• Преподавателю
  • Физика
  • Мастер-класс «Использование интерактивных методов на различных этапах урока физики в рамках системно - деятельностного подхода»

Мастер-класс «Использование интерактивных методов на различных этапах урока физики в рамках системно - деятельностного подхода»

   Данный материал представляет собой мастер-класс, проводимый с аудиторией преподавателей на школьном методическом объединении учителей физики.    Рассматриваемая тема изучается в 8 классе в разделе"Тепловые явления". Демонстрируются различные виды интерактивной деятельности, в том числе и с использованием современных ТСО: групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты), работа в группах, парах, презентация, проектирование, упражнения-эргонайзеры, ролевая (деловая) игра, кооперативно...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Использование интерактивных методов на различных этапах урока физики в рамках системно - деятельностного подхода»

Ладенкова Ирина Владимировна

МКОУ Пугачёвская СОШ

учитель физики и информатики

Задачи мастер-класса:

- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.

-Мотивация слушателей на освоение технологии интерактивного обучения.

- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Этапы мастер-класса:

  1. Представление педагогической концепции данной технологии.

  2. Моделирование занятия на основе данной технологии.

  3. Имитация урока.

  4. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)

Учитель. Интерактивная- inter (взаимный), act(действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Сравнение задач традиционного и

интерактивного подхода к обучению

  • Задача педагога- передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.

  • Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.

  • Модель односторонней коммуникации.

  • создание условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

  • воспроизведение знаний, добытых в результате самостоятельной исследовательской деятельности

  • Модель многосторонней коммуникации.

Методов интерактивного обучения существует огромное количество. В зависимости от темы и цели урока используются те или иные из них. На этом слайде представлены методы интерактивного обучения, которые я использую наиболее успешно в своей практике.

Методы интерактивного обучения

  • Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

  • Работа в группах, парах

  • Презентации

  • Проектирование

  • Упражнения - энергизаторы

  • Ролевая (деловая) игра

  • Кооперативное обучение

  • Дерево решений

  • Броуновское движение

  • Синквейн

Учитель. Сегодня на нашем мастер-классе, активными участниками которого я попрошу вас быть, мы рассмотрим некоторые из методов, в свете применения их на различных этапах урока.

Итак, на первом этапе урока нам необходимо сообщить тему урока.

Задание 1. Давайте отгадаем 3 загадки, которые нам подскажут её формулировку:

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

Сосулька.

По улице дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на дорожке лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

Вода.

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает - иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой ...

Облако.

Мы отгадали с вами три загадки, что объединяет все эти понятия?

Итак, тема нашего занятия «Три состояния вещества»

Задание 2. Для плодотворной работы нам необходимо разделиться на группы. Существует много способов деления на группы. Например, по цвету карточек; по форме (круги, квадраты, треугольники, ромбы). Мы с вами воспользуемся самым трудным, который называется логическим рядом. У вас на карточке записано слово, выберите то агрегатное состояние, к которому относится это физическое тело или явление.

Роса снежинка облако

Дождь сосулька туман

Река айсберг пар

Задание 3: Мы исследуем три состояния вещества на примере воды. У каждой группы своя задача.

Первая группа - механические свойства твёрдого тела.

Вторая - свойства жидкостей.

Третья - свойства газов.

Первая группа.

(тарелка с кубиками льда)

Задание: исследовать механические свойства твёрдого тела.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма твёрдого тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём твёрдого тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход твёрдого тела в другое агрегатное состояние ( жидкое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?


Вторая группа.

(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние (твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?


Третья группа.

(стакан с тёплой водой, блюдце)

Накрыть стакан блюдцем, чтобы понаблюдать конденсацию.

Задание: исследовать механические свойства газов.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?


  1. Сохраняется ли объём газообразного тела при неизменной температуре?


  1. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние (жидкое)? Каким образом это можно осуществить?



Сделаем выводы из наших исследований.

Состояние

Сохраняет форму

Сохраняет объём

Фазовые переходы

твёрдое

да

да

плавление

жидкое

принимает форму сосуда

да

нагревание, кипение

газообразное

нет

занимает

охлаждение, конденсация


На своих уроках часто использую презентации для иллюстрации предлагаемой темы урока, а также для проведения обобщающих уроках. Но сразу хочу сказать, что увлекаться не стоит. Дети привыкают к достаточно лёгкой подаче материала и проблемно перестраиваются на другой вид деятельности. В своей работе особое внимание уделяю проведению лабораторных работ, как предусмотренных программой, так и дополнительных. Например, в 8 классе при проведении л/р на закон Джоуля-Ленца включаю исследование закона сохранения энергии для тепловых процессов. Это помогает впоследствии при решении задач.

Учитель. Очень нравятся детям игры - энергизаторы. Энергизатор - упражнение для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала учащихся на уроке. Используют при переходе из одного этапа урока на другой, на уроке физики.

На заключительном этапе урока. Создание газеты-отчёта. На этом чистом листе бумаге вы должны за несколько минут презентовать полученные знания во время урока. Это могут быть стихи, рисунки, загадки, аппликации, связанные с нашей темой. Помочь вам в выражении своих мыслей может технология синквейна. Эта технология пришла к нам из русского языка и литературы, но хорошо зарекомендовала себя. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

УЧИТЕЛЬ

2. Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ

3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ

5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

МАСТЕР

Рефлексия.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • теперь я могу…

  • я приобрел…

  • у меня получилось …

  • я попробую…

  • меня удивило…

Результатом применения системно - деятельностного подхода в моей работе я считаю увеличение количества учащихся, выбирающих мой предмет в качестве итоговой аттестации в 9 и 11 классах. В этом году в 9 классе сдают ГИА 5 человек (в прошлом году 1 ученик), и 3 человека сдают ЕГЭ в 11 классе.

Заключительное слово.

- Я рада, что нашла сегодня единомышленников, надеюсь, что те, кто начнет использовать эту технологию тоже увидят горящие глаза ребят, а кто ещё не готов к этому виду работы изменят со временем своё мнение. Благодарю всех за отличную работу.








© 2010-2022