• Преподавателю
  • Физика
  • Рабочая программа учебного курса Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование (8-9 класс)

Рабочая программа учебного курса Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование (8-9 класс)

Рабочая программа учебного курса для 8-9 классов  « Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» составлена на основе адаптированной программы учебного курса  «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование», утвержденной приказом управления образования и науки администрации Губкинского городского округа № 1813 от «25» июля 2012 г. (разработали: учитель физики МБОУ «Троицкая СОШ» Буравлева Т.Ф., методист МБУ «НМЦ» Уколова С.В.) Цель курса: сформировать у учащихся целостную картину мира и осво...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

учителей естественнонаучного цикла МБОУ «СОШ №13 с УИОП» города Губкина Белгородской области

________________

Беганова Н.Н.

Протокол № ___

от «__» _____ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» города Губкина Белгородской области

________________

Морослип Е.А.

«___» ______ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» города Губкина Белгородской области ____________

Солдатова Т.В.

Приказ № ____

от «___» _________ 20__ г.









Рабочая программа

учебного курса « Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование»

(базовый уровень)

в 8-9 классах

Ширинских Галины Алексеевны,

учителя физики








2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса для 8-9 классов « Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование» составлена на основе адаптированной программы учебного курса «Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование», утвержденной приказом управления образования и науки администрации Губкинского городского округа № 1813 от «25» июля 2012 г. (разработали: учитель физики МБОУ «Троицкая СОШ» Буравлева Т.Ф., методист МБУ «НМЦ» Уколова С.В.)

Цель курса: сформировать у учащихся целостную картину мира и освоить методы познания на базе физических знаний, полученных в основной школе.

Основная задача курса помочь ученику овладеть языком физики, понять суть, основные законы и принципы этой науки, освоить универсальные методы исследований окружающего мира. Начальное физическое образование необходимо не толь будущему физику- профессионалу, но и любому культурному человеку, который может думать, эффективно и правильно действовать, достоверно прогнозировать свое будущее.

Учащиеся приобретают универсальные способности: умение наблюдать и видеть главное, размышлять, строить гипотезы, изобретать способы и методы их опытной проверки, уметь анализировать происходящее и делать выводы.

Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, позволят учащимся в реальном деле интегрировать методы теоретического и эмпирического познания и позволят определиться в выборе будущего профиля в старшей школе.

Для реализации курса используется УМК:

  1. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие/ А.В. Сорокин, Н.Г. Торгашина, Е.Ф. Ходос, А.С. Чиганов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие/А.В. Сорокин, Н.Г. Торгашина, Е.Ф. Ходос, А.С. Чиганов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Учебный курс рассчитан на 34 часа- 8 класс и 34 часа-9 класс.

Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой учебный модуль, включающий теоретический материал, практические упражнения (натуральные наблюдения, демонстрационные эксперименты, лабораторные исследования, компьютерное моделирование), задания для самостоятельной работы.

Содержание курса и его организационно-методическое обеспечение является естественным объединением трех видов познавательной деятельности - наблюдения, эксперимента и моделирования. Особо важным в учебной практике такого рода является ее направленность на развитие универсальных способностей и формирование ряда ключевых компетентностей.

При проведении уроков используются: проектно-исследовательская деятельность, урок-игра, деловые игры; практические занятия; применение мультимедийного материала; решение экспериментальных задач и обсуждение в форме семинара.

Контроль знаний по темам осуществляется: в теме 2 учащиеся будут проводить самостоятельные наблюдения - исследования, авторы исследований должны будут подготовить краткие сообщения-доклады. Представление доклада должно будет сопровождаться демонстрацией графиков, таблиц, диаграмм и рисунков, иллюстрирующих содержание работы подготовленных в программной оболочке Microsoft Power Point.

В теме 3 учащимся будет предложено написать эссе или реферат со своими собственными рассуждениями о явлении, с использованием описанной модели.

По итогам работы темы 4 будет проводиться обсуждение в форме семинара.

Примерная структура доклада следующая:

  1. Тема, постановка и задачи исследования.

  2. Методы исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование), особенности их исследования.

  3. Результаты исследований.

  4. Краткие итоги работы и выводы


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения учебного курса обучающийся должен:


Знать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле;

  • Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;

  • Смысл физических законов: Паскаля, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газам, диффузию, взаимодействие электрических зарядов;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.





