- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике 8 класс (Пёрышкин)
Рабочая программа по физике 8 класс (Пёрышкин)
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демяник О.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ВОИНА-АФГАНЦА АЛЕКСЕЯ ДЕМЯНИКА
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ___
от «__» _____ 2015 г.
Согласовано
Зам.директора по УВР
___________________
«__» _____ 2015 г.
Утверждено
Директор школы
_______________
«__» _____ 2015 г.
Рабочая программа
по физике в 8 классе
Учитель Демяник Олег Валериевич
Количество часов в 1 полугодии:
32
Всего:
70
В неделю:
2
Программа составлена на основе:
примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Учебно-методический комплект
А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2013.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
-
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
-
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
Содержание программы учебного предмета.
(70 часов)
Тепловые явления (12 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества. 11 часов
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления. 26 часов
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления. 6 часов
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления 9 часов
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Итоговое повторение 6 часов
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Грубые ошибки
-
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
-
Неумение выделить в ответе главное.
-
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
-
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
-
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
-
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
-
Неумение определить показание измерительного прибора.
-
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
-
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
-
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
-
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
-
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
-
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
-
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
-
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
-
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
-
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Календарно-тематическое планирование материала (8кл 70 часов)
Дата
№ урока
Тема урока
Содержание
Демонстрации
Примерное Д/З
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы контроля
Оборудование
Знать
Уметь
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ЧАСОВ)
01.09
1.1
Тепловое движение. Температура
Примеры тепловых явлений. Измерение температуры. Особенности движения молекул в газах, жидкостях, твердых телах. Связь между температурой тела и скоростью движения его молекул
Движение шарика, подброшенного вверх. Движение шариков в приборе «Модель броуновского движения»
§ 1. Ответить на вопросы к § 1
Понятие внутренней энергии, температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления и испарения, относительной влажности воздуха; обозначение величин и единицы их измерения в СИ;
Измерять температуру, массу, объем, представлять результаты измерений зависимости температуры от времени
Компьютер
03.09
2.2
Внутренняя энергия
Превращение энергии в механических процессах (на примере падающего тела). Внутренняя энергия тела
5 Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков на стальную и покрытую пластилином плиту
6
§2, вопросы к §2. Повторить из курса «Фи-зика-7»: скорость движения молекул и температура тела; механическая работа, единицы работы
7 формулировать закон сохранения энергии в тепловых процессахконвекции, излучения, испарения, кипения, плавления. Изменения и преобразования энергии при анализе плавления и испарения вещества. Называть преобразования энергии в ДВС; примеры экологических последствий работы ДВС, ТД
в при теплообмене в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности между ними; объяснять процессы испарения и плавления веществ, испарение жидкости при любой температуре и ее охлаждение при испарении; вычислять энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел.
По графикам определять характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение.
Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
Уметь объяснять примеры проявления в природе и использование в технике конвекции,
08.09
3.3
Способы изменения внутренней энергии тела
Виды теплопередачи. Теплопроводность
Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним (и ее уменьшение при совершении работы телом). Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Практическая работа: нагревание стальной спицы при периодическом перемещении надетой на нее пробки Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Различие теплопро-водностей разных веществ
Нагревание тел при совершении работы (трении, ударе). Опыты по рис. 4, 5 учебника. Нагревание металлического стержня, опушенного в горячую воду
Теплопроводность металла (по рис. 6 с. 11), различие теплопровод-ностей твердых тел (рис. 9), теплопроводность жидкостей и газов (рис. 7, 8, с. 12)
§ 3, вопросы к §3. Задание 1 (с. 10)
§4, Упр. 1. Заполнить таблицу веществ, обладающих хорошей и плохой теплопроводностью
Компьютер
10.09
4.4
Конвекция.
Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции (с привлечением понятия архимедовой силы).
Конвекция в газах по рис. 10, в жидкостях по рис. 11;опыт с кипятильником, опущенным на дно сосуда(вода прогревается вся).
