- Преподавателю
- Физика
- Методические указания для практических работ по физике
Методические указания для практических работ по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова А.Е. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской области
«Кадуйский политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИКЕ
Кадуй
2012
ОДОБРЕНЫ:
методической цикловой комиссией по ООД БОУ СПО ВО
«Кадуйский политехнический техникум»
Протокол № 3 от 13.12.12
Методические указания для практических занятий по физике - Кадуй.: 2012. - 20 с.
Методические указания предназначены для студентов 1 курса по всем специальностям СПО как руководство для выполнения практических занятий по физике.
Составитель: А.Е. Калачева, преподаватель БОУ СПО ВО
«Кадуйский политехнический техникум»
Рецензент: В.И. Лукина, методист БОУ СПО ВО
«Кадуйский политехнический техникум»
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………...4
1. Инструкция по технике безопасности в кабинете физики ………………....5
2. Критерии оценки практических занятий ……………………………………6
3. Справочный материал по оценке погрешностей измерений ……………....7
4. Образец оформления отчета практического занятия ……………………....8
5. Практическое занятие №1 ……………………………………………………9
Определение жесткости пружины
6. Практическое занятие №2 …………………………………………………..10
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника
7. Практическое занятие №3 …………………………………………………..11
Расчет параметров состояния идеального газа
8. Практическое занятие №4 …………………………………………………..12
Определение модуля упругости (Юнга) материала
9. Практическое занятие №5 …………………………………………………..13
Доказательство законов последовательного и параллельного соединения
проводников
10. Практическое занятие №6 …………………………………………………..14
Действие магнитного поля на ток
11. Практическое занятие №7 …………………………………………………..15
Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
12. Практическое занятие №8 …………………………………………………..16
Расчет показателя преломления стекла
Приложения ……………………………………………………………………..18
3
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для выполнения практических занятий, включенных в учебную программу дисциплины «Физика».
Основная цель практических занятий - овладение умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний.
В практические занятия включены следующие виды заданий:
- наблюдение и изучение физических явлений;
- измерение физических величин;
- оценка погрешностей измерений;
- исследование зависимостей между физическими величинами;
- проверка физических законов.
Данные задания способствуют формированию у студентов экспериментальных умений обобщенного характера: планировать проведение опыта, готовить оборудование, собирать установку, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, измерения и опыты, делать выводы и составлять краткий отчет о проделанной работе.
Помимо описаний практических занятий в методических указаниях приводится справочный материал для оценки погрешностей измерений и правдоподобности полученных результатов, приведена инструкция по технике безопасности в кабинете физики; оговорены критерии оценки практических занятий; представлены приложения.
Перед выполнением практических занятий необходимо ознакомиться с инструкцией по технике безопасности.
4
Инструкция по технике безопасности в кабинете физики
-
Не приступайте к выполнению работ без разрешения преподавателя.
-
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
-
Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и ход выполнения.
-
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
-
Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
-
При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
-
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
-
Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте после проверки и разрешения преподавателя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
-
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции. Не производите измерения в цепях и смену предохранителей до отключения источника питания.
-
Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите присоединения в электрических цепях машин до полной остановки ротора машины.
-
Не прикасайтесь к корпусам стационарного оборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
-
По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
-
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.
-
Не уходите с рабочего места без разрешения преподавателя.
5
Критерии оценки практических занятий
Оценка «5» ставится в том случае, если студент:
-
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
-
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования безопасности труда;
-
в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
-
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» - выполнены требования к оценке «5», но допускаются недочеты или негрубые ошибки.
Оценка «3» - результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» - результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно, нарушались правила техники безопасности.
6
Справочный материал по оценке погрешностей измерений
Выполнение практических занятий связано с измерением различных физических величин и последующей обработкой их результатов. Поэтому далее приводится справочный материал, к которому по мере необходимости можно обратиться.
-
Измерение-
нахождение значения физической величины опытным путем
с помощью средств измерений
Прямое измерение -
определение значения величины непосредственно средствами измерения
Косвенное измерение -
определение значения физической величины по формуле, связывающей ее с другими величинами
Любое измерение сопряжено с появлением погрешности - разницы между значением, полученным путем измерения и действительным значением величины.
