Рабочая программа по физике 10-11 класс

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Городского округа «город Чита»

«Рассмотрено»

На заседании МО

учителей школы

Протокол №____ от

«___»_______ 201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора

По УВР С.А Шеломенцева /

«___» _________ 201__г.

«Утверждано »

Директор школы

Приказ № ______ от

«___» _________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

основного общего образования

по физике

10-11 класс

на 2015-2016 уч.год

Составлена на основе

программы автора Г.Я. Мякишева


Программу составил преподаватель___Тарасова Татьяна Владимировна

(Ф.И.О. преподавателя)










г. Чита, 2015_г.



Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 10 класса и 11 класса и реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта (общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по физике, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

3.Учебного плана МБОУ «сош№8» на 2015/2016 учебный год

4. Авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. - М.: Просвещение, 2009).

Рабочая программа предусматривает изучение физики в 10 классе по 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.(в авторской программе 68 часов), в 11 классе по 2 часа в неделю всего 68 часов (количество часов совпадает с авторской программой )

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Таким образом, рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Учебная программа по физике 10 класса составлена с небольшими изменениями авторской программы: зачеты, предусмотренные в авторском варианте, частично заменены контрольными работами по указанным темам. Уровень обучения базовый.

Учебная программа по физике 11 класса составлена с небольшими изменениями авторской программы: первые уроки отводятся на повторение важного материала из курса физики за 10 класс из темы «Законы постоянного тока», т.к.повторение данного материала служит основой для восприятия нового материала из курса физики 11 класса. Уровень обучения базовый.

Общая характеристика учебного предмета:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики:

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :

 формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;

 развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

 развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;

 развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;

 знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;

Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения развития интеллектуальных способностей учащихся

  • развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики

  • знакомство с методами научного познания окружающего мира

  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

  • вооружение обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий:

механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика

Особенностью предмета физики в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни .

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения физики

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

- овладение разнообразными способами выполнения расчѐтов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

- понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузию, большую сжимаемость газов, малую сжимаемость жидкостей и твѐрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризацию тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитную индукцию, отражение и преломление света, дисперсию света, возникновение линейчатого спектра излучения;

- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоѐмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объѐма вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

- понимание смысла основных физических законов и умение применять на их практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода.

- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.



10 класс

Основное содержание программы

Научный метод познания природы

Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике - основа прогресса в технике и технологии производства.

Механика

Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Принцип относительности Галилея.

Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон всемирного тяготения.

Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

  1. Зависимость траектории от выбора отсчета.

  2. Падение тел в воздухе и в вакууме.

  3. Явление инерции.

  4. Измерение сил.

  5. Сложение сил.

  6. Зависимость силы упругости от деформации.

  7. Реактивное движение.

  8. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика

Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.

Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.

Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.

Строение жидкостей и твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана окружающей среды.

Демонстрации

  1. Механическая модель броуновского движения.

  2. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

  3. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

  4. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

  5. Устройство гигрометра и психрометра.

  6. Кристаллические и аморфные тела.

  7. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Полупроводники.

Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Электрометр.

  3. Энергия заряженного конденсатора.

  4. Электроизмерительные приборы.

Лабораторные работы

  1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Экспериментальная физика

Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.



Основное содержание (70 часов)


Тема

Количество

часов

Зачёты/

Контр. работы

Лабораторные работы

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования

1



МЕХАНИКА

22

3

2

Кинематика

7

1


Динамика и силы в природе

8

1

1

Законы сохранения в механике. Статика

7

1

1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

21

3

1

Основы МКТ

9

1

1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела

4

1


Термодинамика

8

1


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

21

2

2

Электростатика

8

1


Постоянный электрический ток

7


2

Электрический ток в различных средах

6

1


ПОВТОРЕНИЕ (резерв)

(в авторском планировании 2 ч. Это опечатка, т.к. получается 67 ч вместо 70)

5



ИТОГО

70

8

5




Лабораторные работы

Тема

1

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести

2

Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии

3

Опытная проверка закона Гей-Люссака

4

Изучение последовательного и параллельного соединений проводников (№ 6 в автор.прогр.)

