- Преподавателю
- Физика
- Экспериментально – исследовательская работа Тема: Свойства и обработка древесины Экспериментатор-исследователь, Ахметгалеев Ильдус Рафагатович, учитель высшей квалиф
Экспериментально – исследовательская работа Тема: Свойства и обработка древесины Экспериментатор-исследователь, Ахметгалеев Ильдус Рафагатович, учитель высшей квалиф
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахметгалеев И.Р. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Экспериментально - исследовательская работа
Тема: Свойства и обработка древесины
Экспериментатор- исследователь
Ахметгалеев Ильдус Рафагатович
учитель высшей квалификационной
категории МБОУ «СОШ им. Ф. Ахметова
с. Каркаусь» Кукморского муниципального района РТ
Оглавление
I. Вступительная часть
II. Основная часть
1. Строение дерева
1.1. Основные свойства древесины
1.2. Пороки древесины
1.3. Свойства различных древесных пород
2. Обработка древесины
2.1. Выпиливание лобзиком
2.2. Горячая обработка древесины
3. Виды резьбы по дереву
3.1. Контурная резьба
3.2. Геометрическая резьба
3.3. Скобчатая или ногтевидная резьба
3.4. Плоскорельефная резьба
3.5. Ажурная резьба
3.6. Рельефнозаоваленная резьба
3.7. Скульптурная резьба и. скульптура по древесине с хорошо выраженной текстурой
4.Отделка изделия
4.1. Виды отделки
4.2. Проектная работа «Изготовление декоративного подсвечника».
4.3. Знакомство с работами местных мастеров по обработке древесины.
4.4. Дизайн будущей комнаты
III.Заключение
IV. Список использованной литературы
Тезис
Исследователь- МБОУ «СОШ им. Ф. Ахметова
с. Каркаусь» учитель физики высшей квалификационной категории Ахметгалеев Ильдус Рафагатович
Актуальность: Лес - наше богатство. Использование его разумно в народном хозяйстве имеет важное значение. Изделия из древесины, на современном этапе развития общества, пользуются большим спросом. Знание его физических свойств, особенностей его обработки и дизайна оформления очень востребовано.
Целью исследовательской работы является:
1. Изучение строения дерева, пороков древесины, пород дерева.
2. Изучение способов обработки древесины, отделка древесины.
3. Знакомство со способами резьбовой обработки древесины и дизайном обработки.
4. Проектная работа «Изготовление декоративного подсвечника».
5. Знакомство с работами местных мастеров по обработке древесины.
Более половины территории нашей родины - это земли государственного лесного фонда. Общая площадь их превышает 1250 млн. га.
Лес представляет собой сложную экологическую систему, или, как его назвал известный советский академик В. Н. Сукачев .Биогеоценоз - участок земной поверхности, на котором в тесном взаимодействии развиваются однородная по составу и производительности растительность, однородный комплекс животных, микроорганизмов, - однородная по физико-химическим свойствам почва, поддерживается однородная газовая и климатическая ситуация и устанавливается однородный по масштабу и ритму материально-энергетический обмен между всеми составляющими биогеоценоза.
Лес влияет на окружающую среду, на микроклимат, участвует в почвообразовании, регулирует водный режим почвы и воздуха, ослабляет радиацию, регулирует фауну и микромир. Велика роль леса в образовании органической массы. Средняя продуктивность лесов земли равна семи тоннам органического вещества с гектара в год, растений сельскохозяйственных полей - шести, пастбищ - четырем.
Лесные насаждения очищают воздушные бассейны городов и сел от пыли и вредных газов, дыма и копоти, защищают жителей от шума. Многие растения, особенно хвойные, выделяют особые вещества - фитонциды, убивающие микробов - возбудителей болезней человека и растений. Известно, что пыль, находящаяся в воздухе, снижает действие солнечных лучей и поглощает ультрафиолетовые лучи,
Еловые насаждения площадью в 1 га могут задерживать на кронах деревьев до 32 т пыли в год, сосновые - 35, вяза--43, дуба - 54, бука - 68 т. Содержание пыли в литре воздуха на озелененной улице втрое меньше, чем на улице без деревьев. Многие древесные породы поглощают сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода, фтор, хлор, соединения свинца.