Погрешности измерений
-
Максимальная абсолютная погрешность прямого измерения:
, где
ΔиА - абсолютная инструментальная погрешность, определяемая конструкцией прибора;
ΔоА - абсолютная погрешность отсчета, получающаяся от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения (она равна, в большинстве случаев, половине цены деления, а при измерении времени - цене деления секундомера или часов).
-
Максимальная абсолютная погрешность косвенного измерения:
.
7
-
Максимальная относительная погрешность прямого измерения:
, где
Априб - приближенное значение величины, т.е. полученное путем измерения физической величины.
-
Максимальная относительная погрешность косвенного измерения определяется по формуле, которая зависит от вида формулы.
Численное значение результата измерений округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности. Результат измерений обычно записывают в виде:
Образец оформления отчета практического занятия
-
Титульный лист практического занятия оформляется в соответствии с приложением А
-
Цель работы
-
Оборудование
-
Ход работы (изложить кратко):
- чертеж (если требуется)
- формулы искомых величин
- расчет погрешностей
-
Таблица с результатами измерений и вычислений
(все расчеты приводятся в тетради)
-
Вывод (согласно цели работы).
8
Практическое занятие №1
Определение жесткости пружины
Цель работы: определить жесткость пружины.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой; спиральная пружина; набор грузов, масса каждого равна 100 г; линейка с миллиметровыми делениями.
Порядок выполнения работы:
-
Закрепите на штативе конец спиральной пружины.
-
Установите рядом с пружиной или за ней линейку с миллиметровыми делениями и закрепите ее.
-
Отметьте и запишите то деление линейки, против которого находится стрелка-указатель пружины.
-
Подвесьте к пружине груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
-
Добавьте к первому грузу второй, третий и т.д. грузы, записывая каждый раз удлинение пружины.
-
Заполните таблицу по результатам измерений:
-
№ опыта
m, кг
, Н
, м
-
Постройте график зависимости силы упругости от удлинения. После построения графика возьмите точку на прямой (в средней части графика), определите по нему соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость =.
-
Рассчитайте погрешности измерений:
=;
.
-
Запишите вывод и результат в виде .
9
Практическое занятие №2
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника
Цель работы: вычислить ускорение свободного падения.
Оборудование: штатив с муфтой и кольцом; шарик на нити; секундомер; измерительная лента.
Порядок выполнения работы:
-
Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 3-5 см от пола.
-
Отклоните шарик от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его.
-
Измерьте длину подвеса мерной лентой.
-
Измерьте время 40 полных колебаний.
-
Повторите измерения 7 раз (не изменяя условий опыта).
-
Вычислите период колебаний T по формуле: и определите среднее значение периода .
-
Вычислите значение .
-
Занесите в таблицу полученные результаты:
-
Номер опыта
, м
, с
, с
, м/с2
-
Рассчитайте относительную погрешность измерения по формуле:
.
-
Сравните полученное среднее значение для со значением 9,8 м/с2 и сделайте вывод.
10
Практическое занятие №3
Расчет параметров состояния идеального газа
Цель работы: закрепить знания и умения решать задачи на изопроцессы.
Оборудование: карточки с заданиями.
1 вариант
-
Дан изохорный процесс. Давление меняется от 10 до 5 кПа. Найдите начальную температуру, если конечная температура 200 К.
-
Дан изотермический процесс. Объем меняется от 2 до 4 л. Определите конечное давление, если начальное давление 8 кПа.
-
В баллоне емкостью 2·10-2 м3 находится водород под давлением 8,31·106 Па и при температуре 17°С. Найдите его массу.
-
Назовите изопроцессы. Представьте данный график в координатах V, p и p,T
2 вариант
-
Дан изобарный процесс. Объем меняется от 12 до 24 л. Определите конечную температуру, если начальная температура 300 К.
-
Дан изотермический процесс. Давление меняется от 3 до 12 кПа. Найдите начальный объем, если конечный объем 3 л.
-
Определите температуру 1,6·10-2 кг кислорода, находящегося под давлением 106 Па и занимающего объем 1,6 л.
-
Назовите изопроцессы. Представьте данный график в координатах V, p и T,V
11
Практическое занятие №4
Определение модуля упругости (Юнга) материала
Цель работы: определить модуль упругости (Юнга) материала.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой; резиновый шнур; грузы; динамометр; штангенциркуль.