5

Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока (№ 7 в автор.прогр.)

Зачёты/контрольные работы

Тема

1

Кинематика

2

Динамика. Силы в природе

3

Законы сохранения в механике

4

Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа

5

Жидкие и твёрдые тела

6

Термодинамика

7

Электростатика

8

Электрический ток в различных средах













Тематическое планирование 10 класс

урока

Название темы

Количество часов

Используемые средства наглядности

Календарные сроки

ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)

1

Физика и познание мира

1

презентация

МЕХАНИКА (22 ч)

Кинематика (7 ч)

2

Основные понятия кинематики

1

Презентация, тележки.

3

Скорость. Равномерное прямолинейное движение

1

Установка прямолинейное равномерное движение

4

Относительность механического движения.Принцип относительности в механике

1

Набор тележек, Презентация

5

Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения

1

6

Свободное падение тел - частный случай равноускоренного прямолинейного движения

1

Трубка Ньютона

7

Равномерное движение материальной точки по окружности

1

таблица

8

Зачёт № 1 по теме «Кинематика»

1

Динамика и силы в природе (8 ч)

9

Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение

1

Динамометры, таблицы, презентация

10

Решение задач на законы Ньютона

1

11

Силы в механике.

Гравитационные силы

1

Презентация

12

Сила тяжести и вес

1

Гиря, линейка, презентация

13

Силы упругости - силы электромагнитной природы

1

Набор пружин, грузы

14

Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

1

Динамометр, нить, груз, лист бумаги с окружностью

15

Силы трения

1

Динамометр, брусок грузы

16

Зачёт № 2 по теме «Динамика. Силы в природе»

1

Законы сохранения в механике. Статика (7 ч)

17

Закон сохранения импульса

1

Шары, презентация

18

Реактивное движение

1

презентация

19

Работа силы (механическая работа)

1

презентация

20

Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии

1

презентация

21

Закон сохранения энергии в механике

1

Маятник Максвелла

22

Лабораторная работа № 2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии»

1

штатив с муфтой и перекладиной, динамометр, 2 груза направляющая рейка.

23

Зачёт № 3 по теме «Законы сохранения в механике», коррекция

1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч)

Основы молекулярно-кинетической теории (9)

24

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование

1

штатив с муфтой и перекладиной, динамометр, 2 груза направляющая рейка.

25

Решение задач на характеристики молекул и их систем

1

26

Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа

1

презентация

27

Температура

1

термометр

28

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона)

1

презентация

29

Газовые законы

1

презентация

30

Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы

1

31

Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

ёмкость с горячей водой; стеклянная трубка, запаянная с одного конца; калориметр с холодной водой; 2 термометра; линейка.

32

Зачёт № 4 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа», коррекция

1

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела (4)

33

Реальный газ. Воздух. Пар

1

презентация

34

Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости

1

презентация

35

Твёрдое состояние вещества

1

презентация

36

Зачёт № 5 «Жидкие и твёрдые тела», коррекция

1

Термодинамика (8)

37

Термодинамика как фундаментальная физическая теория

1

38

Работа в термодинамике

1

презентация

39

Решение задач на расчёт работы термодинамической системы

1

40

Теплопередача. Количество теплоты

1

41

Первый закон (начало) термодинамики

1

презентация

42

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики

1

презентация

43

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

1

Модели тепловых двигателей

44

Зачёт № 6 по теме «Термодинамика»

1

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (21 ч)

Электростатика (8)

45

Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория

1

Набор по электростатике

46

Закон Кулона

1

презентация

47

Электрическое поле. Напряжённость. Идея близкодействия

1

Эл.султаны, стеклянная и эбонитовая палочки

48

Решение задач на расчёт напряжённости электрического поля и принцип суперпозиции

1

49

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

1

презентация

50

Энергетические характеристики электростатического поля

1

51

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора

1

Модель конденсатора, демонстрационный вольтметр

52

Зачёт № 7 «Электростатика», коррекция

1

Постоянный электрический ток (7)

53

Стационарное электрическое поле

1

презентация

54

Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи

1

презентация

55

Решение задач на расчёт электрических цепей

1

56

Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»

1

источник тока, два проволочных резистора, амперметр, вольтметр, реостат.

