• Преподавателю
  • Физика
  • Краткосрочное планирование по теме: Зависимость сопротивления проводника от других физических величин

Краткосрочное планирование по теме: Зависимость сопротивления проводника от других физических величин

I.Актуализация темы: Для создания коллаборативной среды я начала урок с чтения притчи о времени. Во-первых, хотела необычно начать урок, хотела обратить внимание некоторых детей на то, что они зря тратят время. Во-вторых, создать непринужденную, комфортную среду, и одновременно мобилизовать внимание всех на рабочую обстановку. Считаю, что поставленная на этом этапе задача мною выполнена.  На фоне эмоционального подъема, перешла к повторению темы, тут у меня вышла оплошность с методом «горячего с...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование урока физики

Ф.И.О. и место работы

Школа: КГУ «Ельтайская СОШ»

Учитель физики: Койшигарина Б.Б

Предмет: физика

Класс: 8В


Тема урока:

Раздел: Электрические явления (22 часа) Урок: 7-7

«Зависимость сопротивления проводника от других физических величин»

Дата: 22.01.2015.

Цель:

(SMART, из среднесрочного планирования)

  1. формирование представления о зависимости сопротивления проводника от физических величин;

  2. обучение умению планировать и проводить эксперимент и формулировать вывод;

  3. формирование умения применять знания для решения прикладных задач.

  4. использование оценивания для обучения

Ожидаемый результат:

(из среднесрочного планирования)

развитие у учащихся умений:

  1. самостоятельно определять цель своей работы;

  2. оценивать верность гипотез с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

  3. самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов;

  4. рационально использовать урочное время.

Критерии успеха:

  • Я буду развивать самостоятельность в приобретении новых знаний о сопротивлении и практических умений;

  • Я буду уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Ключевые идеи/подход:

  • Развитие критического мышления на основе взаимодействия через использование стратегий, через организацию обучения в группах и в ходе исследовательской беседы.

  • Организация работы самооценки и взаимооценки для повышение эффективности формативного оценивания.

  • Повышение интереса к изучаемому предмету через использование ИКТ.

  • Учет возрастных особенностей и дифференцированное обучение

Учебник:

(рекомендованный МОН РК)

Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы\ Б.М.Дюсембаев и др.

Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы\ Л.Фаизова и др.

Ход урока:

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)


3 мин


2 мин

I. Организационный момент:

- приветствие,

- создание коллобаративной среды (чтение «ПРИТЧА О ВРЕМЕНИ»)

Я думаю, что мы все сейчас примем решение, действовать здесь и сейчас, каждый поставит себе цель, не тратить зря время урока, а сэкономит минуты, чтобы потратит с пользой

ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ:

ИНСТРУКЦИЯ для хранителей времени:

1.Записывать сколько времени уходило на выполнение задания в группе, сэкономили ли время (начало и конец работы) - оповещать 3-хлопками о готовности задания

2. Ребята! Соблюдайте ТБ (работа с электроприборами)

3.Вспомните правила работы в группе.

Ученики слушают

Решение учеников:

Сэкономленное время истратить на получение интересной информации.


Подходя к столу, каждый ученик выбирает линейку, знакомятся с надписью и рассаживаются по смыслу на три группы (можно назвать в честь ученых):

  • Команда Ампера

  • Команда Вольта

  • Команда Ома

Аффективное состояние

Большой палец!!!



ВЗАИМООЦЕНКА

Сочините желательно синквэйн о членах команды (как БУДЕТ работать команда, кто что делает)


Текст притчи



Линейки на столе учителя


Текст ТБ

Текст правила групповой работы


5 мин+


1 мин+


2мин+

2 мин+


1 мин+

II Актуализация: повторение пройденного материала. Учитель вызывает на середину 3 ученика. Приглашает сесть поочередно на

ГОРЯЧИЙ СТУЛ, класс задает по три вопроса каждому. (про силу тока, напряжение и сопротивление)

ИНСТРУКЦИЯ:

Вызываю к доске желающих уч-ся

ЗАДАНИЕ 1 всем: Что является основными элементами электрической цепи? Нарисуйте в тетради схему эл.цепи состоящей из источника тока, ключа и потребителей тока (1группе-эл.лампы, 2группе-эл.звонка, 3группе-эл.двигателя).

ЗАДАНИЕ 2 всем: Соберите эл.цепь по готовой схеме на доске (1-3 балла)

ЗАДАНИЕ 3 всем: Какими физическими величинами характеризуется электрическая цепь? Какая связь существует между этими величинами? Кто установил эту связь?

