Рабочая программа по физике для 9 класса

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО Заместитель директора школы Директор МБОУ ООШ

учителей-предметников по УВР Богомолова И.М.._______ __ с. ВерхнийТелелюй

Протокол №___ ___ Дегтерева В.М.___ _____

от_____ ___2015г. 2015г. Приказ №___ от___ 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Волковой Раисы Михайловны

по физике в 9 классе МБОУ ООШ

с. Верхний Телелюй










Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___от___________2015г.









2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования, за год предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю.

Значение физики в общем образовании

Физика - наука о наиболее общих законах природы. Она вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения, развивает интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в природе, технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

1) Освоение знаний о механических, электромагнитных и атомных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

2) Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений - линейку, секундомер, динамометр, метроном, миллиамперметр; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

3) Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

4) Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

5) Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Содержание программы

Законы взаимодействия и движения тел. Тело отсчета. Система отчета. Материальная точка. Поступательное движение. Траектория. Путь. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Равномерное и прямолинейное движение. Скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Мгновенная скорость. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Вес тела. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Криволинейное движение. Движение тела по окружности. Линейная скорость. Центростремительное ускорение. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость. Освоение космического пространства. Импульс тела. Закон сохранения импульса.реактивное движение. Ракеты. Закон сохранения механической энергии.

Механические колебания и волны. Звук. Колебательное движение. Период. Частота. Амплитуда колебаний. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругой среде. Упругие волны. Продольные волны. Поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Источники звука. Звуковые колебания. Ультразвук. Инфразвук. Эхолокация. Высота и тембр звука. Громкость звука. Камертон. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

Электромагнитное поле. Магнитное поле. Магнитные линии. Неоднородное и однородное магнитное поле. Правило буравчика (правило правой руки). Действие магнитного поля на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Линии магнитной индукции. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Принципы радиосвязи и телевидения. Модуляция. Детектирование. Электромагнитная природа света. Преломление света. Относительный показатель преломления. Абсолютный показатель преломления. Закон преломления света. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф. Спектроскоп. Типы спектров. Спектральный анализ. Линейчатые спектры.

Учебно-тематический план.

Физика, 9 класс

Тема

Кол-во часов

Законы движения и взаимодействия тел

25 часов

Механические колебания и волны

10часов

Электромагнитное поле

17 часов

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

14 часов

Обобщение и систематизация знаний по курсу физики 7-9кл.

1час

ИТОГО

67 часов

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Итого

Админ. к.р.



Плановые к.р.

1

1

1

1

4

4

Практ. работы


Лаб. работы

2

2

2

6

6

Др. виды контроля (зачеты)

1

1

1

Экскурсии




ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ

Дата проведения

1. Плановых контрольных работ - 4ч.

2. Зачеты - итоговый зачет по курсу физики 9 кл. - 1ч. - май

3. Административных к.р. -

4. Лабораторных работ - 6 ч.

1) урок №8, «Исследование равноускоренного

движения без начальной скорости» - сентябрь

2) урок №16, «Измерение ускорения свободного падения» - октябрь

3) урок №28, «Исследование зависимости периода и частоты

свободных колебаний нитяного маятника от его длины» - декабрь

4) урок №29, «Изучение явления электромагнитной индукции» - декабрь

5) урок №60, «Изучение деления ядра атома урана

по фотографии треков» - апрель

6) урок №62, «Изучение треков заряженных частиц

по готовым фотографиям» - май

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ФИЗИКА,9 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Оборудование

Домашнее задание

Дата проведения

Планируемая

Фактическая





1

Первая четверть.

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ.

Материальная точка. Система отсчёта.

Т. №44

§1, упр. №1

01.09.15

2

Перемещение.

Т. №52

§2, упр. №2

03.09

3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Т. №44

§3 - 4, упр. №3, 4

08.09

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Жёлоб, штатив, шарик, брусок, линейка, часы с секундной стрелкой

§5, упр. №5

10.09

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

§6, упр. №6

15.09

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

§7 - 8, упр. №7, 8

17.09

7

Решение задач по теме «Равноускоренное движение».

Карточки, сборники задач

§5 - 8 повторить

22.09

8

Лабораторная работа №1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Жёлоб, шарик, штатив, цилиндр, измерительная лента, секундомер

§8

24.09

9

Повторение темы «Равномерное и равноускоренное движение»

Карточки, сборники задач

§1 - 8 повторить

29.09

10

Контрольная работа №1

по теме «Равномерное и равноускоренное движение».

§1 - 8 повторить

01.10

11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

Т. №46, Т. №48, Т. №50

§9 - 10,

упр. №9 - 10

06.10

12

Второй закон Ньютона.

§11, упр. №11

08.10

13

Третий закон Ньютона.

§12, упр. №12

13.10

14

Свободное падение тел.

Трубка Ньютона

§13, упр. №13

15.10

16

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Динамометр, груз, пакет с водой,

Т. №43

§14, упр. №14

20.10

15

Лабораторная работа №2

«Измерение ускорения свободного падения».

Прибор для изучения движения тел, миллиметровая и копировальная бумага, штатив с муфтой и лапкой

§13 повторить

22.10

17

Закон всемирного тяготения.

Т. №39

§15, упр. №15

27.10

18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

§16 - 17, упр. №16

29.10





19

Вторая четверть.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.



Точильный камень

18 - 19,

упр. №17;18

10.11

20

Искусственные спутники Земли.

