Рабочая программа по физике. 9 класс

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование «Закаменский район»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дутулурская средняя общеобразовательная школа»




«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО

Рук-ль МО__/Очирова Е.М./

Протокол №______

«____»___________2015г.

«СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УР:

_____/Цыдемпилова А.С./

«_____»_________2015 г .

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы:

________/Г.С.Базарова/

Приказ № ___

от «___» _________ 20__г



Рабочая программа


Тип: общеобразовательная (базовый уровень

Предмет: физика

Класс: 9

Учитель: Цыдемпилова Альбина Сергеевна

Категория:-

Стаж работы: 5 лет






с. Дутулур

2015г.



Пояснительная записка

к программе по физике 9 класса

Рабочая программа по физике для 9 класса разработана на основе Федерального Закона об образовании, Примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией А. В. Перышкина, Е. М. Гутник, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования.



Обоснование актуальности программы

Программа актуальна для учащихся 9 класса.

Данная программа актуальна, потому что физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Программа по физике адресована учащимся 9 класса, ориентирована для работы по учебнику для 9-го класса (автор А. В. Перышкин).

Цели обучения физики в 9 классе:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;

- о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Изучение физики в 9 классе предусматривает решение следующих задач:

Обучения:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

Развития:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

Воспитания:

убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Валеологические:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);

  • адаптировать личность к жизни в обществе.

  • правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)

  • включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

  • соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

Характеристика предмета

Учебный предмет «Физика» является фундаментом естественно-научного образования: философии естествознания и научно-технического прогресса, формирует у учащихся знания о явлениях природы и свойствах пространства и времени, вещества и поля, современной техники и технологии.

Физика - это фундаментальная наука, изучающая наиболее общие закономерности явлении природы, свойства и строения материи, законы ее движения. Основные понятия и законы физики широко используются в естествознании, технике, медицине, быту. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем, гуманитарный потенциал физики трудно переоценить.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии и астрономии. Отсюда школьный курс физики является системообразующим для естественных учебных предметов.

В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне может стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Физика единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в разработанном ядре содержания в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», «Молекулярная физика», «электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрофизики.

Принципы обучения

Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы:

  • принцип научности обучения

  • принцип воспитывающего обучения

  • принцип наглядности обучения

  • принцип систематичности обучения

  • принцип связи теории с практикой

  • принцип сознательности и активности, учащихся в обучении

  • принцип доступности обучения

  • принцип развивающего обучения

  • единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.

Учет возрастных особенностей

Рабочая программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 9 класса и специфики классного коллектива.

В классе можно выделить обучающихся (Гомзяков А., Ерофеев В.), которые с низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Они достаточно часто не готовы к уроку, нет учебника, нет тетради. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. С учётом этого на уроках предлагаются дифференцированные и индивидуальные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля.

Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет физики, температурный и световой режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.

Для реализации программы используются разные типы уроков, формы и виды работ, разнообразные средства обучения.

Педагогические технологии и методы обучения

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)

3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.

4. Традиционная технология.

В методике обучения физики используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике физики такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.

Рассказ - это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, рисующее картины жизни в отдаленные геологические эпохи, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.

Беседа - учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.

Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.

При обучении физики велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися физической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок - основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование (Урок лабораторная работа). На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом или с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

Программа составлена на 2015-2016 учебный год для учащихся 9 класса и рассчитана на 2 часа в неделю (всего 68 часов за учебный год).

В рабочей программе регионально-национальный компонент введен при решение задач с использованием различных данных по Республики Бурятия.

Связь программы со смежными дисциплинами

  • Неорганическая химия и органическая химия.

  • Биология

  • Химия

  • Черчение

  • Математика

  • История

Содержание деятельности


1. Законы взаимодействия и движения тел (26ч)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение

координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела.

Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное

падение. Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение. Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное

движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под

углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Лабораторные работы и опыты

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны; звук (10 ч)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания.

Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от

длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные

волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Лабораторные работы и опыты

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его

длины.

3. Электромагнитное поле (17 ч)

Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление

электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического

и магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения

электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор. Свет - электромагнитная

волна.

Лабораторные работы и опыты

Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Строение атомного ядра; использование энергии атомных ядер (12ч)

Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения.

Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и

синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие

протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект

масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии.

Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую

энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.

Лабораторные работы и опыты

Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

5. Повторение (3ч)

Формы текущего и итогового контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

Формы итогового контроля: тест, контрольная работа, итоговая государственная аттестация.

Ожидаемые результаты

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Общекультурные компетенции.

3. Учебно-познавательные компетенции.

4. Информационные компетенции.

5. Социально-трудовые компетенции.

6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 68 ч

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Законы взаимодействия тел

26

2

2

Механические колебания и волны. Звук

10

1

1

Электромагнитное поле

17

1

1

Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер.

12

2

1

Повторение.

5



70

6

5



Годовой объем учебного времени составляет 70 часов

Годовой объем кол-ва лабораторных работ 6 часов

Годовой объем кол-ва контрольных работ 5 часов


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

Виды и формы контроля

Оснащение

Примечание


I Законы взаимодействия и движения тел

26





1/1

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.

1


Вопрос - ответ

Учебник. Тележка с грузом, наклонный желоб с шариком, математический и пружинный маятник, таблицы


2/2

Определение координаты движущегося тела.

1


Фронтальный опрос.

Учебник, сборник задач


3/3

Перемещение при равномерном прямолинейном движении.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


4/4

Прямолинейное равноускоренное движение.

Ускорение

1


Решение задач

Учебник. Наклонный желоб, шарик


5/5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1


Построение графиков скорости

Учебник. Презентация


6/6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1


Фронтальный опрос

Учебник, сборник задач


7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


8/8

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1


Лабораторная работа

Шарик, желоб, штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, лента измерительная.