ЗАДАНИЕ 4 всем: В чём причина сопротивления проводника? Скажите, зависит ли сопротивление от напряжения и силы тока?

Подсказка: посмотрите п.40,стр.154 или стар. учебник п.38, стр 136.


3 желающих ученика с каждой команды на ГОРЯЧИЙ СТУЛ


3 желающих ученика из 3-х групп выходят к доске для рисования эл.схемы. Остальные рисуют в тетради. (индивидуальная работа у доски и в тетради)

  1. Дополнительное задание всем учащимся: Начертите на схеме амперметр для измерения силы тока и вольтметр для измерения напряжения на резисторе с каким полюсом источника должен соединяться («+») зажим амперметра и вольтметра.

  2. Отметьте на схеме полярность зажимов резистора знаками «+» «-»


Молодцы, смельчаки!!!


Взаимооценивание : Метод «Большой палец» (1-3 балла),


Молодцы!!! (раздавать смайлики правильно ответившим ученикам)


УЧЕНИКИ в листе самооценки отмечают

1 бал - за каждый правильный ответ

По эл.схеме-критериальное оценивание от 0-3 баллов.

Заполните на оценочном листе-кто сколько набрал баллов за это задание. и укажите сэкономленное время.


Стул


Оборудование для сборки цепи:

ЛИП, ключ, нагрузку (эл.двигатель,

лампочка,

звонок),

амперметр,

вольтметр

СЛАЙД на доске с вопросами +

Бланки с вопросами каждому ученику

1 мин+




1 мин+






1 мин+










3 мин+

1 мин+

1 мин+







2 мин+


3 мин+





2 мин+






3 мин+



3 мин



2 мин





5 мин


III. Изучение нового материала.

Учитель :- Мы выяснили, что R не зависит от U и I. Попробуем вместе определить задачи нашего урока.

На доске СЛАЙД с текстом:

Сегодня на уроке ты узнаешь:

От каких _________________ зависит сопротивление проводника?
Как ________сопротивление проводника?
Какое практическое _____________имеет сопротивление? Для чего нам нужны эти знания.

Учитель читает ТЕКСТ

Для передачи эл.тока на расстоянии применяют соединительные провода, которые в основном изготавливают из цветных металлов, к примеру -алюминия. Нередки случаи хищения цветных металлов. Вот что писали в областной газете «Индустриальная Караганда» в 90-е годы: «Одна из главных причин возникновения аварийных и предаварийных ситуаций на газопроводах, железной дороге и в энергетической отрасли сегодня - воровство. Ценность для похитителей представляют электрическая схема, в которой много меди и медесодержащих элементов, а также ценность составляет алюминиевые провода линий электропередач»

Учитель ставит

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Государство тратит большие деньги на замену, охрану. Может быть эту проблему можно решить по-другому, заменив соединительные провода, изготовленные из цветных металлов, на другие, которые не привлекут внимание злоумышленников?

Как вы думаете? Хочу услышать ваши предположения. Можете посовещаться в группе и записать ваши предложения. Я читаю вслух гипотезы уч-ся.

Ставим цель исследования:

Учитель: С чего вы предлагаете начать исследование? (Какие будут ваши действия)

  1. Экспериментальная часть (групповая работа)

Проведем эксперимент. (Приборы у нас уже соединены.)
В собранной установке включайте поочередно в электрическую цепь различные резисторы и результаты измерений запишите в таблицу:

Инструкция для группы

ЗАДАНИЕ 1-группе : Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I

  1. Исследуем зависимость R от S: (проводники разной площади поперечного сечения)

  2. Делаем вывод: При увеличении площади поперечного сечения проводника, сопротивление _______________________

  3. Какой вид зависимости?____________

ЗАДАНИЕ 2-группе Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I

  1. Исследуем зависимость R от l: (проводники разной длины)

  2. Делаем вывод: При увеличении длины проводника, сопротивление ____

  3. Какой вид зависимости?_______________

ЗАДАНИЕ 3-группе : Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I

  1. Исследуем зависимость R от материала (проводники одинаковой толщины и длины)

  2. Делаем вывод: R зависит от материала______________

  3. Какой вид зависимости.?

