Рабочая программа по физике к учебнику Перышкина А. В 7 класс

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных ч...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2011, составленной в соответствии с утверждённым в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; тематический план с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс.

Соотношение количества часов по федеральному БУП, авторской программе и учебному плану школы на 2014-2015 учебный год


класс

количество часов

по федеральному базисному учебному плану

по авторской программе

по учебному плану школы на 2013-2014 учебный год

7

70

70

70

Количество плановых контрольных работ 3 - 7 кл,

Количество плановых лабораторных работ 14 - 7 кл

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Отличие рабочей программы от авторской

В 7 классе по 1 часу резерва использовано на итоговое повторение.

Формы учебных занятий:

  • Урок-практикум

  • Урок-исследование

  • Комбинированный урок

  • Урок-игра

  • Урок решения задач

  • урок-проект

  • Урок-самостоятельная работа

  • Урок-контрольная работа

Формы контроля:

  • устный счёт;

  • работа по индивидуальным карточкам, электронным карточкам;

  • математический диктант;

  • самостоятельная работа;

  • контрольная работа;

  • тестирование (в том числе с помощью компьютера);

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Критерии и нормы оценивания знаний и умений учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

2. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Учебник

Учебные пособия, дидактический материал

Инструмент по отслеживанию результатов

Мультимедийные пособия (диски)

1. Программа. Физика. 7-9 классы/авт.-сост. Гутник Е. М..: Дрофа,2011

Пёрышкин А.В. Физика 7,: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин , - М.: Дрофа

1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. К учебному комплекту А.В. Пёрышкина. - М.: ВАКО

- Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. «Физика». 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Перышкина А.В. «Физика. 7 класс»._ М.: Дрофа

- Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика». 7 класс. Дидактические материалы - М.: Дрофа

- Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. «Физика». 7 класс. Рабочая тетрадь - М.: Дрофа

- Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А. «Физика». 7 класс. Тесты -М.: Дрофа

1. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс/Сост. Н.И. Зорин. - к учебнику А.В. Пёрышкина - М.: ВАКО,2011

1«Лабораторные работы по физике». 7 класс. Электронное учебное издание

3. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7 - 11 классы. - М.: Кирилл и Мефодий.

Интернет - ресурсы:

rosolymp.ru.

school.edu.ru

uchitel-izd.ru

Специфическое сопровождение (оборудование)

  • классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • демонстрационные пособия по всем разделам курса

  • оборудование для лабораторных работ.

3. Тематический план.


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

ВВЕДЕНИЕ

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

3

Взаимодействие тел

21

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

5

Работа и мощность. Энергия

13

6

Итоговое повторение. Резерв.

4

ИТОГО

70


4. Поурочно-тематическое планирование:

№ п.п

Наименование разделов, тем

всего часов

из них

лаборатор

ные и практические

контрольные и диагностические материалы

экскурсии

приме

чание

I

ВВЕДЕНИЕ

4

1

1.1

Что изучает физика

1


1.2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

1


1.3

Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности».

1

1

1.4

Физика и техника

1


II

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

2.1

Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

1

1

2.2

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

1


2.3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1


2.4

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов

1


2.5

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

1


III

Взаимодействие тел

21

7

1

3.1

Механическое движение

1


3.2

Равномерное и неравномерное движение

1


3.3

Скорость. Единицы скорости

1


3.4

Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

1

3.5

Инерция

1


3.6.

Взаимодействие тел

1


3.7.

Масса тела. Единица массы

1


3.8.

Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

1

3.9

Плотность вещества. Фронтальная лабораторная работа № 5 «Измерение объёма твёрдого тела»

1

1

3.10

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела»

1

1

3.11

Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества»

1


3.12

Сила

1


3.13

Явление тяготения. Сила тяжести

1


3.14

Силы упругости. Закон Гука

1


3.15

Вес тела

1


3.16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

1


3.17

Динамометр. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

1

1

3.18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

1


3.19

Сила трения. Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

1

1

3.20

Трение покоя. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

1

3.21

Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»

1

1

IV

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

3

1

4.1

Давление. Единицы давления

1


4.2

Способы уменьшения и увеличения давления. Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твёрдого тела на опору»

1

3

4.3

Давление газа

1


4.4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1


4.5

Давление в жидкости и газе

1


4.6

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

1


4.7

Решение задач «Давление в жидкости и газе»

1


4.8

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов

1


4.9

Атмосферное давление

1


4.10

Измерение атмосферного давления

1


4.11

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1


4.12

Манометры. Поршневой жидкостный насос

1


4.13

Гидравлический пресс

1


4.14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1


4.15

Архимедова сила

1


4.16

Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

1

4.17

Плавание тел

1


4.18

Решение задач «Архимедова сила. Плавание тел»

1


4.19

Фронтальная лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

1

4.20

Плавание судов

1


4.21

Воздухоплавание. Решение задач «Плавание тел. Воздухоплавание»

1


4.22

Повторение тем «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

1


4.23

Контрольная работа № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

1

1

V

Работа и мощность. Энергия

13

2

5.1

Механическая работа. Единицы работы

1


5.2

Мощность. Единицы мощности

1


5.3

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»

1


5.4

Рычаги

1


5.5

Момент силы

1


5.6

Фронтальная лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

1

5.7

Блоки. «Золотое правило» механики

1


5.8

КПД. Решение задач

1


5.9

Фронтальная лабораторная работа № 14 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

1

1

5.10

Потенциальная и кинетическая энергии

1


5.11

Превращение одного вида механической энергии в другой

1


5.12

Решение задач по теме «Энергия»


5.13

Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия»

1


VI

Итоговое повторение

1

1

Итоговая контрольная работа «Физика-7» (тест)

1

1

Резервный урок

1


Резервный урок

1


Резервный урок

1


ИТОГО

70

14

3

Рабочая программа по физике к учебнику Перышкина А.В 7 класс

© 2010-2022