§5
Компьютер
15.09
5.5
Излучение
Передача энергии излучением. Особенности этого вида теплопередачи
Нагревание воздуха в термоскопе по рис. 13
§,6, Упр. 2, Упр. 3 §§ 1,2 для доп. чтения
Компьютер, проектор
17.09
6.6
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества
Количество теплоты. Единицы количества теплоты: джоуль, калория. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания воды (устно). Удельная теплоемкость, ее единица измерения. Разбор, с привлечением данных табл. 1, качественных задач типа: - в каком из двух стаканов, содержащих одинаковое количество кипятка, больше понизится температура после того, как в один опустят алюминиевую, а в другой серебряную ложки, массы которых равны? - какое из тел нагреется до более высокой температуры при получении одинакового количества теплоты: вода массой 1 кг или кирпич такой же массы?
Зависимость количества теплоты от массы и рода вещества по рис. 14
§ 8, вопросы к §8.
Компьютер
22.09
7.7
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
Формула Q=cm(t2-ti). График зависимости температуры от времени при охлаждении и нагревании
§9, Упр. 4
24.09
8.8
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Устройство и применение калориметра. Лабораторная работа выполняется по описанию в учебнике. Расчет количества теплоты, выделившегося при охлаждении воды, массой 100 г от45°Сдо25°С
Устройство калориметра
§9, Л. 1002-1010, 1015, 1019. Из предложенных задач в течение недели решить 5 по выбору
Л. р. 1
Компьютер
29.09
9.9
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»
Лабораторная работа проводится по описанию в учебнике
Предложить способ определения массы металлического предмета (гайки), не прибегая к взвешиванию и измерению объема
Л. р. 2
Компьютер
01.10
10.10
Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
Энергия топлива. Теплота сгорания топлива. Расчет количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива, по формуле Q=qm. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач
§§ 10,11 Упр. 5 (2, 3), Упр. 6(1,2)
06.10
11.11
Обобщение по теме
« Тепловые явления»
§ 6-10
08.10
12.12
Контрольная работа №1 «Тепловые явления»
К.Р. №1
Компьютер
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (11 ЧАСОВ)
13.10
13.1
Агрегатные состояния вещества.
Агрегатные состояния вещества.
§12, вопросы к § 12
15.10
14.2
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Графики плавления и отвердевания кристаллических тел
Плавление и отвердевание. Точка плавления. Анализ вопросов типа: - расплавится ли нафталин, брошенный в кипящую воду; - почему в наружных термометрах используют спирт, а не ртуть
Наблюдение за таянием кусочка льда в воде(отмечается постоянство температуры смеси при плавлении)
§§13,14, Упр. 7, § 3 для доп. чтения
Компьютер, проектор
20.10
15.3
Удельная теплота плавления. Решение задач
Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знания о молекулярном строении вещества. Удельная теплота плавления. Выделение энергии при отвердевании вещества. Решение задач. Упр. 8 (1-3). Вычислить (устно) количество теплоты, необходимое для плавления тела известной массы и вещества, нагретого до температуры плавления
§15, Упр, 8 (4,5) Задание 2
Самостоят. работа
22.10
16.4
Испарение и конденсация
Процессы испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и её выделение при конденсации пара. Насыщенный пар. Решение задач Упр. 9 (6, 7)
Зависимость скорости испарения от рода жидкости, движения воздуха
§8 16,17, Упр. 9 (1-5). Задание 3
27.10
17.5
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
Процесс кипения^ Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Работа с табл. 5,6. Решение задач из упр. 10(4-6)
§§ 18,20, Упр. 10(1-3) Задание 4
Диктант
29.10
18.6
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
Относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометры: конденсационные и волосные. Психрометр. Значение влажности
Гигрометры, психрометр
§19. Л. 1147-1149, 1167
Компьютер, проектор
10.11
19.7
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя
Работа газа и пара при расширении. ТД. Четырехтактный две. Области применения. КПД ТД. Превращение тепловой энергии в механическую.
Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке, модель ДВС.