9/9

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


10/10

Контрольная работа №1 «Основы кинематики»

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями


11/11

Относительность движения.

1


Вопрос - ответ. Решение задач

Учебник, презентация


12/12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1


Фронтальный опрос

Учебник, презентация. Мел, шарик на шнуре.



13/13

Второй закон Ньютона.

1


Решение задач

Тележка, упругая пластинка.

Учебник, сборник задач


14/14

Третий закон Ньютона.

1


Тест

Мяч, тележка.

Учебник, презентация


15/15

Решение задач на применение законов Ньютона.

1


Решение задач.

Учебник, сборник задач


16/16

Свободное падение тел.

1


Фронтальный опрос. Решение задач

Трубка Ньютона, дробинка, пушинка, пробка


17/17

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Невесомость.

1


Решение задач

Учебник


18/18

Закон всемирного тяготения.

1


Тест

Учебник. Карточки с заданиями


19/19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1


Фронтальный опрос

Учебник. Презентация


20/20

Лабораторная работа № 2

"Измерение ускорения свободного падения".

1


Лабораторная работа

Прибор для изучения движения тел, полоски из мм и копировальной бумаги длинной 300 мм и шириной 20 мм, штатив с муфтой и лапкой


21/21

Прямолинейное и криволинейное движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1


Устный опрос

Учебник, сборник задач


22/22

Решение задач. Движение тела по окружности.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


23/23

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1


Решение задач

Учебник, сборник задач

Два шарика


24/24

Реактивное движение. Ракеты.

1


Фронтальный опрос. Сообщение.

Учебник. Презентация


25/25

Выводы закона сохранения механической энергии

1


Фронтальный опрос

Учебник. Презентация


26/26

Контрольная работа № 2 «Законы взаимодействия и движения тел»

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями



II Механические колебания и волны. Звук

10




27/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1


Беседа

Маятник. Учебник


28/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

1


Физический диктант

Учебник. Презентация


29/3

Лабораторная работа № 3 "Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины".

1


Лабораторная работа

Шарик на нити, штатив, измерительная лента, секундомер


30/4

Вынужденные колебания. Резонанс.

1


Фронтальный опрос.

Учебник. Маятник. Нити с шариками


31/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

1


Тест

Учебник. Презентация. Карточки с заданиями


32/6

Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания.

1


Решение задач

Учебник. Презентация. Сборник задач


33/7

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1


Вопрос - ответ

Учебник. Презентация


34/8

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1


Фронтальный опрос.

Учебник. Презентация


35/9

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


36/10

Контрольная работа № 3 "Механические колебания и волны. Звук".

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями


III Электромагнитное поле

17



37/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1


Вопрос - ответ

Учебник. Презентация


38/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1


Проверочная работа.

Учебник. Карточки с заданиями


39/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1


Проверочная работа

Учебник. Диск. Амперметр


40/4

Индукция магнитного поля.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


41/5

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

1


Вопрос - ответ

Учебник, сборник задач


42/6

Лабораторная работа № 4 "Изучение явления электромагнитной индукции".

1


Лабораторная работа

Миллиамперметр, катушка, провода, ключ, реостат, постоянный магнит, источник тока, модель генератора.


43/7

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

1


Вопрос - ответ

Учебник. Презентация


44/8

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1


Сообщения

Учебник. Презентация


45/9

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1


Фронтальный опрос

Магнит, спиртовка, стальная игла, нитка


46/10

Конденсатор.

1


Вопрос - ответ

Учебник. Презентация


47/11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1


Вопрос - ответ

Учебник. Презентация


48/12

Принцип радиосвязи и телевидения. Интерференция света

1


Фронтальный опрос

Учебник. Презентация


49/13

Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1


Тест

Учебник. Презентация. Карточки с заданиями


50/14

Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров.

1


Тест

Учебник. Презентация. Карточки с заданиями


51/15

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1


Фронтальный опрос

Учебник. Презентация


52/16

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


53/17

Контрольная работа № 4 "Электромагнитное поле".

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями



IV Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер.

12



54/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1


Беседа

Учебник. Презентация


55/2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1


Фронтальный опрос

Учебник. Презентация


56/3

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона.

1


Фронтальный опрос.

Учебник. Презентация


57/4

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


58/5

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1


Фронтальный опрос

Учебник. Презентация


59/6

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

1


Лабораторная работа

Учебник. Презентация


60/7

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1


Сообщения.

Вопрос - ответ

Учебник. Презентация. Карточки с заданиями


61/8

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1


Лабораторная работа

Учебник.


62/9

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1


Сообщения.

Учебник. Презентация


63/10

Термоядерная реакция.

1


Фронтальный опрос

Учебник. Презентация


64/11

Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра».

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


65/12

Контрольная работа № 5 "Строение атома и атомного ядра".

1


Контрольная работа

Карточки с заданиями



Повторение

3



66

Итоговое повторение.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


67

Итоговое повторение.

1


Решение задач

Учебник, сборник задач


68

Итоговое повторение.

1


Самостоятельная работа

Карточки с заданиями



Общее число часов по курсу

68


Результативность

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Литература для учителя

  1. Примерная программа основного общего образования по физике.

  2. Учебник. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика-9 кл, 2013, М., Дрофа

  3. В.И. Лукашик, Сборник задач по физике7-9кл., 20012, М., Просвещение

  4. Тестовые задания по физике 7-9 классы. Н.Н. Тулькибаев, А.Э. Пушкарев, 2012, М., Просвещение

  5. Физика. Тесты. 7-9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., 2011, М., Дрофа











Литература для учащихся

  1. Учебник «Физика-9», А. В. Перышкин, 2013 г.

  2. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2012 г.














© 2010-2022