Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс)

Предлагаю вашему вниманию сценарий бинарного урока физики и литературы с использованием интерактивной доски PanaboardUB-T580 для обучающихся 9 класса  по  теме «Магнетизм любви» ("Электромагнитные явления", "Магнетизм любви в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"). Этот сценарий был специально разработан мною и учителем русского языка и литературы для открытого урока, проводимого в рамках декады открытых городских мероприятий педагогов, преподающих предметы естественно-научного цикла.По данному с...
Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа Стрежевой

с углубленным изучением отдельных предметов


636785, Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 458,

E-mail: [email protected], тел/факс: (382-59) 5-76-32



Сценарий бинарного урока физики и литературы

с использованием интерактивной доски Panaboard UB-T580

для обучающихся 9 класса

по теме «Магнетизм любви»





Автор: Серебренникова Оксана Васильевна,

учитель физики МБОУ СОШ №4

второй квалификационной категории,

Суханова Вера Александровна,

учитель литературы МБОУ СОШ №4,

первой квалификационной категории.





Стрежевой, 2014 год



Сценарий бинарного урока

Учебный предмет: физика, литература

Класс: 9

Тема урока: «Магнетизм любви»

Тип урока: систематизация и обобщение пройденного материала

Цели урока:

  • углубление межпредметных связей физики и литературы;

  • формирование научного мировоззрения;

  • анализ и обобщение различных понятий и явлений из области физики и литературы, используя различные приемы сравнения и сопоставления;

  • формирование нравственных качеств личности;

  • развитие творческих способностей учащихся на основе применения ИКТ.

Обеспечение урока:

мультимедийный комплекс:

интерактивная доска Elite Panaboard T - 580,

проектор,

компьютер с установленной программой elite Panaboard book

Этапы урока

Образовательные задачи этапа

Примерная продолжительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд

1.Оргмомент

Подготовка учащихся к работе на уроке

1 мин

Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся

Приветствуют учителя

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

2.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1.Обеспечение мотивации учащихся

3 мин

Психологически настраивают на урок

Учитель физики, учитель литературы зачитывают стихотворение о весне.

Внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится в стихотворении, смотрят слайды, сопровождающие стихотворение.

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

2.Формулировка темы урока

1 мин

Учитель литературы формулирует тему урока.

Слушают, смотрят слайд

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

3.Постановка цели урока

1 мин

Учитель физики зачитывает слова древнего философа Платона, подводит к постановке цели урока.

Слушают, смотрят слайд

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

3.Систематизация и обобщение пройденного материала

1.Актуализация опорных знаний по литературе

2 мин

Учитель литературы предлагает вспомнить стихи А.С.Пушкина, посвященные любви.

Вспоминают стихи Пушкина, посвященные любви.

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

2.Актуализация опорных знаний по физике

4 мин

Учитель физики предлагает вспомнить явление магнетизма и его название на разных языках.

Вспоминают явление магнетизма и соотносят термин «магнетизм» с соответствующим иностранным языком. (работа с интерактивной доской)

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

3.Расширение знаний по физике

8 мин

Учитель физики предлагает прослушать сообщения учащихся по истории развития магнетизма

Обучающиеся выступают с мини-докладами по теме «История развития магнетизма».

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

4.Актуализация практической направленности.

5 мин

Учитель физики проводит демонстрация опытов Эрстеда и Ампера через онлайн-лабораторию

Наблюдают опыты, делают выводы, записывают их в тетрадь по физике.

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

4.Фронтальная беседа по литературе

Выявление понятия «магнетизм» в романе Пушкина «Евгений Онегин»

5 мин

Учитель литературы беседует с обучающимися о главных героях романа

Активно принимают участие в беседе. Аргументируют свой ответ, делают выводы.

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

5.Систематизация и обобщение пройденного материала

1.Актуализация практической направленности.

3 мин

Учитель физики демонстрирует взаимодействие магнитной стрелки и магнита, линии магнитного поля с помощью железной стружки, направление поля с помощью магнитной стрелки.

Наблюдают опыты, делают выводы, записывают их в тетрадь по физике.

