Рабочая программа по физике для 7 класса

Аннотация к рабочей программе по физике для 7 класса  Рабочая программа по физике разработана в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика. 7-9 классы» («Программы для ОУ. Физика. Астрономия. 7-11 классы», М.: Дрофа, 2011г.) и «Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы».Рабочая программа имеет следующую структуру:1.Пояснительная записка.1.1. Цели ...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Физика 7 класс


Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по учебно- Директор муниципального бюджетного

воспитательной работе общеобразовательного учреждения

«Беловская СОШ»

______________ Н.А.Петрунина


Рассмотрено на заседании МО

учителей естественно - математического цикла

Протокол № ____ от ___.08.2014г.

_____________________________









Рабочая программа

по физике 7 класс

на 2014-2015 уч.год












Учитель:

Н.А.Петрунина





















Содержание:

1.Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи обучения Физике.

1.2. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

1.3. Технология обучения.

2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендованная последовательность изучения тем и разделов.

3. Требования к уровню подготовки учащихся и выпускников.

4. Система оценивания.

5. Учебно-методический комплект.

6. Календарно-тематическое планирование.

Тип программы: модифицированная.


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.) на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика. 7-9 классы» и «Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы». («Программы для ОУ. Физика. Астрономия. 7-11 классы», М.: Дрофа, 2011г.)

Учебник: Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /Перышкин А. В.- М.: Дрофа, 20_______. (Допущено МО РФ).

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.









Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

В задачи обучения Физике входят:


Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи обучения:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания образования по физике учащиеся получают возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков, способов деятельности и ключевых компетенций. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Технология обучения

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. При преподавании используются: классно- урочная система, лабораторные занятия, решение задач.

Формированию познавательного интереса детей к предмету способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества:

  • Урок - лекция - это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

  • Урок - семинар характеризуется, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.

  • Урок-практикум помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.

  • Комбинированные уроки имеющие, как правило, не менее двух дидактических целей.

  • Обобщающие уроки, помогающие систематизации понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

  • Урок проверки и коррекции знаний и умений - это урок проверки знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

  • Урок-зачет или урок - контрольная работа, основная цель которого состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 4 контрольных работы. Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут.

Основное содержание с примерным распределением учебных часов

по разделам курса, рекомендованная последовательность изучения тем и разделов.


1. Введение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Физика и техника.

Демонстрации: Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Фронтальные лабораторные работы:

1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Опыты:

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Измерение длины.

Измерение объема жидкости и твердого тела.

Измерение температуры.


2. Первоначальные сведения о строении вещества. (5ч)

Молекулы Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации. Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Фронтальные лабораторные работы:

2. Измерение размеров малых тел.


3. Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сложение сил. Сила трения.

Фронтальные лабораторные работы.

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема твердого тела.

6. Измерение плотности твердого тела.

7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины.

Опыты:

Измерение скорости равномерного движения.

Измерение плотности жидкости.

Измерение силы динамометром.

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование условий равновесия рычага.

Нахождение центра тяжести плоского тела.


4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Фронтальные лабораторные работы.

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


5. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Демонстрации. Простые механизмы.

Фронтальные лабораторные работы.

13. Выяснение условия равновесия рычага.

14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Резервное время - 4 часа


Программой предусмотрено изучение разделов:

  1. Введение - 4 часа.

  2. Первоначальные сведения о строении вещества - 5 часов.

  3. Взаимодействие тел - 21 час.

  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов - 23 час.

  5. Работа и мощность. Энергия - 13 часов.

  6. Резервное время - 4 часа.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.


Тема

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

по программе

по плану

Введение

4

4

Л.р. №1


Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

Л.р. №2


Взаимодействие тел

21

20

Л.р. №3,4,5,6

Пр.р. №1,2,3,4

К.р. № 1

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

23

Л.р. №7,8

Пр.р. №5

К.р. № 2,3

Работа и мощность. Энергия

13

13

Л.р. №9,10

К.р. № 4

Повторение


1



Резерв

4

2



Итого

70

68

Л.Р.- 10

Пр.р.- 4

4



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 7 КЛАССА ПО ФИЗИКЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

  1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел

  2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию

  3. владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды

  4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии

  5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

  7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.


Общеучебные умения и навыки (7-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;

  • оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;

  • организовать деятельность в группах и парах.

2. Учебно-информационные:

  • подбирать и группировать материал по определенной теме;

  • создавать тексты различных типов;

  • владеть различными способами изложения текста;

  • составлять сложный план;

  • комментировать текст;

  • формулировать проблемные вопросы;

  • качественно и количественно описывать объект;

  • формировать программу эксперимента.

3. Учебно-интеллектуальные:

  • определять объект анализа;

  • выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • классифицировать информацию по различным признакам;

  • различать компоненты доказательства;

  • уметь доказывать и опровергать;

  • самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;

  • устанавливать межпредметные связи.

4. Учебно-коммуникативные:

  • владеть приемами риторики;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • вырабатывать общее решение.




