Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы учителя физики. Обучение физике предполагает формирование у учащихся системы основополагающих понятий данной науки, знаний ее основных законов, теорий, методов познания. Поэтому вопросам формирования понятий, поиску их внутренней структуры, алгоритмизации процесса овладения ими я уделяю большое внимание.      Говоря о систематизации и последовательности в обучении, нужно иметь в виду не только обобщение системы знаний, но также «приучение» школьников к систематичности и последовательности в их учебном труде.      Систематизация позволяет более продуктивно использовать память, упорядочить знания и вместе с тем служит источником новых знаний. На практике это дает возможность поднять результативность урока, увеличив удельный вес самостоятельной работы учащихся, расширить тематический диапазон каждого занятия.      Давно уже оправдал себя опыт планирования и проведения уроков  в системе с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединенных единой логикой и общими учебно-воспитательными целями. Используя свой многолетний опыт работы, я пришла к выводу, что темы нужно давать  блоками, объединяющими несколько вопросов. Первоначальное ознакомление происходит сразу же на первом уроке. На всех последующих тема опять-таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию ...      Но успех в работе учителя может быть достигнут только тогда, когда в преподавании правильно сочетаются четкое объяснение материала, его закрепление и систематическая проверка знаний учащихся.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение физике предполагает формирование у учащихся системы основополагающих понятий данной науки, знаний ее основных законов, теорий, методов познания. Поэтому вопросам формирования понятий, поиску их внутренней структуры, алгоритмизации процесса овладения ими я уделяю большое внимание.

Говоря о систематизации и последовательности в обучении, нужно иметь в виду не только обобщение системы знаний, но также «приучение» школьников к систематичности и последовательности в их учебном труде.

Систематизация позволяет более продуктивно использовать память, упорядочить знания и вместе с тем служит источником новых знаний. На практике это дает возможность поднять результативность урока, увеличив удельный вес самостоятельной работы учащихся, расширить тематический диапазон каждого занятия.

Давно уже оправдал себя опыт планирования и проведения уроков в системе с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях, объединенных единой логикой и общими учебно-воспитательными целями. Используя свой многолетний опыт работы, я пришла к выводу, что темы нужно давать блоками, объединяющими несколько вопросов. Первоначальное ознакомление происходит сразу же на первом уроке. На всех последующих тема опять-таки рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако каждый раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет, во-первых, воспринять единую изучаемую картину явлений; во-вторых, лучше понять, усвоить и закрепить входящие в нее вопросы; в-третьих, осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с разных точек зрения.

Но успех в работе учителя может быть достигнут только тогда, когда в преподавании правильно сочетаются четкое объяснение материала, его закрепление и систематическая проверка знаний учащихся.


1. Технология опыта.

На начальном этапе обучения физике знакомлю учащихся с правилами работы со школьным учебником, правилами поведения в классе-лаборатории, правилами пользования наглядными средствами обучения, входящими в оснащение кабинета, правилами работы с физическими приборами.

На первых же уроках мы рассматриваем способы познания природы, а также средства, используемые при этом. Затем выясняем, как можно исследовать то или иное явление природы, как работают ученые, когда можно сказать, что явление полностью исследовано. Большим подспорьем в работе являются навыки быстрого вычисления величин и погрешностей измерений. Учу алгоритмам решения задач (См. Приложение 1, 2), умению проанализировать наблюдаемое явление, умению прогнозировать последующее развитие событий. Начиная с первых уроков, учу систематизировать получаемые знания: во-первых, используя обобщенные планы ответов (См. Приложение 3); во-вторых, в тетради по теории, суммируя, изученный по теме материал в виде опорных конспектов (См. Приложение 4). Это позволяет учащимся кратко и емко выражать и запоминать основной материал.

При отработке навыков решения задач в 7-8 классах использую известный методический прием, описанный в книге В.Ф. Шаталова «Куда исчезли тройки». Суть приема заключается в том, что при первоначальном предъявлении 2-3 задач ученики совместно с учителем находят пути их решения, решения задач записываются учителем на доске (ученики в это время не делают никаких записей), учитель акцентирует внимание ребят на более принципиальных моментах решения, закрывает доску, а затем ученики воспроизводят решение задачи в тетради по памяти. Неоднократно убеждаюсь в эффективности этого приема еще и в психологическом плане: это повышает самооценку учащихся и их веру в собственные силы, после того как они сверяют с записью на доске свое решение.