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

2.Расширение представлений обучающихся о свойствах магнитного поля

5 мин

Учитель физики демонстрирует ферромагнитную жидкость с помощью мини-лаборатории «Science-In-Box»

Наблюдают опыты, делают выводы, записывают их в тетрадь по физике.

6.Заключительный

Сопоставление физических и литературных явлений.

4 мин

Учителя физики и литературы сопоставляют физические и литературные явления и предлагают вспомнить строки из письма Татьяны к Онегину

(по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» )

Читают письмо Татьяны наизусть.

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

7.Рефлексия

Подведение итогов урока

3 мин

Учителя физики и литературы подводят итоги бинарного урока.

Делают выводы.

Сценарий бинарного урока физики и литературы ( 9 класс )

Ход урока

Звучит музыка Ф. Шопена «Весенний вальс»

Учитель физики:

Слайд 2

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.

Слайд 3

Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель литературы:

Слайд 4

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!

Слайд 5

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу, мертвую давно,

И все ей кажется темно?

Учитель литературы: Мы не случайно начали наш урок с лирической ноты. За окном весна, пора любви, когда людей, как магнитом, притягивает друг к другу. В чем тайна этого притяженья?

Слайд 6

Попробуем разобрать в ходе урока, тема которого «МАГНЕТИЗМ ЛЮБВИ».

Слайд 7

Учитель физики: Эпиграфом к уроку мы выбрали слова великого древнего философа Платона: «…Божественная сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта его рассказчику и слушателю…»

Цель нашего урока: анализ и обобщение различных понятий и явлений из области физики и литературы, используя различные приемы сравнения и сопоставления.

Слайд 8

Учитель литературы: Любовь…Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.

Слайд 9

Учитель литературы: «В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в словах и музыке. Поэтому мы обратимся к творчеству А.С. Пушкина, которому удалось создать самый полный образ любви, показать ее во всех проявлениях.

- Давайте вспомним любимые пушкинские строки, посвященные любви.

(Учащиеся читают стихи А.С. Пушкина о любви: «К Алине», «Я Вас любил…» и другие)

Слайд 10

Сам А.С. Пушкин был не просто певцом любви, но и ее бесстрашным рыцарем, отдавшим свою жизнь, защищая честь любимой женщины - своей жены Н.Н. Гончаровой. Даже перед смертью он думал не о себе и своих страданиях, а о ней!

Учитель литературы: Роман «Евгений Онегин» - это вершина творчества Пушкина. Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, зрелость, вся его жизнь. Но самое главное - это роман о любви. Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский, старшая Ларина и «герой» ее романа.

Всех их притягивает друг к другу какая-то неведомая сила.

Слайд 11

Учитель физики: В физике такое явление называется магнетизмом. Явление магнетизма было известно людям за много веков до нашей эры.

Свое название оно получило от города Магнесии в Малой Азии. Кристаллы черного цвета, которыми были богаты окрестности Магнесии, назвали

Слайд 12 МАГНЕТИТОМ.

Слайд 13

Магнетит в разных странах называли по-разному:

  • греки называли его адамас;

  • французы - айман;

  • немцы - магнесс;

  • англичане - лоудстоун.

Почти все эти названия переводятся как "любящий", именно так описывалось основное свойство магнитов - притягивать, «любить» железо.

Обратимся к истории развития магнетизма.

(Сообщения учащихся с использованием презентации).

Учитель физики:

Слайд 14

  • В чем заключается опыт Эрстеда?(интернет- интересные материалы по физике 8 кл. «Магнитное поле прямого тока»)

Слайд 15

  • Как действует магнитное поле на проводник с током?( интернет- интересные материалы по физике 8 кл. «Действие магнитного поля на проводник с током»)

Слайд 16

Бурное развитие физики началось в XIX в. и привело к созданию учения об электромагнетизме. Были сформулированы основные законы электромагнетизма, установившие глубокую связь электрических и магнитных явлений.

Учитель литературы: В романе «Евгений Онегин» мы слышим отзвуки популярного в то время учения. Ведь роман создавался в те же двадцатые годы XIX века. И в нем мы встречаем понятие «магнетизм»:

А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.