57

Работа и мощность постоянного тока

1

презентация

58

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи

1

презентация

59

Лабораторная работа № 5 «Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника тока»

1

аккумулятор; реостат; амперметр; вольтметр; соединительные провода.

Электрический ток в различных средах (6)

60

Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах»

1

презентация

61

Электрический ток в металлах

1

презентация

62

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках

1

Презентация, набор полупроводников

63

Закономерности протекания тока в вакууме

1

презентация

64

Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях

1

Набор по электролизу, презентация

65

Зачёт № 8 по теме «Электрический ток в различных средах», коррекция

1

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)

66

Механика

1

67

Молекулярная физика. Термодинамика

1

68

Основы электродинамики

1

69,

70

Резерв

2

итого

70















11 класс

Основное содержание программы

Электродинамика (продолжение)

Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.

Демонстрации

  1. Магнитное взаимодействие токов.

  2. Отклонение электронного пучка магнитным полем.

  3. Магнитная запись звука.

  4. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Лабораторные работы

  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

  2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Электромагнитные колебания и волны

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.

Демонстрации

  1. Свободные электромагнитные колебания.

  2. Осциллограмма переменного тока.

  3. Генератор переменного тока.

  4. Излучение и прием электромагнитных волн.

  5. Отражение и преломление электромагнитных волн.

  6. Интерференция света.

  7. Дифракция света.

  8. Получение спектра с помощью призмы.

  9. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

  10. Поляризация света.

  11. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

  12. Оптические приборы.

Лабораторные работы

Измерение показателя преломления стекла.

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.

Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.

Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

  1. Фотоэффект.

  2. Линейчатые спектры излучения.

  3. Лазер.

  4. Счетчик ионизирующих излучений.

Лабораторные работы

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение Вселенной

Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.

Экспериментальная физика

Опыты, иллюстрирующие изучаемые явления.

Тема

Количество

часов

Зачёты/

Контр. работы

Лабораторные работы

Повторение 10 кл(авторской программой не предусмотрено)

4

1


Основы электродинамики (продолжение)

11

1

2

Колебания и волны

11

1


Оптика

18

1

1

Квантовая физика

12

1

1

Элементарные частицы

1



Значение физики для объяснения мира и развития

производительных сил общества

2



Строение Вселенной

7



Повторение

2



итого

68

5

4





Тематическое планирование 11 класс

урока

Название темы

Количество часов

Используемые средства наглядности

Кален-дарные сроки

Повторение

1

Законы постоянного тока

1

презентация

2

Закон Ома для участка цепи и для полной цепи

1

презентация

3

полупроводники

1

презентация

4

Зачет по теме «постоянный ток»

1

Магнитное поле (5 часов)

5

Магнитное поле, его свойства.

1

Магнитная стрелка, проводник , источник тока, постоянные магниты, металлические опилки

6

Магнитное поле постоянного электрического тока.

1

Соленоид, источник тока, металлические опилки

7

Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

катушка-моток, штатив, источник постоянного тока, реостат, ключ, соединительные провода, магнит дугообразный или полосовой.

8

Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд.

1

презентация

9

Решение задач по теме «Маг-нитное поле».

1

10

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

1

Гальванометр, катушка, магнит

11

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

Прибор для демонстрации правила Ленца

12

Самоиндукция. Индуктивность.

1

презентация

13

Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнит-ной индукции».

1

миллиамперметр, катушка - моток, дугообраз­ный и полосовой магниты, источник тока, две катушки с сердеч­никами, реостат, ключ, длинный провод, соединительные провода.

14

Электромагнитное поле.

1

презентация

15

Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

1

Тема 2. Колебания и волны (11 часов)

Электромагнитные колебания (3 часа)

16

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

1

презентация

17

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

1

презентация

18

Переменный электрический ток.

1

презентация

Производство, передача и использование электрической энергии (4 часа)

19

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

1

Генератор, трансформатор

20

Решение задач по теме:

«Трансформаторы».

