• Преподавателю
  • Физика
  • Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование по предмету: физика 10 класс Учитель: Лисогурская О.М. стр. 7 из 7

№ урока

3

Класс

10

Дата проведения

05.09.2014

Раздел

Механика. Кинематика

Тема урока

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Основные цели и задачи урока:

учебные

познакомить учащихся с наиболее сложным видом движения под действием силы тяжести (в случае, когда начальная скорость направлена под углом к горизонту), ознакомить учащихся с движение брошенного тела под углом к горизонту, научить рассчитывать параметры этого движения;

развивающие

сформировать навыки работы с текстом, по решению задач из раздела «Кинематика»; развитее саморегуляции и самоконтроля, творческого подхода к учебному заданию, навыков работы в паре, группе, корректировки ведения беседы.

воспитательные

воспитывать умение отстаивать свое мнение в групповой исследовательской беседе, соблюдая принципы толерантности, сотрудничество, трудолюбие, целеустремленность, воспитывать аккуратность в графических построениях

Тип урока

Урок изучения нового материала

Методы обучения

наглядный, словесный (беседа, объяснение), практический.

Формы организации учебной деятельности учащихся

фронтальная; самостоятельная, парная, групповая.

Применение модулей

1.Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

2.Обучение критическому мышлению

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения

6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Критерии успеха

правильно использовать текстовый материал в процессе выполнения заданий;

правильно применять формулы и законы при решении задач в процессе выполнения заданий;

использовать и анализировать текстовый материал, участвуя в обсуждении;

творческий подход к выполнению заданий;

«Я знаю:…»;

«Я понимаю: …»;

«Я могу: …применять формулы … при решении задач»;.

Оборудование и материалы

Учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, цветные стикеры

Этапы урока

ХОД УРОКА


Прогнозируемые результаты

Создание коллаборативной среды

(2 мин)

  1. Организационный момент

(Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания). Психологический настрой.

Полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся

Основная часть урока

(35 мин)

Проверка ДЗ

Упр.1. (3,4) стр. 36.

Задача 3. (Движение тела под действием силы тяжести. Прямолинейное движение по вертикали)

Аэростат поднимается с поверхности Земли вертикально вверх с ускорением a = 2 м/с2. Через время t = 5 с от начала его движения из него выпал предмет. Через какой промежуток времени t этот предмет упадет на землю.

Решение:

Дано:

t1=5 сек

а=2 м/с2

g=9.8м/с2

Формулы:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Решение:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Ответ: Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс) 3,45 сек.

υ0=?

t=?

Задача 4.

Тело падает с высоты h = 45 м. Найдите среднюю скорость Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс) его движения на второй половине пути. Начальная скорость тела была равна нулю. Сопротивление воздуха не учитывать.

Дано:

h=45 м

g=9.8м/с2

Формулы:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)=> Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Решение:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)


Ответ:25,5 м/с.

υср=?

Деление по группам.

Вызов.

Почему любое тело брошенное вверх падает на землю?

Что общего между выстрелом из пушки, футболистом, спортсменом толкающим ядро?

Как, по вашему мнению, движется тело брошенное под углом к горизонту?

Какой будет цель нашего урока?

Как вы сформулируете тему урока?

2.Сообщается тема урока, Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

* !?Попытайтесь сформулировать цель и задачи урока

учащиеся формулируют цели урока.

Ведение таблицы ЗУХ

Осмысление

Падение тел, наблюдаемое нами в повседневной жизни, строго говоря, не является свободным, поскольку помимо силы тяжести на тела действует сила сопротивления воздуха. Но если сила сопротивления пренебрежимо мала по сравнению с силой тяжести, то движение тела очень близко к свободному (как, например, при падении маленького тяжелого гладкого шарика).

Тела падают свободно в безвоздушном пространстве, например, внутри сосуда, из которого откачан воздух.

Поскольку сила тяжести, действующая на каждое тело вблизи поверхности земли, постоянна, то свободно падающее тело должно двигаться с постоянным ускорением, т. е. равноускоренно (это вытекает из второго закона Ньютона).

На Земли все тела независимо от их масс и других физических характеристик совершают свободное падение с одинаковым ускорением.


Свободное падение.

СКраткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)вободным падением называется движение тела под действием одной единственной силы - силы тяжести. Уравнения движения тела при свободном падении имеют такой же вид, как и уравнения для равнопеременного движения с ускорением Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс) Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)(1)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

или в скалярном виде:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Если тело бросить вертикально вверх, при этом сопротивление воздуха отсутствует, то

координата (высота броска) Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс) (1.6)

скорость

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)(1.7)

время полета

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Максимальная высота полета

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Итальянский физик Г.Галилей первым рассчитал величину ускорения свободного падения на Земле, бросая со знаменитой Пизанской башни разные по массе тела. Все они падали с ускорением, равным 9,8 м/с2.