Вопрос к учащимся:

  • О ком эти строки? Что они означают? (Онегин едва не стал поэтом под влиянием любви).

Учитель литературы: Кстати, слово МАГНЕТИЗМ в переносном смысле значит «притягательная, покоряющая сила воздействия». И точно такое же определение можно дать любви. Давайте проследим, как в романе герои словно притягиваются друг к другу и отталкиваются.

Вопросы к учащимся:

Слайд 17

  • Что мы узнаем об Онегине до его встречи с Татьяной? (Устал от жизни, не способен любить.)

Слайд 18

  • Как жила Татьяна до встречи с Онегиным? (Читала романы, ждала любви)

Слайд 19

  • Когда, в какой момент, начинается их притяжение, или, как говорят в физике, взаимодействие? (С момента встречи.)

Слайд 20

  • Что вы можете сказать о любви Ольги и Ленского? Докажите. (Она выдумана)

Слайд 21

ВЫВОД 2. Перед нами две истории любви: счастливой и несчастной, чувство одно, а проявления его различные, они отличаются силой, окраской, направленностью. Взаимоотношения героев напоминают притяжение и отталкивание магнитов.

Слайд 22

Учитель физики: Разные по характеру взаимоотношения между людьми можно сравнить со взаимодействием магнитов. Убедимся в этом на опытах.

ОПЫТ 1. Демонстрация магнитов природного и искусственного происхождения, определение полюсов магнитов и наблюдение их взаимодействия, наблюдение взаимодействия различных тел с магнитами.

Учитель литературы: Закон притяжения и отталкивания действует не только в физике и любви, но и в дружбе.

Вопросы к учащимся:

Слайд 23

  • Почему подружились Онегин и Ленский? (Они противоположны)

  • Кто играет главенствующую роль? (Очевидно, Ленский попадает под определенное влияние Онегина как более сильной «личности-магнита»).



  • Как случилось, что друзья стали врагами? (Повод - ссора на именинах Татьяны, но причина совсем в другом. В дело вступает сила, которую нельзя повернуть вспять, - это сила «общественного мнения», представитель которой Зарецкий - сплетник и лгун).

Слайд 24

ВЫВОД 3. Таким образом, вокруг человека создается определенное поле, на него влияет все окружающее. Онегин, как бездушное тело, попавшее в такое поле, не может противостоять «мнению глупцов», ему не хватает мужества, и он против своей воли убивает друга.

Слайд 25

Учитель физики: А в физике такое поле называется магнитным и существует магнитное поле вокруг магнитов.

ОПЫТ 2. Демонстрация взаимодействия магнитной стрелки и магнита, моделирование линий магнитного поля с помощью железной стружки, определение направления поля с помощью магнитной стрелки, наблюдение ориентации магнитных стрелок в магнитном поле

Слайд 26

ВЫВОД 4. Вокруг постоянных магнитов существует магнитное поле. Графически магнитное поле изображается с помощью линий магнитного поля. Направление этих линий совпадает с направлением севера магнитной стрелки.

Учитель литературы: Но не всегда такое определенное магнитное поле человека приводит к плачевным результатам. Ведь часто бывает, что один человек, попадая в магнитное поле другого человека, становится счастливым и расцветает как цветок.

Учитель физики: Ну, а в физике такое цветение тоже возможно.

ОПЫТ 3. Демонстрация ферромагнитной жидкости, попадающей в магнитное поле.

Слайд 27

Учитель литературы: Любовь также часто сравнивают с электричеством. Фразеологические обороты отражают это: «Словно искра между ними пробежала», «ток прошел по жилам», «громом поразило», «ударило молнией». Высшая точка взаимодействия разноименных зарядов - электрический разряд. А в художественном произведении - это кульминация.

- Что является кульминацией во взаимоотношениях Татьяны и Онегина?

(Письмо Татьяны и отповедь Онегина.)

(Ученица читает письмо Татьяны наизусть)

Слайд 28

Выводы 5

Слайд 29

Рефлексия:

-Как вы считаете, есть ли взаимодействие физики с литературой? Обоснуйте свой ответ.

- В жизни можно столкнуться с подобными взаимодействиями?























© 2010-2022