§§'21-22 Задание 5. Л. 1135-1138, 1140
12.11
20.8
ДВС паровая турбина
Экологические последствия _работы ДВС
Действующая модель паровой турбины
§§'23-24
17.11
21.9
Обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
19.11
22.10
24.11
23.11
Контрольная работа№2 «Изменение агрегатных состояний вещества»
К.Р. №2
Компьютер
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (26 ЧАСОВ)
26.11
24.1
Электризация тел. Два рода зарядов
Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел
Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Опыты по рис. 29-31 Взаимодействие 2-х бумажных заряженных султанов
§§ 25-26
•
Определения: силы тока, напряжения, электрического сопротивления. Знать строение атома и атомного ядра, существование двух родов электрического заряда, электрического поля как особого вида материи.
Знать закона Ома для участка цепи. Описывать изменения и преобразования энергии при нагревании проводников электрическим
током Называть: источники электрического и магнитного полей, способы их обнаружения, преобразование энергии в
Собирать электрические цепи по схеме, измерять силу тока, напряжение, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять зависимость силы тока в резисторе от напряжения,
определять величину силы тока при заданном напряжении. Вычислять энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электриче-
ского тока (при заданной силе тока и напряжении). Определять: сопротивление металлического проводника (по графику зависимости
01.12
25.2
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Устройство и действие электроскопа. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Оперативный контроль знаний (7 мин.)
Устройство электроскопа.
»
§ 27, , Л. 1202-1204 Практическое задание: изготовить самодельный электроскоп
Сам. работа
03.12
26.3
Электрическое поле
Поле как особый вид материи. Модуль и направление электрических сил.
Обнаружение поля заряженного шара при помощи заряженной гильзы. Опыт по рис. 36
§ 28
08.12
27.4
Делимость электрического заряда. Электрон
Электрический заряд. Единица электрического заряда - кулон. Делимость электрического заряда. Электрон
Опыт по рис. 38
§§29, Л. 1207, 1209, 1213 Практическое задание: при помощи гильзы исследовать электрическое поле наэлектризованного тела(расчески, пластмассовой линейки)
Компьютер
10.12
28.5
Строение атомов
Строение атомов. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития
Учебная таблица «Строение атома»
§30,
Упр. 11
15.12
29.6
Объяснение электрических явлений
Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передачи части электрического заряда от одного тела к другому, притяжения к заряженному телу незаряженного
Опыт по рис. 40, 41; притяжение к заряженной палочке листочков султана
§31, Упр. 12
17.12
30.7
Электрический ток.
Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Различие между гальваническим элементом и аккумулятором. Применение аккумуляторов.
Опыты по рис. 43, 44. Составление модели аккумуляторов,
§32.
22.12
31.8
Электрические цепи
Электрическая цепь и её основные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Самостоятельная работа: по собранной цепи начертить её схему и наоборот
составление простейшей цепи
§ 33 Упр. 13 Задание 6
Компьютер
24.12
32.9
Электрический ток в металлах. Действие электрического тока.
Повторение сведений о структуре металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металлах.
Опыт по рис. 53-57
§§ 34-35, вопросы к §§ 34-35 Л. 1232, 1233
Компьютер, проектор
29.12
33.10
Сила тока. Единицы силы тока
Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица силы тока -ампер. Решение задач типа Упр. 14(1 и 2)
Опыт по рис. 59
§ 37, Упр. 14
12.01
34.11
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Лабораторная работа по описанию в учебнике
Опыт по рис. 61
§38, Упр. 15
Л. р. 3
14.01
35.12
Электрическое напряжение. Измерение напряжения.
Напряжение, единица измерения. Вольтметр, определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения.