Учебно - тематический план

8 класс

№ п/п

Наименование раздела, тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Практическая учебная физика

3

1.09-20.09


2

Наблюдение физических явлений окружающего мира

18

22.09-14.02


3

Физическое моделирование и мысленные эксперименты

3

16.02-7.03


4

Физический практикум

10

9.03-25.05


Всего

34



9 класс

№ п/п

Наименование раздела, тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Практическая учебная физика

3

1.09-20.09


2

Наблюдение физических явлений окружающего мира

7

22.09-13.11


3

Физическое моделирование и мысленные эксперименты

4

15.11-13.12


4

Физический практикум

20

15.12-25.05


Всего

34







Содержание учебного курса в 8 классе.

Тема 1. Практическая учебная физика. Наблюдение в физике. Физический эксперимент. Измерение в физике. Моделирование в физике.

Тема 2. Наблюдения физических явлений окружающего мира. Алгоритм наблюдений. Наблюдение физических явлений неживой природы: тепловые и молекулярные явления, оптические явления.

Наблюдение физических явлений живой природы: тепловые и молекулярные явления живого, электричество в живой природе, оптические явления в живой природе. Физика в технике: тепловые и молекулярные процессы и явления в технике и электромагнитные процессы и явления в технике, оптика в технике.

Тема 3. Физическое моделирование и мыслительные эксперименты. Модель кристаллической решетки. Модель проводимости. Модель светового луча и тонкой линзы. Модель опыта Резерфорда.

Тема 4. Физический практикум.

Модуль 6. Броуновское движение.

Модуль 7. Диффузия.

Модуль 11. Конструирование электрических цепей.


Содержание учебного курса в 9 классе.

Тема 1. Практическая учебная физика. Наблюдение в физике. Физический эксперимент. Измерение в физике. Погрешности измерений. Моделирование в физике.

Тема 2. Наблюдение физических явлений окружающего мира. Алгоритм наблюдений. Наблюдение физических явлений неживой природы: механическое движение.

Наблюдение физических явлений живой природы: механическое движение живого.

Физика в технике: механическое движение в технике.

Тема 3. Физическое моделирование и мыслительные эксперименты.

Основные модели механики. Модель материальной точки. Модели абсолютно упругого и неупругого тела. Модель маятника. Гармонические колебания. Модель замкнутой системы.

Тема 4. Физический практикум.

Модуль 1. Трение скольжения.

Модуль 2. Равноускоренное движение.

Модуль 3. Момент сил.

Модуль 4. Исследование баллистического движения тел.
















Перечень учебно - методических средств

Литература

1.Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Учебное пособие/ А.В. Сорокин, Н.Г. Торгашина, Е.Ф. Ходос, А.С. Чиганов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие/А.В. Сорокин, Н.Г. Торгашина, Е.Ф. Ходос, А.С. Чиганов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Оборудование и приборы

Класс

Наименование оборудования

Количество

8

Микроскоп

1

Предметное стекло

1

Покровное стекло

1

Акварельная краска

1

Дистиллированная вода

100 г

Стеклянная палочка

1

Иммерсионное масло

1

Бумажная салфетка

1

Свеча восковая

1

Спички

1

Мензурка

13

Нагреватели пробирок

2

Медный купорос

100 г

Калия перманганат

20 г

Источник питания (4,5 В)

13

Лампочка на подставке

13

Ключ

13

Амперметр

13

Вольтметр

13

Соединительные провода

60

Резистор

26

Реостат

26

Набор Иотеля

1

Универсальный набор Иотеля

1

Микролаборатории по молекулярной физике

8

Микролаборатории по электродинамике

24

9

Деревянный брусок

13

Набор грузов

13

Динамометр

13

Трибометр

13

Желоб лабораторный

13

Изогнутый желоб

13

Лист бумаги

13

Лист копировальной бумаги

13

Отвес

13

Измерительная лента

13

Шарик диаметром 1-2 см

13

Цилиндр металлический

13

Секундомер

13

Лента измерительная

13

Электромагнит

13

Штатив с муфтой и лапкой

13

Источник питания (4,5 В)

13

Ключ

13

Соединительные провода

60

Металлическое тело

13

Секундомер

13

Лента измерительная

13

Двухсторонний пистолет

2

Электронный секундомер

1

Прибор для демонстрации правила моментов сил

1

Прибор по кинематике и динамике

2

Средства обучения

Наименование оборудования

Количество

Комплект обучающих дисков


1 С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы. «Дрофа»

1

Занимательная физика по материалам одноименной книги Я.И. Перельмана. Выпуск 1.

1

Интерактивные творческие задания. Физика. 7-9.

1

Физика. 10 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (1DVD)

1

Комплект печатных пособий


Комплект таблиц по физике.

1

Технические средства обучения


Компьютер.

1

Мультимедийный проектор BENQ MX 711.

1

Интерактивная доска Screen Media.

1

Сетевой фильтр.

1



© 2010-2022