- Преподавателю
- Физика
- Проблемно-диалогический урок по физике по теме: Диффузия
Проблемно-диалогический урок по физике по теме: Диффузия
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пендикяйнен И.Г. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4. Ст. Боргустанской Предгорного района Ставропольского края.
Проблемно-диалогический урок по физике по теме : Диффузия.
подготовила
учитель физики
Пендикяйнен Инна Георгиевна.
.
Цель урока: формирование знаний учащихся по теме "диффузия", определить значение этого явления в жизни живой и неживой природы.
Задачи урока:
-овладеть новыми знаниями умениями, используя проблемно -диалогический урок,
-развить интерес к изучаемому предмету, способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Анализ
Слова учителя
Слова учеников
Подводящий к теме диалог
Учитель опускает несколько кристалликов марганца в прозрачный сосуд с водой.
-Что происходит с кристаллами марганца в воде?
- Кристаллы растворяются.
- Вода рядом с кристаллами окрашивается в интенсивный розовый цвет.
- Постепенно вода розовеет и дальше.
- Что произойдет с водой в сосуде к концу урока?
- Вода окрасится в равномерный розовый цвет.
Учитель надрезает апельсин или открывает флакон с гипоаллергенными духами (можно использовать нафталин).
- Поднимите руки, кто почувствовал запах?
Учащиеся постепенно поднимают руки: от первых парт до последних.
- Как распространяется запах?
-Что еще можно наблюдать при распространении запаха?
- Запах распространяется постепенно, с течением времени.
- Чем ближе к источнику, тем запах более выраженный, резкий.
- Дальше от источника запах становится слабее.
-Что же происходит? Попробуйте объяснить.
- Вещество самостоятельно распространяется с течением времени.
- Вещества смешиваются с течением времени.
- Как быстро это происходит, зависит от вещества.
Учитель демонстрирует какой-нибудь металлический предмет (кусок свинца, алюминиевый или железный брус).
- Значит ли это , что данное вещество распространяется вокруг с течением времени?
-Нет.
-Возможно, таким свойством обладают только жидкости и газы.
Учитель демонстрирует большой слежавшийся кусок каменной соли.
- А если рассмотреть это твердое тело? Присуще ли ему такое свойство?
-Да. Если кусок погрузить в воду, он начнет растворяться.
-А если опустить этот кусок в кипяток?
-Он будет растворяться интенсивнее, быстрее.
Формулирование проблемы
Какие у вас возникли вопросы? Что вы хотели бы выяснить?
-Какой процесс мы наблюдали?
-В каких веществах может происходить этот процесс?
От чего зависит скорость такого процесса?
Актуализация
-Что именно распространяется в рассмотренных нами случаях?
-Газ
-Жидкость
-Твердое тело
-Каким одним словом можно назвать и газ, и жидкость, и твердое тело?
-Вещество.
-Из чего состоит вещество?
-Вещество состоит из молекул.
- Что мы знаем о молекулах?
- Молекула - мельчайшая частица вещества.
-Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся.
-Что нам известно о скорости движения молекул?
-Скорость движения молекул зависит от температуры.
-Чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы.
Учитель демонстрирует стакан, наполовину заполненный водой, и такой же стакан, но уже с подкрашенной водой. Аккуратно по стенке подливает воду поверх подкрашенной. Затем демонстрирует ролик (продолжительность 36 секунд). youtube.com/watch?v=fGx7XfdghBM&feature=related
-Как обычно изображают молекулы?
-Давайте попробуем изобразить схематично весь происходящий процесс.
- Посмотрим, как происходит в движении.
-Молекулы обычно изображают кружочками.
Желающий учащийся рисует на доске цветными мелками примерно следующий рисунок:
Демонстрируется flash-ролик files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1296573f-c00a-48ff-ba24-da69a64e10d4/8_43.swf
-Что сделали кружочки-молекулы в итоге?
-Перемешались.
-Смешались.
-Каким одним словом можно назвать изображенный процесс?
-Перемешивание.
-Смешивание.
-После того, как жидкости оказались в одном стакане на них оказывалось воздействие?
-Нет.
-Значит смешивание происходило…как?
-Само.
-Само по себе.
-Самостоятельно.
-Можно ли назвать рассмотренный процесс - явление самопроизвольного перемешивания молекул?
-Можно.
Учитель демонстрирует два сосуда с водой, один из них подогревается на горелке. На столе приготовлены два одинаковых куска сахара.
-Что случится, если сахар положить в стаканы одновременно?
Озвученное учениками предположение тут же проверяется.
- В стакане с горячей водой сахар растворится быстрее.
Учитель предлагает выйти к доске двум учащимся. Одному дает стакан с водой, другому- абсолютно такой же стакан, но с чайной ложкой. На столе приготовлены два одинаковых куска сахара.
-Кому из учащихся удастся быстрее растворить сахар в своем стакане?
-Каким образом?
-Второму.
-Путем перемешивания ложкой.
Выдвижение гипотез
Какие выводы мы сделали?
-Существует явление, присущее веществам, в каком бы агрегатном состоянии они не находились.
-Это явление самопроизвольного перемешивания молекул.
-Его скорость увеличивается при повышении температуры и при перемешивании.
-Еще скорость такого явления зависит от агрегатного состояния вещества.
Открытие нового знания,
проверка полученных гипотез и закрепление изученного материала
Презентация (flash )files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf
Вводится понятие диффузии. Объясняется процесс диффузии. Выясняется зависимость скорости протекания диффузии от температуры вещества. Сравнивается скорость протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах. Выполняются предложенные задания по закреплению материала.
Выполняются предложенные задания по закреплению материала.
Выражение решения. Применение нового знания
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Чьи версии подтвердились?
- Используя свои новые знания расскажите, где вам приходилось уже встречаться с диффузией?
-Как оцените свою работу?
Обобщают, делают вывод по проблеме.
-Засолка овощей, рыбы и других продуктов.
-Чай заваривают именно горячей водой.
-Вещи "линяют".
-Папа селедку "вымачивает".
И т.д.
Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.
Домашнее задание
§9