- Преподавателю
- Физика
- Повышение мотивации учащихся при решении расчетных задач по теме «Законы динамики»
Повышение мотивации учащихся при решении расчетных задач по теме «Законы динамики»
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малярова О.В. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Повышение мотивации учащихся при решении расчетных задач по теме
«Законы динамики»
Цель:
Обучение учащихся средней школы приемам использования алгоритмов
Задачи:
-
Подобрать задачи, поддающиеся алгоритмизации
(к известным алгоритмам подобрать расчетные задачи)
-
найти информацию об использовании алгоритмов в процессе обучения
-
разработать методику применения алгоритмов на уроке
Динамика материальной точки.
-
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
-
Анализ (построить математическую модель явления):
-
Выбрать систему отсчета.
-
Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.
-
Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.
-
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
-
Если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавить кинетические уравнения.
-
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
-
Решение проверить и оценить критически.
-
Из весьма разнообразных задач на применение законов Ньютона выделить можно наиболее типичные случаи различных ситуаций и свести их в таблицу. Ее можно постепенно заполнять вместе со школьниками при изучении материала темы «Применение законов движения» и при его обобщении или повторении в X классе.
Общие подходы к решению типичных задач по теме «Законы Ньютона».
Ситуация
Действующие силы
Уравнение движения
в векторной форме
в проекциях
1
а)
б)
а)
б)
2
3
-
б)
-
б)
a)
б)
4
5
6
7
а)
б)
8
а)
б)
в)
Литература.
-
Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. Изд. 3-е, переаб. и испр. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. - 430 с.
-
Гутман В.И., Мощанский В.Н. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 95 с.
-
Игруполо В.С., Вязников Н.В. Физика: алгоритмы, задачи, решения: Пособие для всех, кто изучает и преподает физику. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 592 с.
-
Каменский С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.:Просвещение, 1971.
-
Кобушкин В.К. Методика решения задач по физике. - Издательство ленинградского университета, 1970.
-
Пойа Д. Как решать задачу. - Львов: журнал "Квантор", 1991.
-
Савченко Н.Е. Решение задач по физике. Пособие для поступающих в вузы. - Минск, "Вышэйш. школа", 1977. - 240 с.
-
Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 206 с.