1

21

Производство и использование электрической энергии.

1

Таблица, презентация

22

Передача электроэнергии.

1

презентация

Электромагнитные волны (4 часа)

23

Электромагнит-ная волна. Свойства электромагнит-ных волн.

1

презентация

24

Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.

1

презентация

25

Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

1

презентация

26

Контрольная работа №2. «Электромагнитные колебания и волны».

1

Тема 3. Оптика (18 часов)

Световые волны (10 часов)

27

Скорость света.

1

28

Закон отражения света. Решение задач на закон отражение света.

1

Оптическая скамья

29

Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света.

1

Оптическая скамья

30

Лабораторная работа №3. «Измерение показателя преломления стекла».

1

плоскопараллельная пластинка, булавки, ли­нейка, транспортир.

31

Линза. Построение изображения в линзе.

1

линзы

32

Дисперсия света.

1

Прибор по волновой оптике

33

Интерференция света. Дифракция света.

1

Прибор по волновой оптике

34

Поляризация света.

1

Прибор по волновой оптике

45

Решение задач по теме: «Оп-тика. Световые волны».

1

36

Контрольная работа №3. «Оптика. Световые волны».

1


Элементы теории относительности (3 часа)

37

Постулаты теории относительности.

1

презентация

38

Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.

1

презентация

39

Связь между массой и энергией.

1

презентация

Излучение и спектры (5 часов)

40

Виды излучений. Шкала электромагнит-ных волн.

1

презентация

41

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ.

1

Спектр, спектральные трубки, презентация

42

Лабораторная работа №4. «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

1

высоковольтный индуктор; спектральные трубки :с криптоном, неоном, водородом, гелием; проекционный аппарат; источник тока; соединительные провода; штатив. стеклянная пластинка со скошенными гранями.

43

Инфракрасное и ультрафиоле-товое излучения.

1

презентация

44

Рентгеновские лучи.

1

презентация

Тема 4. Квантовая физика (12 часов)

Световые кванты (3 часа)

45

Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

1

Прибор для демонстрации фотоэффекта

46

Фотоны.

1

презентация

47

Применение фотоэффекта.

1

презентация

Атомная физика ( 3 часа)

48

Строение атома. Опыты Резерфорда.

1

презентация

49

Квантовые постулаты Бора.

1

презентация

50

Лазеры.

1

презентация

Физика атомного ядра (6 часов)

51

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

1

презентация

52

Энергия связи атомных ядер.

1

презентация

53

Закон радиоактивного распада.

1

презентация

54

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

1

презентация

55

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

презентация

56

Контрольная работа №4. «Световые кванты. Физи-ка атомного ядра».

1

Элементарные частицы (1час)

57

Физика элементарных частиц.

1

презентация

58

Единая физическая картина мира.

1

презентация

59

Физика и научно-техническая революция.

1

презентация

60

Строение Солнечной системы.

1

презентация

61

Система Земля-Луна.

1

презентация

62

Общие сведения о Солнце.

1

презентация

63

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

1

презентация

64

Физическая природа звезд.

1

презентация

65

Наша Галактика. Пространствен-ные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1

презентация

66

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

1

презентация

67

повторение

1

68

повторение

1

итого

68

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

* Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.

* Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

* Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.

* При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

* Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.

* Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.

* Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

* Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

* Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

* Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

* Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

* Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные важные положения, в этом тексте.

* Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся:

* Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

* Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.

* При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка лабораторных работ по физике

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

* выполнил всю работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

* самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

* соблюдал требования безопасности труда;

* в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

* правильно выполнил анализ погрешностей (9 - 11 классы).

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными нормами.


Учебно-методический комплект и дополнительная литература

  1. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10кл,11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский - М.: Просвещение, 2010

  2. Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»

  3. Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы

  4. А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике 10 -11 классов», Дрофа», 2009 г

  5. Г.В.Маркова, С.Б.Боброва «Поурочные планы Физика - 10 класс по учебнику Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский», Волгоград, изд. «Учитель»

Рабочая программа по физике 10-11 класс

© 2010-2022