В ходе реализации программы у учащихся будут сформированы следующие компетенции:

Учебные компетенции:

  • организовывать процесс изучения;

  • решать учебные проблемы;

  • связывать воедино и использовать отдельные части знания;

  • извлекать пользу из образовательного опыта;

Исследовательские компетенции:

  • получать и анализировать информацию;

  • консультироваться;

  • использовать различные документы, источники.

Социально-личностные компетенции:

  • видеть связь между настоящими и прошлыми событиями;

Коммуникативные компетенции:

  • слышать и слушать;

  • дискутировать и защищать свою точку зрения;

  • выступать в знакомой обстановке;

  • строить и читать чертежи.

Сотрудничество:

  • работать в паре, группе;

  • принимать личное решение;

  • вести диалог и вырабатывать своё мнение.

Организаторская деятельность:

  • организовать свою работу;

  • принимать ответственность;

  • вступать в проектную деятельность.

Личностно-адаптивные компетенции:

  • использовать новую информацию;

  • быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.


Виды контроля:

Результаты изучения курса «Физика» 7-9 классов, которые полностью соответствуют федеральным государственным стандартам и образовательной программе образовательного учреждения, направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Контроль по изучению данного курса осуществляется посредством следующих блоков: контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, тестирование, диктанты, домашние контрольные работы, презентации работ.

Виды контроля: фронтальный опрос. индивидуальная работа у доски. индивидуальная работа по карточкам. самостоятельная работа. проверочная работа. физический диктант. тестовая работа контрольная работа.

Система оценивания


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся применительно к различным формам контроля знаний


- Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

-Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

-Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Учебно-методическое оснащение учебного процесса

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира


1. Программа:

- «Программы для ОУ. Физика. Астрономия 7-11 классы». Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2011, с.106.

2. Учебник:

«Физика. 7». Перышкин А. В., М.: Дрофа, 20______. (Допущено МО РФ).

Электронный учебник «Физика. 7». Перышкин А. В., М.: Дрофа, 2010г.

3. Методические пособия для учителя:

- «Физика. 7. Тематическое и поурочное планирование к учебнику». Гутник Е. М., Рыбаков Е. В., Шаронина Е. В., М.: Дрофа, 20___.

- «Поурочные разработки по физике. 7 класс. В помощь школьному учителю» Полянский С. Е., М.: ВАКО, 2003.

- «Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах». Под ред. Покровского А. А., М.: Просвещение, 1974. (Рек. Главным управлением школ МО СССР).

- «Тесты по физике к учебнику А. В. Перышкина.7 класс (УМК)» Чеботарева А. В., М.: Экзамен, 2008.

4. Пособия для учащихся:

- «Сборник задач по физике к учебникам А. В. Перышкина. 7-9 классы (УМК)». Перышкин А. В., М.: Экзамен, 2004.

- «Сборник задач по физике для 7-9 классов ОУ». Лукашик В. И., Иванова Е. В., М.: Просвещение, 2000. (Рек. МО РФ).

- CD-ROM «Занимательная физика (по материалам книги Я. И. Перельмана)», 1 выпуск, ООО «Новый диск».

- CD-ROM «Лабораторные работы по физике (Виртуальная физическая лаборатория). 7 класс (Электронное учебное издание)», М.: Дрофа, 2006.

- CD-ROM «Физика (Мультимедийное приложение к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской). 7 класс (Электронное учебное издание)», М.: Дрофа, 2006.

- CD-ROM «Уроки физики Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа). 7 класс», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.

- CD-ROM «Интерактивные творческие задания по физике 7-9 классы», ООО «Новый диск».

5. Дидактические материалы:

- «Физика. 7. Дидактические материалы» Марон А. Е., Марон Е. А., М.: Дрофа, 20___.

- «Физика. 7. Дидактические карточки- задания». Ушаков М. А., Ушаков К. М., М.: Дрофа, 20____.

6. Рабочая тетрадь:

- «Рабочая тетрадь по физике к учебнику А. В. Перышкина. 7 класс (УМК)». Минькова Р. Д., М.: Экзамен, 2005.

- «Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7 класс (УМК)». Минькова Р. Д., Иванова В. В., М.: Экзамен, 2011. (Рек. РАО).


№ урока

Пар.

Тема, основные вопросы программы

Требования к базовому

уровню подготовки

Дата

Факт. дата

4


Введение



1

1

2

3

Что изучает физика

Некоторые физические величины

Наблюдения и опыты

Знать/понимать смысл понятия «физическое явление»



2

4

Физические величины. Измерение физических величин.

Понимать разницу между физическим явлением и физической величиной. Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ



3


Точность и погрешность измерений.

Уметь определять цену деления измерительных приборов



4

5



6

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Физика и техника.

Уметь определять цену деления измерительных приборов



5+1резерв

Первоначальные сведения о строении вещества



5

7

8

Строение вещества

Молекулы.

Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»



6


Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ



7

9

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

Уметь описывать и объяснять явление диффузии



8

10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие молекул»



9

11

12

Три состояния вещества

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях



10


Повторительно-обобщающий урок «Первоначальные сведения о строении вещества».