Древесная растительность играет и важную роль в выравнивании баланса кислорода и углекислого газа. Деревья, образно говоря, являются зеленой фабрикой, восстанавливающей живительную силу отработанного воздуха. Производительность этой фабрики зависит от продуктивности древостоев. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ.
Для народного хозяйства особенно важно, что лес - источник древесины. Несмотря на то, что в капитальном строительстве применяют все больше и больше металла, цемента, полимеров, а газ вместе с другими горючими материалами вытесняет такой древний топливный материал, как дрова, спрос на древесину с каждым годом возрастает.
Из древесины вырабатывают до 20 тыс. видов изделий. Благодаря химическому воздействию и другим способам переработки древесина становится сырьем для многих промышленных и хозяйственных продуктов и предметов потребления. Это, прежде всего пиломатериалы, фанера, бумага, картон, древесноволокнистые и древесностружечные плиты.
Несложно понять, почему древесина так популярна при строительстве и отделке деревянных домов, Дерево - теплый, живой материал, являющийся частью естественного круговорота природы. Поэтому древесину можно использовать повсюду, не опасаясь нанести вред окружающей среде или здоровью человека. Популярность древесины как строительного материала объясняется хорошими изолирующими свойствами, легкостью в обработке и прочностью, К тому же Россия - «страна лесов», где дерево традиционно - один из самых распространенных строительных материалов. Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что трудно найти более экологичный, экономичный, легкий в обработке и близкий человеку строительный материал, чем дерево. Дерево - один из самых популярных строительных и поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. Древесина достаточно тверда, прочна, упруга, легко поддается отделке (колется, пилится), легко склеивается. Но древесина также имеет и недостатки: она может коробиться, усыхать, набухать, трескаться, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом ее физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы дерева. Физические свойства древесины - это цвет, блеск, запах, теплопроводность, разбухание, усушка, коробление, влажность и электропроводность. Механические свойства - это прочность, упругость, пластичность, вязкость, хрупкость, твердость, износостойкость. Из дерева можно сделать множество различных предметов: предметы украшения, оформления и дизайна. Моя работа посвящена изучению свойств дерева и древесины, способам обработки древесины, видам резьбовой обработки, дизайну обработки дерева, дизайну обстановки материалов из дерева. В процессе обработки древесины я изучал строение дерева, основные его свойства, свойства различных древесных пород. Обработка древесины требовала от меня знание этих свойств, методов обработки и максимум терпения. Я основное внимание уделял резьбе по дереву. Резьба по дереву требует знаний по его обработке и дизайну. Знание видов резьбы дала мне возможность сотворить настоящие шедевры искусства. Умение отделывать изделие придаёт особую красоту его дизайну. Я этим ремеслом занимаюсь с ранних лет. Из дерева можно сделать множество различных предметов: предметы украшения, оформления и дизайна. Знакомство с изделиями местных мастеров мне дало творческое вдохновение. Изучение этого ремесла развивает талант и оказывает материальную помощь.
Желаю вам успеха в этом деле!
Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе
воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа.
Л.Леонов
Вступительная часть.
Более половины территории нашей родины - это земли государственного лесного фонда. Общая площадь их превышает 1250 млн. га.
Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главная роль принадлежит деревьям и кустарникам.
. Лес представляет собой сложную экологическую систему, или, как его назвал известный советский академик В. Н. Сукачев. Биогеоценоз - участок земной поверхности, на котором в тесном взаимодействии развиваются однородная по составу и производительности растительность, однородный комплекс животных, микроорганизмов, - однородная по физико-химическим свойствам почва, поддерживается однородная газовая и климатическая ситуация и устанавливается однородный по масштабу и ритму материально-энергетический обмен между всеми составляющими биогеоценоза.
