Рабочая программа пропедевтического курса Физика и химия для 5-6 класса

Объединение физики и химии в одном курсе продиктовано, во-первых, неразрывной связью этих важнейших составных частей естествознания; во - вторых, глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь, что требует ознакомления учащихся с их основами уже в раннем школьном возрасте (10-11 лет). Изложение материала в пособии имеет нетрадиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, в котором рисунок концентрирует внимание гораздо больше, чем т...
Раздел Физика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор муниципального

образовательного учреждения

средней общеобразовательной

школы № 58 Автозаводского

района г Нижнего Новгорода

_____________Е.А. Деньгина

приказ от________№_______












Программа факультативного курса

«ФИЗИКА И ХИМИЯ»













Программу составил:Тукова Н.Б.

учитель физики

высшей категории











г Нижний Новгород

2008г.

Рабочая программа факультативного курса

«ФИЗИКА И ХИМИЯ» для 5 -6 классов ОУ № 58

авт. А.Е. Гуревич (68-136ч)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа « Физика и химия » составлена на основе программы А Е Гуревича, Д.А, Исаева, Л.С. Понтака «Физика и Химия» (Москва, изд. «Дрофа», 2007) предназначено для ознакомления учащихся 5-6 классов средней школы с широким кругом явлений физики и химии на основании государственной программы Министерства образования Р.Ф.

Цели:

  1. рассмотреть круг явлений, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни;

  2. способствовать развитию учащихся;

  3. повышать их интерес к познанию законов природы;

  4. подготовить их к систематическому изучению курса физики и химии на последующих этапах обучения.

Объединение физики и химии в одном курсе продиктовано, во-первых, неразрывной связью этих важнейших составных частей естествознания; во - вторых, глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь, что требует ознакомления учащихся с их основами уже в раннем школьном возрасте (10-11 лет). Изложение материала в пособии имеет нетрадиционный характер, основанный на учете психологических особенностей детей данного возраста, в котором рисунок концентрирует внимание гораздо больше, чем текст, и из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. В пособии рисунок является основным средством подачи учебного материала, а не просто иллюстраций к тексту.

Особое внимание уделено эксперименту. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить более 50 лабораторных работ или простых опытов, изготовить ряд самодельных приборов.

Курс рассчитан на 68-136 учебных часов (занятия по 1-2 урока в неделю в течение двух лет).

Ожидаемый результат

В результате освоения данной программы учащиеся должны иметь первые представления о физических и химических явлениях, ознакомились с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знали устройство атома, расположение химических элементов в периодической таблице; умели обращаться с простейшим физическим и химическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора .(Последнее для учащихся данного возраста сопряжено с большими трудностями. Поэтому данное умение может быть сформировано еще не в полном объеме ).

Примерное планирование учебного материала по курсу «Физика и химия».


5 класс. Тема 1. Введение (3-6 ч.).

Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек-часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Физика и химия - науки о природе. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые. Химические явления-превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование, штативы. Правила пользования и правила безопасности. Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений. Работа с подвижными шкалами.

Лабораторные опыты:

1. «Измерение размеров физического тела»

2. Опыты с мерным цилиндром»

Тема 2. Тела и вещества. (11-22 ч.).

Раздел 1. Строение вещества.

Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и не сохранение формы жидкостями, не сохранение формы и объема газами. Признаки физических явлений: при переходе вещества из одного состояния в другое не появляется новых веществ, не происходят их превращения. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры, правила работы с ними. Особенности конструкций медицинских термометров. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тела. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Доказательство существования отталкивания между частицами. Пояснение строения твердых тел, жидкостей, газов на основе знаний о строении вещества.

Раздел 2. Строение атома.

Роль исследования строения атома в науке. Э. Резерфорд-создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра. Чем могут отличаться атомы друг от друга? Строение атомов водорода, гелия, лития. Образование ионов.

Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева: группы, периоды, ряды. Номера химических элементов. Распространение различных химических элементов в природе. Работа с периодической таблицей. Вещества, состоящие из атома одного химического элемента - простые, а состоящие из атомов нескольких элементов -сложные. Формулы химических веществ. Кислород. Место кислорода в периодической таблице, его знак, номер. Кислород - самый распространенный на Земле химический элемент. Соединения кислорода и простое вещество кислород, его свойства, нахождение в природе и значение для жизни на Земле. Фотосинтез. Горение в кислороде. Водород. Место водорода в периодической таблице, его знак, номер. Распространение химического элемента. Водород в природе. Простое вещество водород: его получение, свойства, распространение в природе, применение. Значение водорода как экологически чистого топлива. Соединения водорода. Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, её распространение в природе, значение для жизни человека, животных, растений. Использование воды в народном хозяйстве. Вода как растворитель. Фильтрование. Охрана водных ресурсов. Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Истинные растворы и взвеси. Массовая доля вещества в растворе. Плотность как характеристика вещества. Задачи на вычисление плотности по известным массе и объёму.

