Рабочая программа по физике 8 класса к УМК С. В. Громов, Н. А. Родина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по физике, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы: Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 кл. 2 изд. М.: Просвещение, 2008. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова.,  к учебнику Физика: учеб.д.- М.: Просвещение, 2009.- 158с. Рабочая программа адресована учащимся 8 класса средней общеобразователь...
Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Рабочая программа


по физике


для 8 класса




Составитель: учитель физики

Плясунов Александр Михайлович










2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по физике, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы: Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 кл. 2 изд. М.: Просвещение, 2008. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова., к учебнику Физика: учеб.д.- М.: Просвещение, 2009.- 158с.

Рабочая программа адресована учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения физических дисциплин.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение физики в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение физике в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цель изучения предмета:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации.

Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы, игры, уроки контроля и др.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:

  • мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации;

  • использование разнообразных форм контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль, контрольная работа, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении физики;

  • разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (4 часа) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание изучаемого материала и развитие экспериментальных умений и навыков.

В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.

Рабочая программа по физике реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

В том числе:

Лабораторные

работы

Контрольные работы

Кинематика

10

2

Динамика

15

1

1

Колебания и волны

11

1

1

Внутренняя энергия

13

1

1

Изменение агрегатных состояний вещества

15

1

Резервные часы

4

Общее количество часов

68

5

4



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

количество теории

14

13

15

17

59

количество часов практики

4

1

3

1

9

из них:






количество контрольных работ

1


2

1

4

количество лабораторных работ

3

1

1


5

Содержание тематического плана


Тема 1: Кинематика (10 часов)

Механическое движение. Система отсчета. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Скорость и путь при равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Период и частота обращения.

Тема 2: Динамика (15 часов)

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракета. Кинетическая и потенциальная энергия. Полная механическая энергия. Закон сохранения энергии.

Тема 3: Колебания и волны (11 часов)

Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Превращение энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Скорость и длина волны. Сейсмические волны. Звуковые волны. Звук в различных средах. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо. Инфразвук и ультразвук.

Тема 4: Внутренняя энергия (13 часов)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: совершение работы и теплообмен. Виды теплообмена. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса.

Тема 5: Изменение агрегатных состояний веществ (15 часов)

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Измерение влажности воздуха. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота сгорания топлива. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.






Информационные источники

Программа:

Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 кл. 2 изд. М.: Просвещение, 2008. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова.

Учебник:

Физика: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений./С.В. Громов, Н.А. Родина; под ред. Н.В. Шароновой.- 7-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2000.- 158с.

Методические пособия для учителя:

А. Е. Марон, Е. А. Марон Контрольные тесты по физике 7,8,9 класс. Книга для учителя. - М: «Просвещение». 2002.





Календарно-тематическое планирование

урока

Название темы

урока, тип урока

Основное содержание

урока

Эксперимент, ТСО,

наглядные пособия

Домашнее

задание

I

II

III

IV

V

Кинематика (10 часов)

1


Наука о движении тел. Ускорение.

(изучение нового учебного материала)

Механика, кинематика (определения). Механическое движение, система отсчета. Относительность движения. Определение равноускоренного движения. Ускорение, его обозначение, единицы ускорения. Приобретенная скорость, формулы ускорения для двух случаев движения, направление вектора ускорения. Ускорение равномерно движущегося по окружности тела. Решение задач типа 1, 9, 11.

Демонстрация: движение тела с капельницей по наклонной плоскости (вверх и вниз).

§ 1, 2, вопросы к параграфам

2


Скорость при равноускоренном движении

(изучение нового учебного материала).

Скорость тела при равноускоренном движении (формула, ее анализ). Приобретенная скорость и начальная скорость при замедленном движении. Примеры графиков равноускоренного и равнозамедленного движений. Понятие мгновенной скорости. Понятие средней скорости (работы Галилея, формулы, графики). Решение задач типа 13, 25.


§ 3, вопросы к параграфу.

3


Путь при равноускоренном движении

(изучение нового учебного материала).

Путь и средняя скорость (формула и ее анализ). Путь при равноускоренном движении (формула и ее анализ). Путь при равноускоренном движении как функция ускорения и времени (формула и ее анализ). Выдержки из биографии Галилея.

Индивидуальный устный опрос.

§ 4, вопросы к параграфу, задача 18

4


Решение графических задач по теме «Неравномерное и равномерное движение»

(отработка практических умений).

Решение задач на ситуации равноускоренного движения с положительным и отрицательным ускорением, равномерного движения, условия которых даны в текстовой или графической форме.


§ 1-4, вопросы к параграфу

5


Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

(формирование экспериментальных умений).

