Разработка урока по физике

В разработке приведен пример нетрадиционного  урока, посвященного контролю знаний и умений. Он не только отчет, но и соревнование, воспитывающее гордость за свои успехи. Провожу я такие уроки после изучения больших тем программы.         Данный урок посвящен теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе. Урок состоит из следующих  этапов: теоретического, практического и подведение итогов.          В разработке есть перечень вопросов для подготовки к теоретическому туру, вопросы для...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК «ПРАЗДНИК ЗНАНИЙ»

Этот урок - нетрадиционное занятие, посвященное контролю знаний и умений. Он не только отчет, но и соревнование, воспитывающее гордость за свои успехи. Провожу я такие уроки после изучения больших тем программы.

Приведу пример, связанный с темой «Давление твердых тел, жидкостей и газов» в VII классе. Урок состоит из этапов: теоретического и практического туров, подведение итогов.

На самом первом уроке изучения данной темы я каждому школьнику раздаю листы с вопросами, которые будут вынесены на теоретический тур. Вот эти вопросы:

  1. Что называется давлением? Формула для вычисления давления. Единицы измерения давления.

  2. Соотношение между единицами давления: ПА, кПА, Н/см2.

  3. Как определить силу давления и площадь соприкосновения через давления?

  4. Почему газы оказывают давления? Объяснения давления с точки зрения МКТ.

  5. Закон Паскаля.

  6. Давление жидкости на дно сосуда. Объяснение причины этого давления. Формула для расчета.

  7. Сообщающиеся сосуды. Особенности расположения жидкостей в них.

  8. Манометры.

  9. Атмосферы давления. Доказательство его существования. Чему оно равно, как изменяется?

  10. Барометр- анероид - прибор для измерения атмосферного давления.

  11. Насосы.

  12. Выталкивающая сила. Ее направление, объяснение причины возникновения.

  13. Формула архимедовой силы.

  14. Условия плавания тел.

  15. Как определить плотность жидкости, объем погруженного в нее тела, используя формулу архимедовой силы?

  16. Водный транспорт.

  17. Воздухоплавание.

Число вопросов можно увеличить, но я считаю, что приведенные выше охватывают главное в теме.

Получив листки, ученики на последующих уроках внимательно следят за ответами своих товарищей, выделяя те, что относятся к перечисленными вопросам.

За неделю до урока «Праздник знаний» назначаю членов жюри. Заблаговременно готовим наборы приборов, листочки для записей, таблицы для фиксации полученных баллов за каждый вид работы, призы для победителей. На самом видном месте помещаем большие часы.

Урок начинается с выполнения теоретических заданий. Ученики по очереди (как сидят за партами) берут билеты с вопросами по теории, думают минуту и через 60 с отвечают. А во время «минуты на обсуждение» отвечает сосед. Ответ должен быть точен, конкретен, лаконичен. За ответ (как и за дополнение к нему) ставлю оценку по пятибалльной системе, а жюри фиксирует ее в таблице. Теоретический тур продолжается 19-22 мин. После него начинается практический тур, цель которого - проверить умения пользоваться приборами и навыками использования своих знаний. Класс делю на два «варианта», каждый получает задания.

Первый вариант

  1. Каким прибором и как можно определить давление жидкости? Провести это измерение.

  2. 3 кН выразить в ньютонах.

Второй вариант

  1. Определить приборами, находящимися на вашем столе, давление атмосферного воздуха в Па, кПа, мм рт. ст.

  2. Выразить давление 3 Н/см2 в паскалях. (Поясните дл учителя: на каждом столе лежат барометр-анероиды, находятся сосуды с водой и манометры, таблицы физических величин.)

После сигнала «Время» ассистенты собирают листочки с результатами выполнения заданий и сдают их жюри

Затем семиклассники получают практическое задание - физический диктант:

1.Общая формула для расчета давления…

2. Единицы давления…

3. Формула для расчета выталкивающей силы …

4. Формула для определения объема тела через выталкивающую силу…

5. Условие плавания тел…

6. От каких величин зависит давление жидкости?...

7. Какой закон определяет передачу давления жидкостью и газом?

Следующее практическое задание - решение задач:

  1. Болотный гусеничный трактор создает на почву давления

2 Н/ см2. Определите площадь соприкосновения гусениц с почвой, если вес трактора 61 кН.

  1. На сколько большая выталкивающая сила действует на шар объемом 0,02 дм3, опущенный в воду, чем на тот же шар, погруженный в масло?

После выполнения работы (на нее отводится 6 мин) ассистенты собирают листочки, а жюри проверяют их (члены жюри специально подготовленные учителем; кроме того, у них есть образцы решения задач и ответов на вопросы).

Пока идет проверка выполнения заданий и подведение итогов по баллам для каждого ученика, я организую либо игру в ответы на качественные вопросы из серий «Физика у нас дома». Вот три вопроса из этой серии:

  1. Какие физические приборы и почему нужно купить бабушке, страдающей гипертонией?

  2. О какой физической величине должен помнить папа, готовя шило для ремонта обуви?

  3. Какие приборы, связанные с изучаемой нами темой, и зачем обязан иметь с собой старший брат, выезжая на автомобиле в туристическую поездку?

Последний этап урока - подведение итогов. После подсчета оценок жюри оглашает результаты работы и выставляют общие баллы. Тех учащихся, которые получили больше 20 баллов, награждают призами, а тем, кто набрал наибольшее число баллов, присваивается звание «Эрудит» и вручается сделанная ребятами памятная медаль.

Для меня в таких уроках важно не только высокие баллы ребят (хотя и это показатель качества моей работы), но и психологическое - приподнятое, торжественное состояние детей. Все усиленно готовятся, приятно возбуждены, сопереживают товарищам, радуются своим успехам. Последнее - еще один важный стимул к учебе.





© 2010-2022