Лес влияет на окружающую среду, на микроклимат, участвует в почвообразовании, регулирует водный режим почвы и воздуха, ослабляет радиацию, регулирует фауну и микромир. Велика роль леса в образовании органической массы. Средняя продуктивность лесов земли равна семи тоннам органического вещества с гектара в год, растений сельскохозяйственных полей - шести, пастбищ - четырем.
Лесные насаждения очищают воздушные бассейны городов и сел от пыли и вредных газов, дыма и копоти, защищают жителей от шума. Многие растения, особенно хвойные, выделяют особые вещества - фитонциды, убивающие микробов - возбудителей болезней человека и растений. Известно, что пыль, находящаяся в воздухе, снижает действие солнечных лучей и поглощает ультрафиолетовые лучи,
Еловые насаждения площадью в 1 га могут задерживать на кронах деревьев до 32 т пыли в год, сосновые - 35, вяза--43, дуба - 54, бука - 68 т. Содержание пыли в литре воздуха на озелененной улице втрое меньше, чем на улице без деревьев. Многие древесные породы поглощают сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода, фтор, хлор, соединения свинца.
Древесная растительность играет и важную роль в выравнивании баланса кислорода и углекислого газа. Деревья, образно говоря, являются зеленой фабрикой, восстанавливающей живительную силу отработанного воздуха. Производительность этой фабрики зависит от продуктивности древостоев. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ.
Если гектар елового насаждения по способности поглощать углекислый газ принять за 100%, то лиственничный лес поглощает 120%, сосновый - 160%, липовый - 250%, дубовый - 450 %, а лесные посадки тополя-700%. Один гектар леса поглощает за час около J л углекислоты, что соответствует выделению ее при дыхании 200 человек. Например, лиственные породы выделяют до 2-3 кг фитонцидов за год, хвойные -5, можжевельник - 30 кг.
Помимо этого, кроны лиственных деревьев поглощают более 25% падающей на них звуковой энергии. При правильном расположении и подборе деревьев они могут поглощать до 60% шума.
Для народного хозяйства особенно важно, что лес - источник древесины. Несмотря на то, что в капитальном строительстве применяют все больше и больше металла, цемента, полимеров, а газ вместе с другими горючими материалами вытесняет такой древний топливный материал, как дрова, спрос на древесину с каждым годом возрастает.
Из древесины вырабатывают до 20 тыс. видов изделий. Благодаря химическому воздействию и другим способам переработки древесина становится сырьем для многих промышленных и хозяйственных продуктов и предметов потребления. Это, прежде всего пиломатериалы, фанера, бумага, картон, древесноволокнистые и древесностружечные плиты.
Несложно понять, почему древесина так популярна при строительстве и отделке деревянных домов, Дерево - теплый, живой материал, являющийся частью естественного круговорота природы. Поэтому древесину можно использовать повсюду, не опасаясь нанести вред окружающей среде или здоровью человека. Популярность древесины как строительного материала объясняется хорошими изолирующими свойствами, легкостью в обработке и прочностью, К тому же Россия - «страна лесов», где дерево традиционно - один из самых распространенных строительных материалов. Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что трудно найти более экологичный, экономичный, легкий в обработке и близкий человеку строительный материал, чем дерево. Дерево - один из самых популярных строительных и поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. Древесина достаточно тверда, прочна, упруга, легко поддается отделке (колется, пилится), легко склеивается. Но древесина также имеет и недостатки: она может коробиться, усыхать, набухать, трескаться, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом ее физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы дерева. Физические свойства древесины - это цвет, блеск, запах, теплопроводность, разбухание, усушка, коробление, влажность и электропроводность. Механические свойства - это прочность, упругость, пластичность, вязкость, хрупкость, твердость, износостойкость. Из дерева можно сделать множество различных предметов: предметы украшения, оформления и дизайна. Моя работа посвящена изучению свойств дерева и древесины, способам обработки древесины, видам резьбовой обработки, дизайну обработки дерева, дизайну обстановки материалов из дерева.