Опыты по рис. 63, 64,66
§§39-41, Упр. 16
19.01
36.13
Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Лабораторная работа по описанию в учебнике
Л. р. 4
Компьютер, проектор
21.01
37.14
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников
Зависимость силы тока от напряжения. Выяснение на опыте, что отношение напряжения к силе тока для каждого проводника есть величина постоянная. Электрическое сопротивление проводников. Единица измерения сопротивления .Решение задач типа: вычислите сопротивление проводника по графику рис. 69
Опыт по рис. 68. Опыт по рис. 70. Определение сопротивления катушек и лампочек по показаниям амперметра и вольтметра
§42, Упр. 17 §43, Упр. 18
1
26.01
38.15
Закон Ома для участка цепи
Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и сопротивления. Закон Ома. Решение задач. Упр. 21 (4-7)
Опыт по рис. 71
§44, Упр. 19(1-3)
Компьютер, цифровая лаборатория SL
28.01
39.16
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление
Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Формула для расчета сопротивления проводника. Решение задач. Упр. 20 (3,4)
Опыты по рис. 74
§§ 45, 46 Упр. 20(1.2)
02.02
40.17
Решение задач
04.02
41.18
Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом»
Принцип действия и назначение реостата. Вычерчивание схемы электрической цепи с реостатом. Лабораторная работа по описанию в учебнике
Опыты по рис. 75, 76
§47, Упр. 21
Л. р. 5
Компьютер, цифровая лаборатория SL
09.02
42.19
Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
По описанию в учебнике
§§43-47
Л. р. 6
Компьютер, цифровая лаборатория SL
11.02
43.20
Последовательное соединение проводников
Законы последовательного соединения проводников
Демонстрация опыта электрической цепи при выключении одной из последовательно соединенных ламп
§48, Упр. 22
19.02
44.21
Параллельное соединение проводников
Сопротивление двух одинаковых параллельно соединенных проводников, сила тока и напряжение при параллельном соединении. Законы параллельного соединения проводников
Опыт по рис. 79
§49, Упр. 23
Сам. работа
16.02
45.22
Работа и мощность электрического тока
Работа тока. Формула для ее расчета. Анализ табл. 9. Мощность тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Решение задач
Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке
§§ 50-52, Упр. 24, 25
18.02
46.23
Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Проводится по описанию в учебнике
•
§§ 50-52 Упр. 26 Задание 7
Л. р. 7
Компьютер, цифровая лаборатория SL
25.02
47.24
Нагревание проводников электрическим током.Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Короткое замыкание
Расчет количества теплоты, выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Электрические нагревательные приборы. Предохранители
Нагревание током составленного из кусочков спирали и медной проволоки проводника, натянутого между двумя штативами
§§ 53-55 Упр. 27 Задание 8 Повторить
§§ 25-52
Компьютер, проектор
01.03
48.25
Решение задач.
Решение задач по теме «Электромагнитные явления»
§ 28(повторить.)
03.03
49.26
Контрольная работа
К.Р. №3
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ЧАСОВ)
10.03
50.1
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
Опыты по рис. 90-92
§§ 56, 57
Компьютер, проектор
15.03
51.2
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечником. Лабораторная работа по описанию в учебнике
Опыты по рис. 96, 97. Действие модели подъемного крана
§58, Упр. 28 Задание 9
Л. р. 8
17.03
52.3
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли
Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле
Опыты по рис. 104- ПО
§§ 59, 60 Задание 10
22.03
53.4
Действие магнитного поля на движущийся заряд.
Действие силы на движущийся заряд
§§ 59, 60 Задание 10
24.03
54.5
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока(на модели)»
Действие силы на проводник с током, находящимся в магнитном поле. Измерение направления силы при измене19пи направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Устройство и работа электродвигателя. Лабораторная работа по 19пиисанию в учебнике
Опыты по рис. 113- 115. Электродвигатель постоянного тока
§61 Задание 11 Л. 1480, 1481
Л. Р. 9
Компьютер, цифровая лаборатория SL
05.04
55.6
Применение электродвигателей постоянного тока. Устройство электроизмерительных приборов
Обсуждение сообщений учащихся. Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов магнитоэлектрической системы
Амперметр, вольтметр
§§ 56-61, Л. 1482
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 ЧАСОВ)
07.04
56.1
Источники света. Распространение света
Оптические явления. Свет - важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Световой луч. Прямолинейное распространение света. Тень, полутень
Излучение света различными источниками, получение тени, полутени
§ 62, Упр. 29 Задание 12
Знать физические явления и понятия: прямолинейность распространения света, луч, отражение и преломление света.