Лабораторные опыты

1. «Наблюдение различных физических тел»

  1. «Наблюдение различных состояний вещества»

  2. «Измерение температуры воды и воздуха»

  3. «Наблюдение делимости вещества»

  4. «Наблюдение явления диффузии»

  5. «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ»

  6. «Наблюдение горения»

  7. «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием»

9.«Определение плотности вещества»

Тема 3. Взаимодействие тел (10-20 ч.).

Измерение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, сила Упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от её значения, направления, точки приложения. Рассмотрение опытов по взаимодействию тел с указанием сил действия и противодействия. Проявления этого закона. Реактивное движение. Всемирное тяготение, его проявления: падение тел на Землю, движение планет и спутников, приливы и отливы. Сила тяжести, её зависимость от массы тела. Открытие закона всемирного тяготения И.Ньютоном. Единица измерения силы-1 ньютон (Н). Вычисление силы тяжести тела. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, кручение и сдвиг. Проявление деформации в природе, в быту, учёт и использование в технике. Возникновение сил упругости при деформации тел. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации Объяснение возникновения силы упругости с точки зрения молекулярного строения вещества. Проявление силы упругости в природе, в быту, учёт и использование её в технике. Выяснение условия, при котором тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно. Устройство динамометра. Сила трения: её проявление в природе , в быту, условия её возникновения; причины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения - их сравнение. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Учёт и использование трения в технике. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда соприкосновением. Взаимодействие одноимённо и разноимённо заряженных тел. Принцип действия электроскопа. Постоянные магниты, притяжение ими железных (стальных) тел. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Полюса магнита, усиление магнитных свойств к полюсам. Магнитная стрелка. Земля как магнит. Компас. Применение постоянных магнитов. Сила давления и давление. Единица давления-1 Паскаль (Па). Способы увеличения и уменьшения давления (гусеницы трактора, фундамент здания, острие колючего инструмента и др.). Задачи на вычисления давления. Закон Паскаля. Учёт и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике. Артериальное давление. Наличие давления внутри жидкости на одной глубине по всем направлениям. Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Примеры сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан. Выталкивающая сила, её измерение на опыте.

Лабораторные опыты.

1. «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации»

  1. «Измерение силы с помощью динамометра»

  2. «Изучение трения»

  3. «Наблюдение электризации тел и взаимодействия

наэлектризованных тел»

  1. «Наблюдение магнитного взаимодействия»

  2. «Вычисление давления тела на опору»

  3. «Измерение выталкивающей силы»

  4. «От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?»

  5. «Выяснение условия плавания тел»

Тема 4. Физические и химические явления (21,5-43 ч.). Раздел 1. Механические явления (3,5-7 ч.).

Механическое движение. Траектория. Различные виды движения : прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, вращательное, колебательное, волны. Примеры различных видов движения в природе и в технике. Путь и время движения, измерение пути и времени. Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости. Ускоренное и замедленное движение, примеры ускоренного и замедленного движения. Решение экспериментальных задач на нахождение скорости, пути и времени движения. Представление об относительности движения.

Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Колебания - необходимые условия возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо. Использование явления отражения звука в технике. Голос и слух, гортань и ухо.

Раздел 2. Тепловые явления (3,5-7 ч.).

Тепловое расширение жидкостей и газов. Учет и использование теплового расширения в технике. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение с точки зрения строения вещества. Процессы испарения и конденсации, их объяснение с точки зрения строения вещества. Испарение и конденсация в природе. Зависимость скорости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности. Охлаждение жидкости при испарении. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учёта и использования в технике (без указания видов теплопередачи).

Лабораторные опыты.

1. «Вычисление скорости движения бруска»

  1. «Наблюдение относительности движения»

  2. «Наблюдение источников звука»

4. «Наблюдение изменения

объёма тел при нагревании и охлаждении»

5. «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении»

  1. «Нагревание стеклянной трубки»

  2. «Отливка игрушечного солдатика»

  3. «От чего зависит скорость испарения жидкости?»

  4. «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении»
    10. «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»

6 класс.