Т. №47; Т. №49

§20, упр. №19

12.11

21

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

§21, упр. №20

17.11

22

Реактивное движение. Ракеты.

Т. №45; модель ракеты

§22. упр. №21

19.11

23

Закон сохранения механической энергии.

§23, упр. №22

24.11

24

Решение задач по теме «Законы движения и взаимодействия тел».

Карточки, сборники задач

§9 - 23 повторить

26.11

25

Контрольная работа №2

По теме «Законы движения и взаимодействия тел».

Карточки

§9 - 23 повторить

01.12





26

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК.

Колебательное движение. Колебательные системы.

Нитяной и пружинный маятники

§24 - 25, упр. №23

03.12

27

Величины, характеризующие колебательное движение.

Нитяной и пружинный маятники

§26, упр. №24

08.12

28

Лабораторная работа №3

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, часы с секундной стрелкой

§26

10.12

29

Превращения энергии при колебательном движении.

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

§27 - 31, упр. №25 - 27

15.12

30

Механические волны. Продольные и поперечные волны.

Пружина, резиновый шнур

§32

17.12

31

Длина и скорость распространения волны.

§33, упр. №28

22.12

32

Источники звука. Звуковые колебания.

Камертон, молоточек

§34 - 36, упр. 29 - 30

24.12

33

Третья четверть.

Распространение звука. Скорость звука.

§37 - 38, упр. №31 - 32

12.01.16

34

Отражение звука. Эхо.

Повторение темы «Механические колебания и волны. Звук».

Карточки, сборники задач

§39 - 40

14.01

35

Контрольная работа №3

по теме «Механические колебания и волны. Звук».

§24 - 40 повторить

19.01





36

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ.

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

§42 - 43, упр. №33 - 34

21.01

37

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

§44, упр. №35

26.01

38

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

§45, упр. №36

28.01

39

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

§46 - 47, упр. №37 - 38

02.02

40

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

Лабораторная работа №4

«Изучение явления электромагнитной индукции».

Амперметр, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, провода, магнит, источник тока, моток проволоки, модель генератора электрического тока.

§48 - 49, упр. №39 - 40

04.02

41

Явление самоиндукции.

§50, Упр. №41

09.02

42

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Модель генератора переменного тока. Трансформатор. Т. №60

§51, упр. №42

11.02

43

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

§52 - 53, упр. №43 - 44

16.02

44

Конденсатор.

Воздушный радиотехнический конденсатор

§54, упр. №45

18.02

45

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Модель радиоприёмника

§55, упр. №46

25.02

46

Принципы радиосвязи и телевидения.

§56 - 57, упр. №47

01.03

47

Электромагнитная природа света.

Карточки

§58

03.03

48

Преломление света.

Оптический диск

§59, упр. №48

10.03

49

Дисперсия света. Цвета тел.

Стеклянная треугольная призма

§60, упр. №49

15.03

50

Типы оптических спектров.

Испускание и поглощение света. Линейчатые спектры.

Фотографии спектров

§61 - 64, упр. №50

17.03

51

Повторение темы «Электромагнитное поле». Решение задач по теме «Электромагнитное поле»

Карточки, сборники задач

§42 - 64 повторить

22.03

52

Контрольная работа №4

по теме «Электромагнитное поле».

§42 - 64 повторить

31.03











53

Четвёртая четверть.

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.





§65

05.04

54

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Т. №28

§66

07.04

55

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Т. №53

§67, упр. №51

12.04

56

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра.

Камера Вильсона

§68 - 71, упр. №52 - 53

14.04

57

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

§72 - 73, упр. №54

19.04

58

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Т.№ 53; №57

§74 - 75

21.04

59

Лабораторная работа №5

«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Фотографии треков заряженных частиц

§74 - 75 повторить

26.04

60

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

Т. №55; №56

§76 - 77

28.04

61

Лабораторная работа №6

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Фотографии треков заряженных частиц

§74 - 75

повторить

03.05

62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

§78

05.05

63

Термоядерная реакция.

§79

10.05

64

Повторение темы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

§65 - 79

повторить

12.05

65

Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

Карточки, сборники задач

§65 - 79

повторить

17.05

66

Контрольная работа №5

По теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер"

Карточки, сборники задач

§65 - 79

повторить

19.05

67

Обобщение и систематизация знаний по курсу физики 7-9кл.

24.05

Планируемые результаты:

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен: знать/ понимать:

- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс.

- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света.

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона.

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины.

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях.

- решать задачи на применение изученных физических законов.

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Государственный образовательный стандарт общего образования/ Официальные документы в образовании - 2004, №24-25/

2. Закон РФ «Об образовании»

3. «Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 кл.» под редакцией В.А.Орлова

4. Авторская программа «Физика 7-9 кл.» под редакцией Е.М.Гутника и А.В.Перышкина

5. В.А.Волков «Поурочные разработки по физике,9кл.», М.-2010, «Вако»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник А.В.Перышкин, Е.М.Гутник «Физика, 9 кл.», М.-2010, «Дрофа»

2. А.П.Рымкевич, «Сборник задач по физике, 9-11 кл.», М.-2002, «Дрофа»

3. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова «Сборник задач по физике»,

М.-2002,«Просвещение»

4. Степанова, «Сборник задач по физике», М.-2004, «Просвещение»



© 2010-2022