Применять основные понятия и законы; получать изображение предмета с помощью линзы;
12.04
57.2
Отражение света. Законы отражения
Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу двух сред. Отражение света. Законы отражения света
Опыты по рис. 129
§ 63, Упр. 30
фокусное расстояние линзы, оптическая сила
линзы, законы отражения и
преломления света
строить изображение предмета в плоском зеркале и тонкой
линзе; решать качественные и расчетные задачи на
изученные законы
14.04
58.3
Плоское зеркало
Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета
Опыты по рис. 133
§64, Упр. 31
Компьютер, проектор
19.04
59.4
Преломление света
Явление преломления света. Угол падения и угол преломления. Законы преломления. Физический диктант
Опыты по рис. 137 и с оптической шайбой
§ 65, Упр. 32
S
21.04
60.5
Линзы. Оптическая сила линзы
Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Формула оптической силы, единица измерения
Демонстрация линз из набора «Геометрическая оптика». Опыты по рис. 144, 146,147
§ 66, Упр. 33
26.04
61.6
Изображения, даваемые линзой
Построение изображений, даваемых линзой
Опыт по рис. 149
§ 67, Упр. 34
28.04
62.7
Решение задач на построение изображения предметов, даваемых линзой
Построение изображений предмета в линзе: а) в собирающей б) в рассеивающей
§67 Л. 1591 -1593, 1598
/
Сам. работа
05.05
63.8
Лабораторная работав» 10 «Получение изображения при помощи линзы»
Лабораторная работа проводится по описанию в учебнике
§ § 66, 67 Л. 1599, 1600
Л. р. 10
Компьютер, цифровая лаборатория SL
10.05
64.9
Повторение материала «Оптические явления»
К. р. 4
12.05
65.1
Административная контрольная работа № 4 по теме «Оптические явления»
17.05
66.2
Резервное время. Повторение материала «Тепловые явления»
Компьютер, проектор
19.05
67.3
Резервное время. Повторение материала «Агрегатные состояния вещества»
24.05
68.4
Резервное время. Повторение материала «Электрические явления»
26.05
69.5
Резервное время. Повторение материала «Электромагнитные явления»
Компьютер, цифровая лаборатория SL
31.05
70.6
Заключительный урок. Подведение итогов.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Распределение письменных работ по курсу
Раздел программы
Количество проверочных работ
Количество самостоятельных работ
Количество тестов
Количество контрольных работ
Тепловые явления
1
1
1
2
Изменение агрегатных состояний
0
0
1
1
Электрические явления
3
1
2
2
Электромагнитные явления
0
0
1
1
Световые явления
0
1
1
1
Итоговое повторение
0
0
2
1
Вводный контроль
Вариант 1
-
Вода испарилась и превратилась в пар. Как при этом изменилось движение и расположение молекул? Изменились ли при этом сами молекулы?
-
Борзая развивает скорость до 16 м/с. Какой путь она может преодолеть за 5 минут?
-
Найдите вес тела массой 800 г. Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
-
Какое давление оказывает мальчик массой 48 кг на пол, если площадь подошв его обуви 320 см2
-
Какая работа совершается при равномерном подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 3 м . Плотность гранита 2700 кг/м3
Вариант 2
-
Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?
-
С какой скоростью движется кит, если для прохождения 3 км ему потребовалось 3 мин 20 с.
-
Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 1,5 т. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
-
На какой глубине давление воды в море равно 2060 кПа? Плотность морской воды 1030 кг/м3
-
Сколько времени должен работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из шахты глубиной 150 м откачать воду объемом 200 м3 Плотность воды 1000 кг/м3
Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»
Вариант 1
-
Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С) )
-
Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты? (Удельная теплота сгорания угля 3 * 107 Дж/кг)
-
В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном? Почему?