Раздел 3. Электромагнитные явления (3,5-7 ч.).

Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Напряжение как условие возникновения электрического тока. Источники постоянного и переменного тока. Сила тока, единица измерения силы тока-1 Ампер (А). Примеры различных значений силы тока. Напряжение, единица измерения напряжения-1 Вольт (В). Примеры различных значений напряжения. Амперметр и вольтметр, включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь для измерения силы тока и напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Составные части электрических цепей и их обозначения на схеме. Последовательное и параллельное соединения проводников, их отличия, использование в различных цепях. Нагревательное действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Химическое действие тока. Световое действие тока.

Раздел 4. Световые явления (5,5-11 ч.).

Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные. Свет и тень. Образование тени от преграды. Прохождение света сквозь отверстие. Объяснение солнечных и лунных затмений. Зеркальное и рассеянное отражение. Проявление закона отражения в действии зеркал. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Свойство зеркал изменять направление светового пучка. Использование зеркал. Характер изображения в плоском зеркале. Объяснение возникновения мнимого изображения с помощью построения. Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую. Линзы. Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Различие в изображении предмета в линзе в зависимости от их взаимного расположения. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телескопа; использование в их конструкции линз и зеркал (без рассмотрения хода световых лучей). Строение глаза, некоторые функции его отдельных частей. Изображение, получаемое на сетчатке. Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость; использование очков для их исправления. Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.

Раздел 5. Химические явления (6,5-13 ч.).

Химические реакции как процессы образования одних веществ от других. Признаки химических явлений и условия их протекания. Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад веществ и молекул на атомы или ионы, образование из них новых веществ. Сохранение массы веществ в химических реакциях. Закон сохранения массы. Повторение законов химических элементов. Реакции соединения и разложения. Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных оксидов, их распространение в природе и использование. Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространенных кислот. Использование кислот в народном хозяйстве и быту. Правила обращения с ними. Распознавание кислот. Общие сведения об основаниях, растворимые основания - щелочи; известковая вода, гашеная известь. Применение оснований в народном хозяйстве, быту. Правила обращения с основаниями. Распознавание оснований. Реакция нейтрализации. Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли, соды, медного купороса и других. Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека. Происхождение природного газа, нефти, угля как продуктов гниения различных органических остатков без доступа воздуха при больших давлениях. Наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников для получения различных видов топлива и как важнейшего сырья для химической промышленности.

Лабораторные опыты: 1. «Исследование электрических цепей. Последовательное

соединение»

2. «Исследование электрических цепей. Параллельное

соединение»

  1. «Магнитное действие тока»

  2. «Отражение света»

  3. «Получение изображения в плоском зеркале»

  4. «Наблюдение за преломлением света»

  5. «Измерение фокусного расстояния линзы»

  6. «Наблюдение изображений в линзе»

  7. «Наблюдение физических и химических явлений»


  1. «Действие кислот и оснований на индикаторы»

  2. «Проверка растворимости солей в воде»

  3. «Распознавание крахмала»

Тема 5. Человек и природа (15,5-33 ч.).

Раздел 1. Земля - планета солнечной системы (3-6 ч.).

Задачи, которые решает астрономия, знакомство со звездным небом, созвездия. Древние астрономические инструменты и современные методы астрономических исследований. Карта звездного неба. Азимут и высота светил, их определение с помощью астролябии. Практические указания по изготовлению астролябии. Солнце. Первые представления о его составе и температуре. Изменение солнечной активности. Солнце и жизнь на Земле. Солнечная система. Строение солнечной системы. Движение Земли: вращение вокруг своей оси и обращение вокруг Солнца. Причины смены дня и ночи, времен года. Луна -естественный спутник Земли. Движения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси. Отсутствие атмосферы и связанные с этим физические условия на Луне. Фазы Луны. Основные этапы космических исследований.

Раздел 2. Земля - место обитания человека (4-8 ч.).

Строение земного шара. Увеличение плотности и температуры с глубиной. Состав гидросферы. Роль гидросферы для жизни на Земле. Исследования морских глубин. Судоходство. Процессы, происходящие в земных недрах и в гидросфере, их влияние на жизнь людей, необходимость их изучения. Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Барометры: ртутный и анероид, их принцип действия. Единицы измерения атмосферного давления. Содержание водяного пара в атмосфере. Насыщенный и ненасыщенный пар. Относительная влажность воздуха. Важность измерения влажности воздуха. Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометров, психрометров. Указания по изготовлению самодельного

гигрометра. Атмосферные явления. Туман, дождь, облака, роса - объяснение причин их возникновения. Гроза, молниеотвод. Этапы становления и развития авиации. Выдающиеся лётчики и конструкторы самолётов.