Порядок выполнения работы:
-
Нанесите карандашом две метки на резиновом шнуре.
-
Измерьте расстояние между метками на нерастянутом шнуре.
-
Подвесьте груз к нижнему концу шнура, предварительно определив динамометром его вес F.
-
Измерьте линейкой расстояние между метками на деформированном шнуре.
-
Измерьте штангенциркулем диаметр d деформированного шнура.
-
Вычислите модуль упругости (Юнга) материала по формуле:
.
-
Определите абсолютные и относительные погрешности измерений:
ΔE=Eпр·ε.
-
Заполните таблицу результатов измерений:
-
Измерено
Вычислено
м
м
d,
м
F,
Н
м
Δd,
м
ΔF, Н
Eпр, Па
ΔE, Па
ε,
%
-
Сделайте вывод и результат запишите в виде E = Eпр, ε =…%.
12
Практическое занятие №5
Доказательство законов последовательного и параллельного соединения проводников
Цель работы:проверить выполнение законов последовательного и параллельного соединения проводников.
Оборудование: источник питания; два проволочных резистора; реостат; ключ; амперметр; вольтметр; соединительные провода.
Порядок выполнения работы:
1 Последовательное соединение проводников
-
Начертите схему цепи, состоящей из последовательно соединенных: источника питания, ключа, реостата, амперметра, двух проволочных резисторов.
-
Соберите цепь по схеме.
-
Подготовьте таблицу для записи результатов.
-
Определите цену деления приборов:
амперметр
вольтметр
-
Отрегулируйте с помощью реостата силу тока в цепи, так, чтобы показание амперметра соответствовало целому числу делений. Запишите значение силы тока I12.
-
Присоедините два свободных провода к клеммам вольтметра.
-
Измерьте напряжение на резисторах R1 и R2.
-
Найдите сумму напряжений U1 + U2.
-
Измерьте напряжение на участке, состоящем из двух резисторов U12.
-
Сравните полученные значения (U1 + U2) и U12 .
-
Определите сопротивление каждого резистора и сопротивление участка цепи из двух резисторов R1; R2; R12; R1+ R2, зная, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова I1=I2=I12.
-
Сравните полученные результаты: (R1+ R2) и R12.
-
Сделайте вывод по полученным результатам.
13
2 Параллельное соединение проводников
-
Начертите схему цепи, состоящей из последовательно соединенных: источника питания, ключа, реостата, амперметра и двух проволочных резисторов, соединенных параллельно друг с другом.
-
Соберите цепь по схеме.
-
Подготовьте таблицу для записи результатов.
-
Отрегулируйте с помощью реостата силу тока в цепи, так, чтобы показание амперметра соответствовало целому числу делений. Запишите значение силы тока I12.
-
Измерьте силу тока I1 на участке, содержащем сопротивление R1, а затем силу тока I2 на участке с сопротивлением R2.
-
По результатам измерений найдите сумму токов: I1+I2.
-
Сравните полученные значения (I1+I2) и тока I12.
-
Измерьте напряжение на участке, состоящем из двух резисторов U12.
-
Определите сопротивление каждого резистора R1 и R2, сопротивление участка цепи из двух резисторов R12, зная, что напряжение при параллельном соединении одинаково U1=U2=U12.
-
Определите общее сопротивление R12 на всем участке цепи по формуле:
-
Сравните полученные результаты R12, полученные двумя способами.
-
Сделайте вывод по полученным результатам.
Практическое занятие №6
Действие магнитного поля на ток
Цель работы: пронаблюдать действие магнитного поля на ток.
Оборудование: проволочный моток; штатив; источник тока; реостат; ключ; соединительные провода; дугообразный магнит.
Порядок выполнения работы:
-
Подвесьте проволочный моток к штативу, подсоедините его к источнику тока последовательно с реостатом и ключом. Предварительно ключ должен быть разомкнут, движок реостата установлен на максимальное сопротивление.
-
Поднесите к висящему мотку магнит и, замыкая ключ, пронаблюдайте движение мотка.