-
Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия? Потерями тепла пренебречь. (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С))
Вариант 2
-
Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107 Дж/кг)
-
Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С))
-
Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?
-
Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 л воды в алюминиевой кастрюле массой 300 г от 20 до 100 градусов Цельсия? (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), алюминия 920 Дж/(кг С), плотность воды 1000 кг/м3)
Контрольная работа №2 по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества»
Вариант 1
1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)
2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг
3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,
4. За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг
Вариант 2.
1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?
2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг
3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при - 20 градусах Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)
4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %
Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления»
Вариант 1.
-
Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.
-
По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут. Чему равна сила тока в лампе?
-
При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?
-
Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
-
По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
Вариант 2.
-
Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления. (Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)
-
Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?
-
Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.
-
Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2 / м)
-
Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2/м
Контрольная работа№4 по теме «Постоянный ток»
Вариант 1
1 Почему вместо перегоревшего предохранителя нельзя вставлять какой-либо металлический предмет (гвоздь)
2 Сила тока в электрической лампе 0,2 А при напряжении 120В. Найдите:
а) её сопротивление б)мощность
в) работу тока за три минуты
3 Какой длины нужно взять медную проволоку сечением 0,5мм2, чтобы при напряжение 68В сила тока в ней была 2А?
4 Три сопротивлении по 10 Ом каждое включены как показано на рис. Показание амперметра 0,9А, вольтметра 6В. Найдите:
А)Общее сопротивление
Б) Силу тока и напряжения на каждом участке.
Вариант 2
1 Почему провода, подводящие ток к электрической плитке, не разогреваются так сильно, как спираль в плитке?
2 Сопротивление лампы 60 Ом, сила тока в ней 3,5А.
Найдите:
А) Напряжение,
Б) Мощность
В) Работу тока за 2 минуты
3 Какой длины нужно взять железную проволоку сечением 2мм2, чтобы её сопротивление было таким же как сопротивление алюминиевой проволоки длинной 1км и сечением 4мм2.
4 Три сопротивления по 20 Ом каждое соединены как показано на рис. Показание амперметра 1,5А вольтметра 15В.
Найдите: а) Общее сопротивление б)напряжение и силу тока на каждом участке.
Контрольная работа №5 по теме «Оптика»
Вариант 1.
1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически более плотной.
2. Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?
3. На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1-3. Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.
4. Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в собирающей линзе, если расстояние между линзой и предметом больше двойного фокусного.
5. Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси?
1 2
Среда 1 3
Среда 2
Рис. 1 Рис. 2
Вариант 2.
-
На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный ход преломленного луча.
-
На рисунке 2 изображены два параллельных луча света, падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в правильно изображен примерный ход этих лучей?
-
Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое изображение с помощью собирающей линзы?
-
Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.
-
Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?
воздух стекло
воздух
вода А Б В
Рис. 1 Рис. 2
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2003. - 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.
Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.
Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.
Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.
Интернет- ресурсы
Коллекция ЦОР
collection.school.ru
Физика в Открытом колледже
physics.ru
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»
fiz.1september.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика
experiment.edu.ru
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии
gomulina.orc.ru
Задачи по физике с решениями
fizzzika.narod.ru
Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина
elkin52.narod.ru
Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
edu.delfa.net
Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования
fizkaf.narod.ru
Квант: научно-популярный физико-математический журнал
kvant.mccme.ru
Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной
class-fizika.narod.ru
Краткий справочник по физике
physics.vir.ru
Мир физики: физический эксперимент
demo.home.nov.ru
Образовательный сервер «Оптика»
optics.ifmo.ru
Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана
physics-regelman.com
Онлайн-преобразователь единиц измерения
decoder.ru
Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ
phys.spb.ru
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации
genphys.phys.msu.ru
Теория относительности: интернет-учебник по физике
relativity.ru
Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики
fizika.ru
Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина
physica.ru
Физикомп: в помощь начинающему физику
physicomp.lipetsk.ru
Электродинамика: учение с увлечением
physics.5ballov.ru
Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке
elementy.ru
Эрудит: биографии ученых и изобретателей
erudite.nm.ru