Великий английский физик И.Ньютон рассчитал ускорение свободного падения на Земле, используя закон всемирного тяготения. Его величина также оказалась равной 9,8 м/с2.

Необходимо обратить внимание на отличие уравнения движения от уравнения траектории. Под уравнением движения понимают зависимость координаты от времени, т. е. х - f(t), а под уравнением траектории - зависимость одной координаты от другой, т. е. у = f(x).



Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Тело, начальная скорость кото­рого υ0, брошено по углом α0 к гори­зонту. Требуется найти время всего полета t, максимальную дальность xmax, максимальную вы­соту подъема уmax. Решение задачи основывается на принципе независи­мости движений, заключающемся в том, что движение тела по оси Ох можно рассматривать независимо от движения по оси Оу. Так как вдоль оси Ох на тело не действуют никакие силы, то в соответствии с первым законом Ньютона движение тела будет равномерным.

Так как мы пренебрегаем сопротивлением воздуха, то ускорение направлено только к поверхности Земли (g) - вдоль вертикальной оси (y), вдоль оси х движение равномерное и прямолинейное.

В любой точке траектории vx=v0x=v0 cosα0.

Запишем уравнение по оси Ox:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)(1.8)

по оси Оу

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)или Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)(1.9)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Время всего полета находим из формулы (1.9), принимая y=0;

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)(1.10)

Подставляя выражение (1.10) в формулу (1.8), найдем xmax;

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)(1.11)

Из уравнения (1.11) видно, что максимальная дальность полета (при заданной v0) будет одинаковой при двух разных углах α01 и α02, в сумме дающих 90°, т. е. α01+ α02 = 90°. Из тригонометрии известно, что sin α = cos (90° - α).

Используя тригонометрическое тождество 2 sin α0 • cos α0= sin 2α0, уравнение (1.11) примет вид

максимальное расстояние, которое пролетит тело: Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)



поэтому при заданной скорости v0 дальность полета будет макси­мальной при α0 = 45°. Подставляя половину времени полета Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс) в уравнение (1.9), найдем ymax;

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Решая совместно уравнения (1.8) и (1.9), исключая время имеем:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

что представляет собой уравнение параболы.

Таким образом, уравнение траектории для тела, брошенного под углом к горизонту, представляет собой уравнение параболы.

Используя то, что парабола - это симметричная кривая, найдем максимальную высоту, которой может достичь тело.

Время, за которое тело долетит до середины, равно:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Время подъема:

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Угол, под которым направлен вектор скорости в любой момент времени: Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)



Решение задачи основывается на принципе независимости движения, заключающаяся в том, что движение тела по оси Ох можно рассматривать независимо по оси Оу.


Ох - силы е действуют, равномерное Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)


Задание для групп.

Составить кластер по изученному материалу. Отразить основные понятия и законы. Привести пример с доказательствами.

Работа над кластером. Защита кластера.

Ведение таблицы ЗХУ.

Взаимопроверка.

«5» - выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;

«3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» - почти ничего не смог выполнить правильно;















Четко и однозначно вместе с учащимися будут сформулированы цель урока и образовательные задачи урока.

Стратегии

Продвинутая лекция (вызов - осмысление - рефлексия)

Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал»

Своя опора

Мозговая атака

Групповая дискуссия

Ключевые термины

Дерево мудрости

Исследовательский фартук

Корзинка идей

Кластер



Правильные ответы в процессе беседы, активность учащихся

Учащиеся учатся анализировать и делать выводы.









Формируется знание по основным понятиям урока.




Учащиеся обсуждая, находят ответы на поставленные вопросы.









Учащиеся выполняют задание и осуществляют проверку.

Исследовательская беседа.

Делают вывод.



































Делают выводы.

Учащиеся оценивают работу, выставляют оценку.

Краткосрочное планирование физика. Тема Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс)

Показывают на сколько изученный материал усвоен.


Рефлексия

(2 мин)

Подведение итога урока

Ученики на стикерах пишут оценку урока, прилепляют записи к доске, о том чему они научились, что нового они узнали, как поняли урок, понравилось ли урок, как они чувствовали себя на уроке.

Суммативное оценивание

Домашнее задание

(1 мин)

Инструктаж домашнего задания

ДЗ читать §1.4-1.5 стр.19-22, стр.36 упр.1(5,6)


© 2010-2022