Раздел 3. Человек дополняет природу (8,5-17 ч.).

Простые механизмы (рычаг, наклонная плоскость, блоки). Назначение простых механизмов. Определение механической работы. Единицы работы. Рассмотрение примеров, в которых совершается механическая работа. Энергия. Энергией обладают тела, способные совершать работу. Виды механической энергии: кинетическая, потенциальная. От чего зависят эти виды энергии? Источники энергии. Различные виды источников энергии: солнечная энергия, минеральное топливо, ядерное горючее. Воспламеняемые источники энергии. Пищеварение как процесс восполнения энергии человеком. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Тепловые двигатели -машины, преобразующие энергию топлива в энергию движения. Из истории тепловых двигателей. Паровые машины Дж. Уатта, И.И.Ползунова. Применения современных тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Принцип действия двигателя внутреннего сгорания, его использование. Роль электроэнергии в жизни общества. Виды электростанций. Что такое автоматическое устройство? Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Сведения из истории их развития. Телеграф. Телефон. Назначение микрофона и громкоговорителя. Радио и телевидение. Выдающиеся естествоиспытатели, их роль в создании основ естествознания. Основные направления современных научных исследований в области физики и химии. Необходимость создания искусственных материалов. Примеры искусственных материалов и их использование: керамика, ферриты, сверхпрочные сплавы, искусственные алмазы, жидкие кристаллы и т.д. Сведения о способах выращивания искусственных кристаллов. Полимеры. Полиэтилен, полихлорвинил, полистирол и другие пластмассы. Натуральные и химические волокна. Использование этих материалов в быту. Распознавание природных и химических волокон. Каучук и резина.

Раздел 4. Беречь природу (1-2 ч.).

Основные факторы вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Экологические катастрофы, военные действия. Вредные выбросы производства. Необходимость контроля за состоянием атмосферы и основные способы его осуществления. Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий. Необходимость борьбы с загрязнением окружающей среды. Вклад каждого человека в эту борьбу.

Лабораторные опыты: 1. «Изготовление гигрометра»

  1. «Знакомство с простыми механизмами»

  2. «Вычисление механической работы»

  3. «Сборка и испытание телеграфного аппарата»

  4. «Выращивание кристаллов»

  5. «Изменение формы полиэтилена при нагревании»

  6. «Распознавание природных и химических волокон»






ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «ФИЗИКА И ХИМИЯ»

6 класс.


№ урока

Тема урока

Примерные сроки

1.Элекромагнитные явления

(4 часа).

1.

Электрический ток. Напряжение. Источники тока.

2.

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения.

3.

Лабораторные опыты: «Последовательное и параллельное соединения проводников».

4.

Действие тока

Световые явления

(5 часов)

1.

Свет. Источники света. Свет и тень.

2.

Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Лабораторный опыт: «Получение изображения в плоском зеркале».

3.

Преломление света. Линзы. Лабораторные опыты: «Наблюдение за преломлением света», «Измерение фокусного расстояния линзы».

4.

Оптические приборы. Лабораторный опыт: «Наблюдение изображений в линзе».

5.

Оптические приборы. Глаз и очки. Разложение белого света в спектр.

Химические явления

(7 часов).

1.

Химические явления (реакции). Лабораторный опыт: «Наблюдение физических и химических явлений»

2.

Закон сохранения массы. Реакции соединения и разложения

3.

Оксиды. Кислоты. Основания.

4.

Лабораторный опыт: «Действие кислот и оснований на индикаторы».

5.

Соли. Лабораторный опыт: «проверка растворимости солей в воде». Белки, жиры и углеводы. Лабораторный опыт: «Распознавание крахмала».

6.

Природный газ и нефть. Повторение и подготовка к фронтальному опросу.

7.

Контрольная работа по теме: «Химические явления».

Тема 5. Человек и природа (25 часов).

1. Земля - планета солнечной системы

(3 часа).

1.

Древняя наука астрономия. В мире звезд. Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

2.

Солнце. Солнечная система. Годичное и суточное движение Земли.

3.

Луна - естественный спутник Земли. Космические исследования.

2.Земля - место обитания человека

(3 часа).

1.

Строение земного шара. Атмосфера.

2.

Измерение атмосферного давления. Барометры. Влажность. Домашний Лабораторный опыт: «Изготовление гигрометра».

3.

Атмосферные явления. Из истории развития авиации.