14
-
Выберите несколько характерных вариантов относительного расположения мотка и магнита и зарисуйте их, указав направление магнитного поля, направление тока и предполагаемое движение мотка относительно магнита.
-
Проверьте на опыте правильность предположений о характере и направлении движения мотка.
-
Сделайте вывод.
Практическое занятие №7
Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
Цель работы: измерить длину волны красного и фиолетового света в спектре первого порядка.
Оборудование: прибор для определения длины световой волны; дифракционная решетка; лампа накаливания.
Порядок выполнения работы:
-
Подготовьте таблицу для записи результатов измерений и вычислений.
-
Вставьте дифракционную решетку в рамку на продольной линейке прибора.
-
Установите экран со шкалой в конце продольной линейки.
-
Расположите прибор так, чтобы через прорезь в экране была видна нить лампы.
-
Добейтесь перемещением экрана со шкалой по продольной линейке наиболее четкого изображения на экране спектров первого порядка.
-
Измерьте расстояние а от решетки до экрана.
-
Запишите период дифракционной решетки.
-
Отсчитайте на шкале смещение bкр до красного света первого порядка слева и справа от щели и запишите их среднее значение в таблицу.
-
Отсчитайте на шкале смещение bф до фиолетового света первого порядка слева и справа от щели и запишите их среднее значение в таблицу.
15
-
Вычислите длину волны красного и фиолетового света в спектре первого порядка по формуле:
-
Сравните полученные результаты с табличными значениями длин волн.
Практическое занятие №8
Расчет показателя преломления стекла
Цель работы: рассчитать показатель преломления стекла.
Оборудование: стеклянная пластина; металлический экран с щелью; лампа накаливания; циркуль; линейка.
Порядок выполнения работы:
-
Расположите стеклянную пластину на листе бумаги в клетку так, чтобы одна из ее параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге, и обведите ее.
-
Направьте узкий световой пучок, не смещая пластины, на ее первую параллельную грань под углом к грани.
-
Поставьте точки вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков (у экрана, на первой грани, на второй грани и на продолжении луча).
-
Выключите лампочку, снимите пластину и с помощью линейки прочертите входящий, выходящий и преломленный лучи.
-
Проведите перпендикуляр через точку падения к первой грани.
-
Начертите окружность с центром в точке падения с помощью циркуля (большого радиуса).
-
Проведите из точки пересечения падающего луча с окружностью отрезок АЕ под углом 90° к перпендикуляру.
-
Продолжите до окружности выходящий луч.
-
Проведите из точки пересечения выходящего луча отрезок СД под углом 90° к перпендикуляру.
-
Подготовьте таблицу для записи результатов.
-
Измерьте отрезки АЕ и СД.
-
Рассчитайте показатель преломления стекла по формуле:
16
-
Рассчитайте максимальную относительную погрешность измерения показателя преломления по формуле: + и максимальную абсолютную погрешность по формуле: .
-
Сделайте вывод и результат запишите в виде: ±.
17
Приложение А
Оформление титульного листа практического занятия
БОУ СПО ВО
«Кадуйский политехнический техникум»
Практическое занятие №
название практического занятия
студента группы №
Фамилия, имя
18
Приложение Б
Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений
№ п/п
Средства
измерений
Цена
деления
Абсолютная инструментальная погрешность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Линейка:
- ученическая
- чертежная
-инструментальная (стальная)
- демонстрационная
Лента измерительная
Измерительный цилиндр
Штангенциркуль
Микрометр
Динамометр учебный
Весы учебные
Секундомер
Барометр-анероид
Термометр лабораторный
Амперметр школьный
Вольтметр школьный
1 мм
1 мм
1мм
1 см
0,5 см
1 мл
0,1 мм
0,01 мм
0,1 Н
0,2 с
1 мм рт. ст.
1˚С
0,1 А
0,2 В
±1 мм
±0,2 мм
±0,1 мм
±0,5 см
±0,5 см
±1 мл
±0,05 мм
±0,005 мм
±0,05 Н
±0,01 г
±1 с за 30 мин
±3 мм рт. ст.
±1˚С
±0,05 А
±0,15 В
19
Приложение В
Формулы для нахождения относительной погрешности
косвенных измерений
№ п/п
Формула физической
величины
Формула относительной погрешности
1
2
3
4
A = B+C
20