• Преподавателю
  • Физика
  • Роль интерактивных методов в организации познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Роль интерактивных методов в организации познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль интерактивных методов в организации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

Интерактивное обучение - это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога учителя с учащимися.

Главное достоинство интерактивного обучения заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет активно участвовать всем в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения, получать обратную связь не только от преподавателя, но и от одноклассников, облегчить процесс запоминания новой информации.

Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение.

Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Некоторые из них использую я на уроках физики.

Например, задания для устного счёта написаны на доске, к каждому заданию варианты ответов (один верный). Каждый ответ подписан каким-нибудь действием, например: «взять себя за нос», «закрыть глаза», и тому подобное. Ученики решают задание, находят правильный ответ и выполняют действие. Задания-действия можно заменить забавными фигурами, которые показывают данные действия: человек с поднятыми вверх руками, человек присел около парты, человек стоит на одной ноге и т.д. Такой интерактивный устный счёт служит хорошей мотивацией для изучения новой темы, демонстрирует важность внимательности и совместности действий.

Или, например, интерактивная игра "Тридцать три". Её можно провести во время изучения темы «Электрические явления» в 8-м или 10-м классе активизирует внимание. Правила просты. Я называю физическую величину, а учащийся должен связать с ней формулу. И так по очереди. Тот, кто ошибся и произнес не верную формулу, выбывает из игры. При этом игра продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова.

Интерактивный метод «каждый учит каждого» используется на уроке при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Обучение друг друга - это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы , слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес.

Неоценима на уроках физики роль физкультминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки физических правил в игровой форме. Например:

  1. У меня набор карточек с обозначением скалярных и векторных физических величин. Если показывается скалярная величина - руки вверх, векторная - руки впереди себя.

  2. На доске записаны формулы, где пропущена одна физическая величина. Я показываю букву, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - качают головой.

  3. Задания можно задавать устно. И учитель устно дает ряд ответов. Если ответ правильный - ученики хлопают в ладоши, если неверный - молчат.

Использование методов интерактивного обучения актуально и для самого учителя:

а) в теоретическом плане:

- пополнение теоретических знаний по использованию элементов мыследеятельностной педагогики при организации УВП;

б) в познавательном плане:

- формирование нового взгляда на знания, умения и способности своих учеников;

в) в практическом плане:

- развитие компетенций учителя в области работы с элементами мыследеятельностной педагогики на уроке и во внеучебное время,

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса,

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Трудно переоценить роль интерактивных методов в процессе обучения физики. Такие методы развивают логическое мышление, организуют мыслительный процесс, вырабатывают усидчивость, укрепляют память и наблюдательность. А если это работа в группах - приучают к взаимопонимаю, сопереживанию и главная движущая сила - это чувство интереса и радости от преодоления трудностей.

Подготовила учитель физики Т.М.Позняк

© 2010-2022