Любое обучение требует постоянного контроля, для этого используется различные приемы проверки знаний и умений учащихся: на начальном этапе - самостоятельные работы на 15-20 минут, физические диктанты, карточки с индивидуальными заданиями и т.д.

В среднем и старшем звене - уроки-зачеты, семинары.

Для стимулирования положительного отношения к учебе у учащихся со слабой мотивацией к учению и для развития интеллектуальных способностей и творческого отношения к учебе у сильных учащихся считаю необходимым применение разноуровневого обучения. Учащимся предлагаются задания разной сложности по одной учебной проблеме.

Средний вариант представляет собой задание, направленное на воспроизведение или усвоение учащимися основных понятий, фактов, формул, законов и т.д. Он рассчитан на тех, кто обладает невысоким уровнем знаний и умений, и представляет собой, как правило, алгоритм действия вкупе с текстом учебника и простейшими изучаемыми по программе приборами.

Достаточный состоит из заданий более сложных: на сравнение, постановку эксперимента, проведение самостоятельного анализа изучаемых фактов и явлений. Он рассчитан на учащихся со средним уровнем подготовленности.

Высокий содержит задания, требующие от ученика творческой работы мысли: самостоятельного поиска и отбора необходимых фактов из дополнительной литературы, составление проекта, самостоятельного выполнения исследования, анализа эксперимента. Он предназначен учащимся, проявляющим повышенный интерес к физике и обладающим сравнительно высоким уровнем знаний. (См. Приложение 5)

Учащиеся сами выбирают себе вариант задания, что вырабатывает критический подход к оценке своих возможностей.

2. Использование современных образовательных технологий

В своей педагогической практике я использую технологию блочно - модульного обучения, информационные технологии обучения для поиска, усвоения учебной и научно-популярной литературы физического содержания (Таблица 1).

В последние годы интерес к предметам развивают компьютерные обучающие программы. В кабинете создается банк таких программ, а уроки с использованием компьютерных технологий проходят по графику в кабинете информатики.

Таблица 1.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения, воспитания.


п/п

Актуальность технологии

Цели и задачи, решаемые в ходе применения технологии

Направления использования технологии.

1 Информационные технологии обучения.

ИТ - мощное средство общения , обучения и воспитания, интеграции в мировое сообщество, позволяющее активно использовать всемирные информационные ресурсы.




1.Реализация всех потенциалов личности: познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.

2.Профессиональное самоопределение и самостановление личности.



Компьютер как средство повышения эффективности учебной деятельности.

1. Подготовка дидактического материала.

2. Компьютерное тестирование учащихся по предмету.

3. Использование учебного и дидактического материала на СД.

Компьютер как средство повышения эффективности исследовательской деятельности.

1.Использование Интернет - ресурсов при написании исследовательских работ

2. Оформление

исследовательских работ

3. Подготовка мультимедиа-презентаций для выступления на научно-практических конференциях.

Компьютер как средство оформления педагогического опыта.

1. Проведение диагностик и построение диаграмм

2 . Эстетическое оформление опыта

3. Подготовка мультимедиа-презентаций для распространения опыта.

Телевизионные передачи по предмету

1.Домашний просмотр с последующим обсуждением в классе

2. Просмотр телепередач на сменных носителях.


2

Технология развивающего обучения.

Данная технология позволяет использовать разнообразные подходы и принципы, реализация которых положительно влияет на эффективность обучения.

1.Стимулирование различных видов мыслительной деятельности и познавательного интереса у учащихся.

2. Воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные предметы.

Формирование социальных, нравственных потребностей.

Формирование наглядно- образного мышления.

1.Работа с учебными картинами, рисунками.

2.Работа с электронными носителями различного типа.

Формирование наглядно- действенного мышления.

1.Работа с физическими таблицами (настенными и по справочнику).