Сделайте обобщение, проанализировав предыдущие выводы:

Не забудьте оценить себя, поставьте себе баллы и запишите вами сэкономленное время

  1. 1) Учитель объясняет по СЛАЙДУ или можно посмотреть ВИДЕОСЮЖЕТ

R = ρ • L/S

Где ρ - коэффициент, характеризующий электрические свойства вещества, из которого изготовлен проводник. Этот коэффициент называется удельным сопротивлением вещества.
L - длина проводника,
S - площадь поперечного сечения проводника

ρ = R • S/L

[ ρ ] = Ом•м

Удобнее выражать так:

[ ρ ] = Ом•мм2

Чему будут равны L и S?

L= R • S/ρ S = ρL/R

2) Откройте учебник на странице 155 Таблицу 7.

Найдём в таблице:

1.Удельное сопротивление меди = 0,017 Ом•мм2/м, это значит, что удельное сопротивление проводника из меди длиной 1 метр и площадью поперечного сечения 1 мм2 = 0,017 Ом.

2.Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м. Что это значит? (записать самостоятельно)_______________
3.Какое вещество будет лучшим проводником, с большим удельным сопротивлением или с меньшим? __________________________

4.Назовите из таблицы вещества, являющиеся хорошими проводниками ______________________________, являющиеся хорошими диэлектриками

Учитель:

1. Вернемся к началу урока кто же оказался близок к верному разрешению проблемной ситуации.

2.В чем секрет вашей уверенности в ответах

IV. Закрепление материала. (парная работа) напомнить правила работы в группе (5 мин)

Задача 1

Каково сопротивление медного провода длиной 1м и площадью поперечного сечения 1 мм2

Задача 2

Имеются две алюминиевые проволоки одинаковой толщины. Длина одной 1 м, а другой - 5 м. У какой проволоки сопротивление меньше и во сколько раз

Задача 3

При устройстве молниеотвода использовали стальной провод сечением 35 мм2 и длиной 70 м. Определите его сопротивление.

V.Домашнее задание:

  1. §40 учебника; вопросы 7,8(А) и 6(В), задачи (12,13) письменно

  2. Практическое применение:

По паспортным данным лампочек елочных гирлянд и карманного фонаря рассчитайте сопротивление нитей накаливания.

VI. РЕФЛЕКСИЯ

По вопросам на доске

Определение темы урока учащимися (с места хором отвечают)



Внимательно слушают, выдвигают гипотезы в группах, высказывают свое мнение и предлагают предположения








Ученики вывешивают на доске гипотезы (в ОБЛАКО)

Учащиеся: Установить от чего зависит сопротивление проводников, от каких физических величин.

Учащиеся: Соединяют эл.цепь



1-группа:Учащиеся презентуют результаты эксперимента и делают выводы у доски.

2-группа: Презентация постера

3-группа: Презентация постера



Экспертная группа (3 ученика отдельно выполняют работу виртуально)

Презентует общий результат по исследованию сопротивления

( ЦОР на интерактивной доске):

Делают ВЫВОД:

Сопротивление проводника прямо пропорционально _____________, обратно пропорционально ______________ и зависит от материала.

Ученики делают записи в тетради





Открывают учебник и смотрят таблицу





Уч-ся отвечают, делают вывод

по ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ



Решают задачу в тетради и даем ответ устно.



Уч-ся записывают Д\З



Уч-ся отвечают на вопросы рефлексии на доске.




Оценивают текст с критической точки зрения и выявляют проблему.













Молодцы !!!

Оцените себя по критериям, заполните оценочный лист.














Ученики оценивают свою работу, отвечая на вопросы учителя







Молодец!

1-бал за правильное решение задачи.







Подводят итоги ,подсчитывают баллы,



















Критериальное оценивание

(0-3б)

1.Собрать цепь-1б

2.Снять показания U и I и вычислить R.-1бал

3.Сделать вывод-1б






Экспертная группа оценивается по критериям.

(0-3 балла)






1бал-за правильный ответ







Критерий(0-3 б)

Правильно написано:

1. ДАНО

2.Формула

3.Вычисление

4.Единица измерения






Итог собранных баллов

СЛАЙД задачи урока




СЛАЙД

Текст из газеты «Индустриальная Караганда»





СЛАЙД:

Проблемный вопрос.




СЛАЙД:

От каких физических величин зависит сопротивление проводника?




Оборудование для эксперимента:

+дополнительно каждому ученику 2-резистора






Интердоска, компьютер, ЦОР (кабинет физики8)


Видеосюжет диск «videouroki»




Учебник







Листы с условиями задач каждой группе.




СЛАЙД Д\з.



Рефлексивные вопросы на бланке у групп, отвечают письменно и проговаривают

Заметки учителя/Рефлексия:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель:

© 2010-2022