СТРОЕНИЕ ДЕРЕВА
Дерево состоит из корней, ствола и кроны.
Рисунок, образуемый слоями древесины, называется текстурой. У различных пород дерена текстура неодинакова. У дуба, сосны и ряда других пород она выражена довольно ярко и отличается красивым рисунком, у липы, ольхи, березы - почти незаметна. Текстура дерева особенно сильно выявляется при полировании, лакировании, травлении.
У отдельных пород древесина внутри ствола отмирает и имеет более темный цвет, чем остальная древесина. Эту часть ствола называют ядром. Ядро - наиболее ценная и прочная часть древесины. Породы, в которых оно образуется, - называют ядровыми. К ним относятся: кедр, яблоня, сосна, дуб, ясень и др. Вокруг ядра расположен слой светлой древесины, называемый заболонью. Это - живая древесина. Древесина заболони более насыщена влагой и имеет меньшую прочность в сравнении с ядровой древесиной.
Породы, в которых явного различия между ядром и заболонью нет, называют безъядровыми. Безъядровые породы делятся на спелодревесные и заболонные.
Спелодревесные породы те, у которых древесина внутри ствола почти полностью отмирает, но не отличается по цвету от заболони. К таким породам относятся ель, липа, осина, пихта.
Заболонные породы - те, у которых древесина в центре не отмирает и ничем не отличается от заболони. К этой породе относятся береза, липа, осина, ольха клен, груша.
Поперечный разрез ствола и его строение: 1 -кора, пробковый слой;
-
- кора, лубяной слой;
-
- камбий; 4 - заболонь;
5 - ядро; 6 - сердцевин
ные лучи; 7 - годичные
кольца; 8 - сердцевина.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ
Дерево - один из самых популярных строительных и поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. Древесина достаточно тверда, прочна, упруга, легко поддается отделке, легко склеивается.
Но древесина также имеет и недостатки: она может коробиться, усыхать, набухать, трескаться, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом ее физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы дерева.
Физические свойства древесины - это цвет, блеск, запах, теплопроводность, разбухание и усушка, коробление, влажность, электропроводность.
Механические свойства - это прочность, упругость, пластичность, вязкость, хрупкость, твердость, износостойкость.
ПОРОКИ ДРЕВЕСИНЫ
Пороки древесины - это отклонения от нормы в строении и форме ствола дерева, его внешнего вида, повреждения древесины, влияющие на ее качество и возможность использования.
Для резьбы нужно выбирать чистую древесину без пороков (косослоя, свилеватости), возникающих в результате неправильного строения волокон. Недопустимы в древесине и трещины, поэтому широкие доски резных изделий следует изготовлять из нескольких узких, которые склеивают по разным направлениям волокон. К порокам относятся также трещины, идущие по годичным кольцам (так называемый отлуп) и сучки, особенно скрытые внутри древесины.
Непригодны для резьбы заготовки с проростью, представляющие собой омертвевшие ткани, повреждением ствола, частично или полностью заросшие; заготовки, пораженные червоточиной и гнилью.
Однако есть и такие пороки дерева, которые не только не разрушают древесину, но даже успешно могут быть использованы для изделий. Это кап - нарост на стволах деревьев и в отдельных случаях - свилеватость, обладающая твердостью и красивой текстурой.
СВОЙСТВА РАЗЛИЧНЫХ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД
Древесные породы разделяются, на хвойные, содержащие смолу (сосна, лиственница, ель), и лиственные (дуб, липа, клен и др.).
Лиственные породы, имеющие крепкую древесину, используют для изготовления изделий значительно чаще, чем хвойные.
По степени пригодности древесины для ее обработки режущим инструментам, все древесные породы условно разделяются по твердости на три группы: очень твердые, твердые и мягкие. Твердость древесины определяется степенью ее сухости.
К очень твердым породам древесины относится тисе, белая акация, граб, кизил, самшит. Их применяют в исключительных случаях, так как эти породы требуют применения силы и чувства материала.
