Проблемно-диалогический урок по физике по теме: Диффузия

Проблемно-диалогический урок по физике по теме : Диффузия. Предназначен для учащихся седьмых классов или для проведения внеклассных, кружковых занятийй. Цель данного урока:  формирование знаний учащихся по теме «диффузия», определить  значение этого явления в жизни живой и неживой природы. Задачи урока: -овладеть новыми знаниями умениями, используя проблемно -диалогический урок, -развить интерес к изучаемому предмету, способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4. Ст. Боргустанской Предгорного района Ставропольского края.











Проблемно-диалогический урок по физике по теме : Диффузия.

















подготовила

учитель физики

Пендикяйнен Инна Георгиевна.

.

Цель урока: формирование знаний учащихся по теме "диффузия", определить значение этого явления в жизни живой и неживой природы.

Задачи урока:

-овладеть новыми знаниями умениями, используя проблемно -диалогический урок,

-развить интерес к изучаемому предмету, способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Анализ

Слова учителя

Слова учеников

Подводящий к теме диалог

Учитель опускает несколько кристалликов марганца в прозрачный сосуд с водой.

-Что происходит с кристаллами марганца в воде?

Проблемно-диалогический урок по физике по теме : Диффузия.

- Кристаллы растворяются.

- Вода рядом с кристаллами окрашивается в интенсивный розовый цвет.

- Постепенно вода розовеет и дальше.

Проблемно-диалогический урок по физике по теме : Диффузия.

- Что произойдет с водой в сосуде к концу урока?

- Вода окрасится в равномерный розовый цвет.

Учитель надрезает апельсин или открывает флакон с гипоаллергенными духами (можно использовать нафталин).

- Поднимите руки, кто почувствовал запах?

Учащиеся постепенно поднимают руки: от первых парт до последних.

- Как распространяется запах?

-Что еще можно наблюдать при распространении запаха?


- Запах распространяется постепенно, с течением времени.

- Чем ближе к источнику, тем запах более выраженный, резкий.

- Дальше от источника запах становится слабее.

-Что же происходит? Попробуйте объяснить.

- Вещество самостоятельно распространяется с течением времени.

- Вещества смешиваются с течением времени.

- Как быстро это происходит, зависит от вещества.

Учитель демонстрирует какой-нибудь металлический предмет (кусок свинца, алюминиевый или железный брус).

- Значит ли это , что данное вещество распространяется вокруг с течением времени?


-Нет.

-Возможно, таким свойством обладают только жидкости и газы.

Учитель демонстрирует большой слежавшийся кусок каменной соли.

- А если рассмотреть это твердое тело? Присуще ли ему такое свойство?

-Да. Если кусок погрузить в воду, он начнет растворяться.

-А если опустить этот кусок в кипяток?

-Он будет растворяться интенсивнее, быстрее.

Формулирование проблемы

Какие у вас возникли вопросы? Что вы хотели бы выяснить?

-Какой процесс мы наблюдали?

-В каких веществах может происходить этот процесс?

От чего зависит скорость такого процесса?

Актуализация

-Что именно распространяется в рассмотренных нами случаях?

-Газ

-Жидкость

-Твердое тело

-Каким одним словом можно назвать и газ, и жидкость, и твердое тело?

-Вещество.

-Из чего состоит вещество?

-Вещество состоит из молекул.

- Что мы знаем о молекулах?

- Молекула - мельчайшая частица вещества.

-Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся.

-Что нам известно о скорости движения молекул?

-Скорость движения молекул зависит от температуры.

-Чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы.

Учитель демонстрирует стакан, наполовину заполненный водой, и такой же стакан, но уже с подкрашенной водой. Аккуратно по стенке подливает воду поверх подкрашенной. Затем демонстрирует ролик (продолжительность 36 секунд). youtube.com/watch?v=fGx7XfdghBM&feature=related

-Как обычно изображают молекулы?

-Давайте попробуем изобразить схематично весь происходящий процесс.

- Посмотрим, как происходит в движении.

-Молекулы обычно изображают кружочками.

Желающий учащийся рисует на доске цветными мелками примерно следующий рисунок:

Проблемно-диалогический урок по физике по теме : Диффузия.

Демонстрируется flash-ролик files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1296573f-c00a-48ff-ba24-da69a64e10d4/8_43.swf

-Что сделали кружочки-молекулы в итоге?

-Перемешались.

-Смешались.

-Каким одним словом можно назвать изображенный процесс?

-Перемешивание.

-Смешивание.

-После того, как жидкости оказались в одном стакане на них оказывалось воздействие?

-Нет.

-Значит смешивание происходило…как?

-Само.

-Само по себе.

-Самостоятельно.

-Можно ли назвать рассмотренный процесс - явление самопроизвольного перемешивания молекул?

-Можно.

Учитель демонстрирует два сосуда с водой, один из них подогревается на горелке. На столе приготовлены два одинаковых куска сахара.

-Что случится, если сахар положить в стаканы одновременно?

Озвученное учениками предположение тут же проверяется.

- В стакане с горячей водой сахар растворится быстрее.

Учитель предлагает выйти к доске двум учащимся. Одному дает стакан с водой, другому- абсолютно такой же стакан, но с чайной ложкой. На столе приготовлены два одинаковых куска сахара.

-Кому из учащихся удастся быстрее растворить сахар в своем стакане?

-Каким образом?

-Второму.

-Путем перемешивания ложкой.

Выдвижение гипотез

Какие выводы мы сделали?

-Существует явление, присущее веществам, в каком бы агрегатном состоянии они не находились.

-Это явление самопроизвольного перемешивания молекул.

-Его скорость увеличивается при повышении температуры и при перемешивании.

-Еще скорость такого явления зависит от агрегатного состояния вещества.

Открытие нового знания,

проверка полученных гипотез и закрепление изученного материала

Презентация (flash )files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf

Вводится понятие диффузии. Объясняется процесс диффузии. Выясняется зависимость скорости протекания диффузии от температуры вещества. Сравнивается скорость протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах. Выполняются предложенные задания по закреплению материала.

Выполняются предложенные задания по закреплению материала.

Выражение решения. Применение нового знания

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

- Используя свои новые знания расскажите, где вам приходилось уже встречаться с диффузией?

-Как оцените свою работу?

Обобщают, делают вывод по проблеме.

-Засолка овощей, рыбы и других продуктов.

-Чай заваривают именно горячей водой.

-Вещи "линяют".

-Папа селедку "вымачивает".

И т.д.

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

Домашнее задание

§9



© 2010-2022