3.Человек дополняет природу

(10 часов).

1.

Простые механизмы. Лабораторный опыт: «Знакомство с простыми механизмами».

2.

Механическая работа. Решение задач на вычисление механической работы.

3.

Энергия. Источники энергии.

4.

Фронтальный опрос по теме «Механическая работа».

5.

Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания.

6.

Электростанции. Автоматика в нашей жизни. Средства связи.

7.

Лабораторный опыт: «Сборка и испытание телеграфного аппарата».

8.

Наука в жизни общества. Материалы для современной техники.

9.

Лабораторный опыт: «Выращивание кристалла в домашних условиях».

10.

Роль химии в создании искусственных материалов. Каучук и резина.

Лабораторные опыты: «Изменение формы полиэтилена при нагревании»,

«Распознавание природных и химических волокон».

4.Беречь природу

(2 часа).

1.

Влияние человека на окружающую среду

2.

Что такое экология?












ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «ФИЗИКА И ХИМИЯ»

  1. класс.

№ урока

Тема урока

Примерные сроки

Тема 1. Введение

(3 часа).

1.

Введение. Природа. Человек - часть природы. Тела и вещества. Что изучает физика?

2.

Что изучает химия? Методы исследования природы. Лабораторное оборудование.

3.

Измерения. Измерительные приборы. Простейшие измерения. Лабораторный опыт: «Измерение размеров физического тела».

Тема 2. Тела и вещества

(11 часов).

4/1.

Характеристики тел и веществ. Строение вещества. Лабораторные опыты. «Наблюдение различных физических тел»,

«Наблюдение различных состояний вещества».

5/2.

Масса. Измерение массы.

6/3.

Температура. Лабораторный опыт: «Измерение температуры воды и воздуха». Фронтальная проверка знаний учащихся.

7/4.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Движение частиц.

Лабораторные опыты. «Наблюдение делимости вещества»,

«Наблюдение явления диффузии».

8/5.

Взаимодействие частиц. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. Лабораторный опыт: «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ».

9/6.

Строение атома. Атомы и ионы. Химические элементы. Периодическая таблица Д. И. Менделеева.

10/7.

Простые и сложные вещества. Кислород. Лабораторный опыт, «наблюдение горения».

11/8.

Водород. Вода. Лабораторный опыт. «Разделение растворимых и Нерастворимых веществ фильтрованием».

12/9.

Растворы и взвеси. Плотность. Решение задач.

13/10.

Решение задач на связь между массой, объёмом и плотностью. Лабораторный опыт: «определение плотности вещества».

14/11.

Контрольная работа: «Химические элементы».

Тема 3. Взаимодействие тел

(10 часов).

15/1.

К чему приводит действие одного тела на другое. Действие рождает противодействие.

16/2.

Всемирное тяготение.

17/3.

Деформация. Сила упругости. Лабораторный опыт: «Наблюдение Возникновения силы упругости при деформации».

18/4.

Условие равновесия тел. Измерение силы. Трение. Лабораторные опыты: «Измерение силы с помощью динамометра», «Изучение трения».

19/5.

Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

Лабораторные опыты: «Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия».

20/6.

Кратко временный письменный опрос: «Силы в природе». Давление.

21/7.

Задачи на вычисление давления. Давление в жидкостях и газах. Лабораторные опыты: «Вычисление давления тела на опору».

22/8.

Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды.

23/9.

Архимедова сила. Изучение архимедовой силы.

Лабораторные опыты: «Измерение выталкивающей силы»,

«От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?»,

«Выяснение условий плавания тел».

24/10.

Контрольная работа. «Давление в жидкостях и газах».

Тема 4. Физические и химические явления

(22 часа).

Раздел 1 .Механические явления

(3 часа).

25/1.

Механическое движение. Скорость движения. Решение задач.

26/2.

Относительность механического движения. Лабораторные опыты: «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения».

26/3.

Звук. Скорость звука. Лабораторный опыт: «Наблюдение источников звука».

Раздел 2 Тепловые явления

(4 часа).

27/1.

Тепловое расширение. Учет и использование теплового расширения. Лабораторный опыт: «Наблюдение изменения объема и длины тела при нагревании и охлаждении».

28/2.

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.

Лабораторный опыт: «Отливка игрушечного солдатика».

29/3.

Изучение процесса испарения жидкостей. Теплопередача. Лабораторные опыты: «От чего зависит скорость испарения жидкости?», «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха».

30/4.

Контрольная работа: «Тепловые явления».



© 2010-2022