К твердым относятся дуб, клен, береза, груша, яблоня, орех, бук, ясень, рябина, черешня, вишня, вяз, лиственница, можжевельник.
К мягким относятся липа, тополь, сосна, ель, осина, ольха, ива, пихта, каштан, кедр. Эти породы наиболее хороши для резьбы, так как легко обрабатываются режущим инструментом.
Чтобы изготовить качественное изделие нужно правильно выбрать древесину, а для этого надо иметь понятие о структуре дерева, древесине, ее свойствах и качествах.
Обработка древесины
Выпиливание лобзиком.
Художественное выпиливание - широко распространенный вид по декоративно-прикладному труду. Основной инструмент, применяемый в этой работе, - лобзик. Его П- образная рамка может быть как металлической, так и деревянной. Из металлических лучше трубчатые лобзики, потому что они легче и конструкция их жестче.
При выпиливании в изделии внутреннего контура в фанере приходится делать отверстие для пилочки. Для этого обычно используют тонкое шило или маленький буравчик, а еще лучше - коловорот или ручную дрель. В качестве материала для выпиливания чаще всего используется клееная березовая фанера высокого качества (сорта "А" или "АВ") толщиной 2-3 или 4-5 мм.
Лакировать выпиленные изделия можно и без вощения. Зачищенное изделие покрывают лаком, просушивают в течение 2 ч и еще раз шлифуют мелкозернистой шкуркой, а затем снова лакируют один-два раза. Масляным лаком покрывать выпиленные изделия не следует.
Окрашивают выпиленные предметы редко. Для этого применяют обычно только морилки и протравы-растворы анилиновых красителей или солей. Отшлифованную деталь покрывают протравой, хорошо просушивают, слегка шлифуют старой шкуркой, а затем лакируют. Масляные краски и нитрокраски при художественном выпиливании не используются.
Выпиленное изделие иногда украшают выжиганием с последующей лакировкой.
Вощение и лакировку нельзя производить в помещениях, где в это время занимаются выпиливанием: опилки, древесная пыль легко прилипают к только что покрытой воском или лаком поверхности.
Иногда внутреннюю поверхность шкатулок и заднюю сторону рамок обтягивают тканью, цветной бумагой, фольгой. Во всех случаях материал для этого выбирают неярких тонов, чтобы он гармонировал с цветом древесины и оттенял выпиленный узор, а не забивал его.
Приведем для примера рисунки деталей подвесного шкафчика, состоящего из верха (А), дна (Б), двух боковых стенок (В), задней стенки (Г), дверки (Д). К дверке и боковым стенкам выпиливается фон. Между ним и основными деталями натягивают ткань или цветную бумагу.
Горячая обработка древесины.
Всем хорошо известен способ резания пенопласта и других газонаполненных пластиков разогретой струной. Но мало кто знает, что тем же способом можно с успехом обрабатывать древесину. При этом нужно знать одну хитрость - древесина режется только тогда, когда проволоку двигают. Для работы потребуется кусок нихромовой проволоки длиной около метра. Можно воспользоваться спиралью от старой электроплитки или каких-либо других нагревательных приборов. На один конец проволоки подвешивают груз. Рядом с ним присоединяют мягкий изолированный провод, а другой закрепляют на расстоянии в 20-30 см от противоположного конца нихрома. Оба провода подключают к ЛАТРу (лабораторному автотрансформатору регулируемому).
Если теперь подать ток на нихромовую проволоку и разогреть ее до красного каления, верхняя ее часть останется холодной. Проволоку берут за холодную часть и начинают двигать по древесине, вытягивая вверх рукой, а вниз она опускается сама под действием груза. Разрез имеет декоративную фактуру оставленную движением разогретого инструмента и, самое главное, не мажется. Поэтому такую обработку можно применять для декоративной отделки контуров изделия, например разных настенных панно и пр.