Уметь использовать знания о строении вещества для объяснения различных явлений, объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества, применять полученные знания при решении задач



21

Взаимодействие тел



11

13

14

Механическое движение

Равномерное и неравномерное движение

Знать/понимать смысл понятий: «путь», «траектория»



12

15

Скорость. Единицы скорости. Практическая работа №1«Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

Знать/понимать смысл понятий: «путь», «скорость»; уметь описывать равномерное прямолинейное движение

Уметь использовать физические приборы для измерения расстояния и промежутка времени



13

16

Расчёт пути и времени движения

Уметь решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения



14

17

Инерция

Уметь описывать и объяснять явление инерции



15

18

Взаимодействие тел

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие»



16

19

Масса тела. Единица массы.

Знать/понимать смысл величины «масса»



17

20

Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Уметь измерять массу тела, выражать результаты измерений в СИ



18


Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

Уметь измерять объем тела, выражать результаты измерений в СИ



19

21

Плотность вещества. Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»

Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность». Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объема твердых тел



20

22

Расчёт массы и объема тела по его плотности

Уметь решать задачи на расчет массы, объема и плотности тела



21


Урок решения задач. Самостоятельная работа «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».




22

23

24

Сила.

Явление тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести тела.

Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»



23

25

Сила упругости. Закон Гука.

Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять ее



24

26

Вес тела

Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела - величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры



25

27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Уметь вычислять силу тяжести при известной массе тела



26

28

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» = Практическая работа №2«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров

Уметь градуировать шкалу измерительного прибора



27

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Практическая работа №3 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Знать/понимать смысл физической величины «сила»; уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой




28

30

31

Сила трения.

Трение покоя.

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения



29

32

Трение в природе и технике. Практическая работа №4 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Знать/понимать, от чего зависит сила трения



30


Повторение темы «Взаимодействие тел». Самостоятельная работа «Сила. Равнодействующая сил».

Уметь применять полученные знания при решении задач



31


Контрольная работа №1 «Взаимодействие тел».




23+1 резерв

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов



32

33

Давление. Единицы давления

Знать/понимать смысл величины «давление»



33

34

Способы уменьшения и увеличения давления. Практическая работа №5 «Измерение давления твердого тела на опору».

знать/понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление



34

35

36

Давление газа

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами



35

37

Давление в жидкости и газе.

Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами



36

38

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда



37

39

Сообщающиеся сосуды

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов



38


Урок решения задач по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда»

Уметь решать задачи с применением закона Паскаля, знанием свойств сообщающихся сосудов; на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы давления в случае изолированных и сообщающихся сосудов



39

40

41

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Почему существует воздушная оболочка Земли

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления



40

42

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления



41

43

44

Барометр-анероид

Атмосферное давление на различных высотах

Уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления



42


Урок решения задач




43

45

Манометры. Контрольная работа №2 «Давление в жидкости и газе, твёрдых телах»

Знать/понимать устройство и принципы действия манометров



44

46

Поршневой жидкостный насос

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются



45

47

Гидравлический пресс

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются



46


Урок решения задач




47

48

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Знать/понимать смысл закона Архимеда



48

49

Архимедова сила.

Знать/понимать смысл закона Архимеда. Уметь вычислять архимедову силу



49


Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Уметь вычислять архимедову силу



50

50


Плавание тел. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Уметь описывать и объяснять явление плавания тел



51

51

Плавание судов

Понимать принцип плавания судов



52

52

Воздухоплавание

Понимать принцип воздухоплавания



53


Урок решения задач «Плавание тел»

Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов



54


Повторение темы «Архимедова сила»

Уметь решать качественные и расчетные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел



55


Контрольная работа №3 «Архимедова сила»

Уметь применять полученные знания при решении задач



13

Работа и мощность. Энергия



56

53

Механическая работа. Единицы работы

Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев



57

54

Мощность. Единицы мощности

Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев



58

55

56

Простые механизмы

Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Знать виды простых механизмов и их применение



59

57

Момент силы

Знать формулу для вычисления момента силы



60

58

Рычаги в технике, быту и природе.

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Уметь на практике определять условия равновесия рычага. Понимать необходимость и границы применения рычагов



61

59

Применение закона равновесия рычага к блоку.

уметь объяснять, где и для чего применяются блоки



62


Урок решения задач на условие равновесия




63

60

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Знать/понимать смысл «золотого правила механики»



64

62

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов



65


Урок решения задач на определение КПД простых механизмов, равновесие рычага.




66

62

63

Энергия.

Потенциальная и кинетическая энергия.

Знать/понимать физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления



67

64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии



68


Контрольная работа №4 «Работа и мощность».

Уметь вычислять работу, мощность и механическую энергию тел; применять полученные знания при решении задач



69


Решение задач. Обобщающее повторение

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относится к мнению оппонента, и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач



70


Обобщающее повторение











© 2010-2022