитного поля Земли

  2. Жизнедеятельность обитателей



2

2

2

1

2

9

2

2

2

2

1

Физическое развитие человека

1. Природное развитие человека

2. Адаптация человека

3.Способы питания человека

4. Как дышит человек?

5. Как растёт человек?

Биологические ритмы человека

1. Естественные ритмы организма

2. Влияние факторов земного происхождения

3. Космические факторы

4. Профессиональные факторы

Гравитация и человек

1. Гравитационное взаимодействие

2. Свойства гравитационного взаимодействия

3. Масса тела как мера гравитационного взаимодействия

4. Старение организма как следствие гравитационного взаимодействия

Взаимосвязь системы органов в процессе жизнедеятельности организма

1. Расположение органов человека

2. Кровообращение. Лимфотоки

3. Диффузионные связи

  1. 4. Состояния при невесомости и перегрузках органов человека

Механизмы саморегуляции человека

1. Функции кожи человека

2. Определение влажности и скорости движения воздуха 3.Установление зависимости энергетического обмена от состояния кожного покрова

4.Температура внутренних органов и поверхности кожи человека. Терморегуляция

9

2

2

1

2

2

9

2

3

2

2

9

3

2

2

2

9

2

2

2

3

9

2

3

2

2

Правила и средства гигиены

1.Определение неблагоприятных условий климата и погоды

2.Способы химической и физической регуляции тепловой энергии

3. Нахождение скорости прохождения воздуха в тканях одежды

4. Выбор косметических средств

Свет и цвет

1.Спектральный состав света

2.Цветное зрение 3.Потеря прозрачности светом

4.Свойства света

5.Невидимые лучи

Мир звуков

1.Основные свойства звуковых волн

2.Ультразвук и инфразвук

3. Характеристики звука

4.Акустический резонанс

Естественные и искусственные материалы

1.Определение теплоемкости, теплопроводности материалов

2. Работоспособность и поведение материалов при изменении температуры

3. Теплоотдача материалов

4. Теплофизические основы покрова животных

Электростатические явления

1.Электрические взаимодействия

2.Электростатическая защита

3.Проводники, полупроводники и диэлектрики

4.Природные электростатические явления

Магнитное поле

1. Электромагнитное взаимодействие

2. Магнитные аномалии

3. Электромагнитная безопасность

4. Биомагнетизм

5. Магнитотерапия

Радиация и жизнь

1.Источники радиации

2.Виды радиации

3.Защита от радиации

4. Значение коэффициента радиационного риска для отдельных органов

5. Радиобиологический разрушительный эффект

Человек и водные ресурсы

1.Физические и химические свойства воды

2.Три состояния воды

3. Информационная память воды

4.Мировой океан

5.Способы очищения воды

Топливно-энергетические ресурсы

1. Топливно-энергетический комплекс

2.Физические основы использования энергетических ресурсов Земли

3.Органические и неорганические ресурсы Земли

4. Энергосбережение и экология

Физика воздуха

1.Воздух - смесь различных газов

2.Физические свойства воздуха

3.Вес воздуха и атмосферное давление

4.Охрана воздушных ресурсов

Физика микромира

1.Мир элементарных частиц

2.Взаимопревращения частиц

3. Фундаментальные частицы

4.Фундаментальные взаимодействия

От микромира к макромиру

1.Происхождение и эволюция Вселенной

2.Галактики

3.Звёзды

4.Солнечная система

Обыкновенная физика необыкновенных явлений

1. Анормальность свойств некоторых веществ

2.Сверхпроводимость

3.Миражи

4.Невидимые лучи

5.«Ультрафиолетовая катастрофа»

Академия выживания

1.Средства тушения пожара

2 Правила дорожного движения

3.Туристические испытания

4.Медицинская помощь пострадавшему

5. Стратегия выхода из чрезвычайных ситуаций

6.Дартс

7.Физическая подготовка

Городской тур игры «Академия выживания»

9

2

3

3

1

9

2

2

2

2

1

9

3

2

2

2

9

3

3

2

1

9

2

2

3

2

9

2

2

3

1

1

9

1

2

2

3

1

9

3

1

2

2

1

9

2

3

2

2

9

2

2

3

2

9

3

2

2

2

9

3

2

2

2

9

3

1

1

2

2

9

1

1

2

1

2

1

1

3











© 2010-2022