Обработка древесины свободной проволокой целесообразна в основном при изготовлении крупных изделий, так как точно обработать малые элементы таким приспособлением довольно сложно. Для вырезания небольших предметов проволоку натягивают на станок, получая инструмент, очень похожий на пилу, у которой роль полотна выполняет нихромовая струна. Станок такой «пилы» должен быть упругим, для того чтобы компенсировать тепловое расширение нихрома, в противном случае при нагреве струна просто обвиснет и работать ею будет трудно. Мы пользуемся «электропилой», изготовленной из упругой латунной трубы, согнутой в виде дуги. На концах ее установлены керамические изоляторы с латунными крючками внутри для закрепления нихромовой проволоки. Крючки позволяют легко менять проволоку, кроме того, с них легко снимать «полотно» для пропускания его в отверстие заготовки при вырезании внутренних контуров. Для удобства в работе на один конец «пилы» надета пластиковая рукоятка от лыжной палки, а проводники, чтобы не путались, пропущены внутри трубы. Шнур, подводящий ток от ЛАТРа к инструменту, сделан из провода с фторопластовым покрытием, которым не страшно случайное касание с раскаленным нихромом . Достоинством такого инструмента является то, что ток, подводимый от ЛАТРа к струне, вполне укладывается в диапазоне безопасного напряжения
Виды резьбы по дереву.
КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА
По технике выполнения контурная резьба является самой простой. Контурная резьба представляет собой разновидность геометрической. Изображения, выполненные в этом виде резьбы, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.
Контурная резьба широко применяется в народной резьбе: это различные орнаменты на резных элементах дома, разные панно, разделочные доски, посуда, сувениры.
Контурная резьба: орнаменты, разделочные доски, розетки.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА
Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Относительная простота геометрической резьбы, ее декоративность сделали эту резьбу очень популярной. Рисунок с эффектной игрой светотени дает возможность хорошо украшать совершенно различные изделия, например кухонные полочки, разделочные доски, настенные панно, рамы для зеркал и др.
Основные элементы геометрической резьбы - это двухгранные, трехгранные клинорезные выемки различной ширины, глубины, конфигурации, а также четырехгранные выемки разной формы и криволинейные выемки в виде скобок. Композиции узоров создаются путем повторения этих элементов, заключенную в какую-либо геометрическую фигуру. Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером, поэтому такую резьбу часто называют трехгранно-выемочной. Для этого вида резьбы характерен орнамент, состоящий из различных сочетаний треугольников, ромбов, волнистых зигзагообразных дисков, спиралей, квадратов, секторов, сегментов и др. Эта резьба от начала до конца выполняется ножом-косяком или ножом-резаком.
СКОБЧАТАЯ ИЛИ НОГТЕВИДНАЯ РЕЗЬБА
Скобчатая, или ногтевидная резьба - разновидность геометрической резьбы.
Скобчатую резьбу выполняют полукруглы ми стамесками, применяя как вспомогательный инструмент нож-косяк. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или ноготь, отсюда и название резьбы. Ногтевидную резьбу применяют в различных сочетаниях и композиционных вариантах. Эта резьба отличается округлыми плавными линиями.
ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА
Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы. Она образует на поверхности своеобразный рельеф, при котором сохраняются одна и та же глубина фона и одинаковая высота всех выступающих форм рисунка.
ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА С ЗАОВАЛЕННЫМ КОНТУРОМ
Резьба с заоваленным контуром - наиболее 1 простой вид плоскорельефной резьбы. Она нетрудоемка и при умелом выполнении создаст сочный, красивый рисунок. По технике выполнения эта резьба напоминает контурную, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Резьба начинается с надреза по контуру рисунка, затем делается подрезка со стороны фона, далее приступают к заоваливанию грани. Для получения заоваленного контура проводят резаком I по линиям рисунка, причем носок резака должен плавно огибать эти линии и снимать фаску до конца. Фаски можно снимать приемами «от себя» и «от себя» .
ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА С ПОДУШЕЧНЫМ ФОНОМ
Эта плоскорельефная резьба является своеобразной разновидностью резьбы с заоваленным контуром, но здесь линии заоваливают и со стороны контура и со стороны фона. Как и в предыдущем способе, со стороны фона контур заоваливают отлого, а со стороны рисунка - более круто. В результате плоскость, не занятая рисунком, приобретает мягкий пластичный рельеф; фон приобретает вид своеобразных подушечек . Этим способом режут рисунок обычно довольно мелкий, который заполняет всю поверхность.
ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА С ПОДБОРНЫМ ФОНОМ
Эта разновидность плоскорельефной резьбы характерна различной высотой орнамента и фона. Фон вокруг мотивов выбирают стамеской на одинаковую глубину и рисунок лежите над поверхностью фона.
Формы орнамента остаются плоскими, как и фон, края орнамента круто заоваливают к фону. Такая резьба более рельефна, и дает большую игру светотени, поскольку фон и орнамент лежат в разных плоскостях.
АЖУРНАЯ РЕЗЬБА
Это плоскорельефная резьба, в которой фон вынут полностью, так, что рисунок получается сквозным. Орнаментальные мотивы ажурной резьбы не менее разнообразны, чем в других видах плоскорельефной резьбы.
Ажурную резьбу выполняют на древесине липы, березы, ольхи, клена, ореха и др.
Ажурные отверстия прорезают при помощи сверла и пилы, в зависимости от характера орнамента, и обрабатывают различными стамесками: крутыми, отлогими, средними и мелкими. Там, где нельзя применить стамеску, формы орнамента дорабатывают ножом. Изделие обрабатывают как с лицевой, так и с обратной стороны, уточняя таким образом силуэт орнаментальной композиции.
Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подборным (выбранным) фоном: I - надрезки по контуру; 2 - подрезка; 3 - выборка и зачистка фона и вертикального края контура; 4 - заоваливание контура
РЕЛЬЕФНОЗАОВАЛЕННАЯ РЕЗЬБА
В рассмотренных нами видах плоскорельефной резьбы формы орнамента оставались плоскими, рельефными были только контуры. Если же заоваливают не только формы орнамента, но и фон, такая резьба называется рельефнозаоваленной. Она разнообразнее, формы ее орнамента более рельефно выступают над плоскостью фона. В релъефнозаоваленной резьбе, как и в плоскорельефной, рельеф выявляют лишь в пределах глубины фона; игра светотени создается за счет выборки фона и более рельефно проработанных форм орнамента. Инструменты и породы дерева для этой резьбы - те же, что и для плоскорельефной.
Техника исполнения данной резьбы следующая: переводят рисунок на доску, затем режут контурные линии, круто заоваливая их со стороны фона и несколько меньше - со стороны орнамента. Затем отлогой стамеской срезают линии на две стороны.
Рельефной резьбой покрывают элементы домов, наличники, ворота, беседки, навесы и многое другое.
СКУЛЬПТУРНАЯ РЕЗЬБА
Выполнение объемной скульптуры принципиально отличается от всех других видов резьбы. Плоскорельефную резьбу можно рассматривать только с лицевой стороны, а объемную - со всех сторон, так как она не связана с плоскостью и рассчитана на свободное расположение в пространстве. Выполнение круглой скульптуры требует от резчика не только технических навыков и большого опыта, но и глубоких знаний композиции.
СКУЛЬПТУРА ПО ДРЕВЕСИНЕ
С ХОРОШО ВЫРАЖЕННОЙ
ТЕКСТУРОЙ
Интересны бытовые и декоративные изделия из древесины с красивой текстурой - сосны, скумпии, дуба, ясеня, клена.
Природный рисунок древесины можно сочетать с силуэтом и формой скульптуры.
Сам материал подсказывает, как лучше использовать природный рисунок дерева при выявлении объема и форм скульптуры. Для этого необходимо хорошо знать и чувствовать материал, особенности его текстуры и цвета.
ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ
Отделка столярных изделий преследует две цели - прочность и красоту. В процессе отделки древесину защищают ,от нежелательного воздействия воздуха, света, влаги и предохраняют от загрязнения. Впитывая влагу, древесина набухает, расширяется, а высыхая, коробится. Отрицательно действует влага, отклеивая швы, ослабляя столярные соединения. Под воздействием света многие породы древесины изменяют окраску, ее волокна темнеют, утрачивается живописность текстуры. Некоторые виды отделки способствуют увеличению прочности соединений, предохраняют древесину от загнивания и проникновения в нее вредителей и микробов. Различают два вида покрытий - прозрачные и непрозрачные.
Декоративный подсвечник
На занятиях по технологии ученики с интересом даже с азартом выполняют токарные работы по дереву. Среди объектов труда одним из наиболее доступных является точение подсвечников. Материалом для предлагаемого подсвечника (см. рисунок) могут служить как березовые бруски, так и клееные блоки. Желательно подбирать древесину с ярко выраженной текстурой и интенсивным цветам.
Важный этап работы - отделка изделия. После шлифования на поверхности древесины появляются почти незаметные волоски, но если смочить ее водой, ворс поднимется и после просушки легко снимется мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Лак наносят щетинной кистью равномерно, без потеков. Причем каждый следующий слой накладывают только после полного высыхания предыдущего. Нем больше слоев лака, тем дольше время для просушки. После каждого покрытия изделие обрабатывают мелкозернистой шлифовальной шкуркой на токарном станке. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности.
выраженной текстурой должна быть проста и лаконична
В нашей мастерской
Заключение.
Лес является главным нашим богатством. Он занимает огромные площади нашей страны и даёт много строительного материала, защищает нашу планету от загрязнений. Из древесины можно изготовить различные материалы. Древесина является легко обрабатываемым, доступным, недорогим средством. В процессе обработки древесины я изучал строение дерева, основные его свойства, свойства различных древесных пород. Обработка древесины требовала от меня знание этих свойств, методов обработки и максимум терпения. Я основное внимание уделял резьбе по дереву. Резьба по дереву требует знаний по его обработке и дизайну. Знание видов резьбы дала мне возможность сотворить настоящие шедевры искусства. Умение отделывать изделие придаёт особую красоту его дизайну. Я этим ремеслом занимаюсь с ранних лет. Из дерева можно сделать множество различных предметов: предметы украшения, оформления и дизайна. Знакомство с изделиями местных мастеров мне дало творческое вдохновение. Изучение этого ремесла развивает талант и оказывает материальную помощь.
Желаю вам успеха в этом деле!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Вебер Г. Б. Современная мебель - своими руками / Пер. с нем.-М : Лесная промышленность, 1980.- 80 с.
3ингер Б. И. Встроенная мебель в вашей квартире: Справ, пособие.- М.: Стройиздат, 1990.- 254 с.
Клятис Г. Я. Мебель своими руками.- М.: Лесная промышленность, 1989.- 190 с.
К л я т и с Г. Я. Учитесь сами делать мебель // Сделай сам.- 1989.- № 2.- С. 2-27.
Коноваленко А. М. Столярничаю сам.- К.: Буд1вельник, 1989.- 304 с.
Коноваленко А. М. Самодельные столы в квартире // Сделай сам.- 1989.-№ 9.-С. 21-25.
Крейндлин Л. Н. Столярные работы.- М.: Высшая школа, 1986.- 256 с.
Кулебакин Г. И. Столярное дело.- М.: Стройиздат, 1987.-144 с.
Левенберг С. Я. Столярные работы в быту.- М.: Легк. индустрия, 1973.- 153 с.
Нефедов В. И. Как сделать мебель самому.- М.: Лесная промышленность, 1986.- 192 с.
Хольц X. Мебель своими руками: Идеи, советы, рекомендации.-Берлин: Трибюне, 1989.- 277 с.
Ч и с т я к о в Л. С. В помощь начинающему столяру.- М.: Моск. рабочий, 1984.- 192 с.