2.Работа с компьютером.

Формирование абстрактно- теоретического мышления.

1.Решение изобретательских задач в урочной и внеклассной деятельности.

2.Создание и решение проблемных ситуаций на теоретических, лабораторных, практических занятиях.

3. Использование исследовательских методов

( исследование источников информации, различных концепций и взглядов)

3

Игровые технологии.

При использовании игровых технологий развиваются основные психические функции, происходит социализация детей.

1.Диагностика интеллектуальных, творческих, эмоциональных проявлений ребенка.

2.Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей ребенка.

Использование в качестве самостоятельной технологии (для освоения понятия, темы, раздела).

4

Технология блочно-модульного обучения.

Учебные материалы, расположенные на СД, имеют блочный и модульный характер.

1.Обеспечить целенаправленность творческой деятельности учащихся

1. Теоретические занятия с использованием информационного обеспечения.

2. Практические занятия

3.Лабораторный практикум

4.Самостоятельная работа.

5

Технологии личностно-ориентированного образования.

( технология поддержки ребенка, педагогика сотрудничества)

Технологии личностно-ориентированного образования -воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

1.Развитие и совершенствование личности ребенка в соответствии с природными особенностями.

2.Возрождение национальных и культурных традиций.

1.Использование методов психодиагностики.

2.Применение разнообразных средств обучения.

3.Коррекция содержания образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

6

Коллективные способы обучения.

Актуальность технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий:

- между мотивацией и стимуляцией;

- между пассивными и активными видами учебной деятельности;

-между воспитанием и обучением.

Организовать всеохватывающий контроль знаний.

Обучать основным навыкам жизни:

умению работать сообща для достижения общей цели, умению слушать, разрешать конфликты.

1.Изучение текстового материала по предмету.

2.Взаимообмен заданиями.

3.Взаимная проверка знаний

4.Работа по вопросникам.

7

Активные методы обучения.

Активное обучение осуществляет переход от регламентирующих форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, исследовательским, поисковым.

Активизация мышления и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Развитие познавательной активности и

самостоятельности.


1.Использование познавательных задач

2.Создание на уроке ситуаций-проблем, ситуаций- оценок.

3.Использование метода дискуссий и мозговой атаки.

8

Проектные методы обучения.

Обучение строится на активной основе через целесообразную деятельность ученика.

Развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания.

Развитие критического мышления.

Формирование исследовательских навыков.

Использование метода в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Создание фотоальбомов.

Рисование газет и плакатов.

Создание компьютерных презентаций.

9

Здоровьесберегающие технологии.

Использование этих технологий помогает устранять стрессовые ситуации на уроках.

1. Создать атмосферу психологического комфорта на уроке и во внеурочной деятельности.

2. Способствовать сбережению и укреплению духовного и физического здоровья детей.

1.Рациональное дозирование программного материала с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

2. Проведение занятий в хорошо озеленённом классе, соответствующем санитарно-гигиеническим требованиям.

3. Проведение экскурсий , походов, экспедиций по родному краю с максимальным пребыванием детей на свежем воздухе.

10

Система инновационной оценки «портфолио»

Учащиеся «накапливают» успехи, имеют возможность корректировать свою работу, соотносить её результаты с результатами товарищей.

1.Социализация учащихся.

2.Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей ребенка.


1.Использование «портфолио» в учебной и внеклассной деятельности .

11

Разноуровневое обучение

Охват учебной деятельностью с учетом индивидуальных особенностей .

1.Стимулирование положительного отношения к учебе у учащихся со слабой мотивацией.

2. Развитие интеллектуальных способностей и творческого отношения к учебе у сильных учащихся.

1.Сильные учащиеся привлекаются к работе исследовательского характера.

2.Слабые учащиеся охватываются репродуктивными методами

12

Лекционно - семинарско - зачётная система

Традиционная для старшеклассников система, как подготовка их к вузовской образовательной модели.

1.Формирование ответственности, самостоятельности 2.Обучение планированию учебного времени.

Использование на уроках физики в классах 3 ступени (10-11 кл.)


© 2010-2022