Измерение ускорения тела по предложенным заданиям

Оборудование: желоб, шарик, штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, измерительная лента, метроном (один на класс) или секундомер.


6


Равномерное движение по окружности

(изучение нового учебного материала)

Понятие равномерного движения по окружности. Направление и числовое значение скорости при равномерном движении по окружности. Движение по окружности - ускоренное движение. Направление ускорения при равномерном движении по окружности (на основе анализа ситуации). Центростремительное ускорение (определение). Формула центростремительного ускорения (без вывода) и ее анализ.

Демонстрации: опыт с наждачным кругом, сброс спичечного коробка с вращающегося диска.

§ 5, вопросы к параграфу.

7


Период и частота обращения

(изучение нового уче6ного материала).

Понятие периода, обращения, обозначение, формула. Словесное определение правила нахождения частоты обращения. Связь формул периода и частоты обращения. Связь периода с длиной окружности и скоростью.


§ 6, вопросы к параграфу. задачи 34, 36.

8


Лабораторная работа №2 «Изучение движения конического маятника» (формирование экспериментальных умений).

Изучение движения конического маятника по предложенным заданиям.

Оборудование: штатив с муфтой и кольцом, шарик, нить, часы (секундомер), лист бумаги с начерченной на нем окружностью радиусом 8 см.


9


Решение задач по теме: «Движение по окружности»

(отработка практических умений).

Решение задач


Решить задачи на все формулы (1-5).

10


Повторение по теме «Кинематика»

(обобщение и систематизация учебного материала).

Просмотр компьютерной презентации опорного конспекта пройденной темы и беседа по ней. Решение задач. Индивидуальная беседа с учителем.

Компьютерная презентация опорного конспекта данной темы.

Повторить определения, формулы и т. д., подготовиться к физическому диктанту

Динамика (15 часов)

11


Первый закон Ньютона

(изучение нового учебного материала).

Понятие изолированного тела. Инерциальная система отсчета. Гео- и гелиоцентрические системы отсчета с точки зрения инерциальности. Понятие движения по инерции.


§ 7, вопросы к параграфу.

12


Второй закон Ньютона

(изучение нового учебного материала).

Формулировка второго закона Ньютона и его формула (ее анализ). Равнодействующая сил и второй закон Ньютона. Следствия из второго закона Ньютона. Единица силы (обозначение, физический смысл единицы силы). Дольные и кратные единицы силы. Значение второго Закона Ньютона для развития физики.

Демонстрация: ускоренное движение шара под действием пружины (рис. 12, с. 23).

§ 8, вопросы к параграфу, задача 44.

13


Третий закон Ньютона

(изучение нового учебного материала).

Взаимодействие. Равенство действий тел друг на друга. Формулировка третьего закона Ньютона. Понятие «сила реакции опоры», обозначение, формула. Точки приложения сил взаимодействия (рис. 16). Воспоминания Гемфри (секретарь И. Ньютона). Решение задач типа 47, 49

Демонстрации: наблюдение взаимодействия магнита и железного бруска, удерживаемых на горизонтальной поверхности динамометрами, взаимодействие динамометров.

§ 9, вопросы 1, 5 к параграфу. задачи 40, 48.

14

.

Законы Ньютона

(отработка практических умений).

Решение задач типа 41, 45, 51, 57, 61.


Задачи 50, 52.

15


Решение задач по теме: «Виды сил»

(отработка практических умений).

Сила как характеристика действия на тело со стороны других тел. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения. Архимедова сила, сила реакции опоры. Равнодействующая сил. Решение задач типа 54, 55, 57, 59.


Задачи 56, 58, 60

16


Кинематика, законы Ньютона.

(диагностика и коррекция знаний)

Выполнение компьютерного и печатного варианта теста с выбором ответа по ранее изученной теме. Индивидуальная беседа с учителем.

Компьютерный и печатный вариант теста с выбором ответа по ранее изученной теме

подготовиться к контрольной работе.

17


Контрольная работа по темам: «Кинематика, законы Ньютона»

(контроль, оценка и коррекция знаний)


Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Печатный вариант заданий контрольной работы.

Приготовиться к лабораторной работе №3

18


Лабораторная работа №3 «Измерение силы трения скольжения»

(формирование экспериментальных умений).

Измерение силы трения скольжения по предложенным заданиям

Оборудование: деревянная дощечка, деревянный брусок, набор грузов по 100 г, динамометр.


19


Импульс тела.

(изучение нового учебного материала)

Сила необходимая для увеличения скорости от 0 до v (F = m*v/t). Понятие «импульс тела» (количество движения), его обозначение, формула, единицы.

Оборудование:

§ 10, вопросы

20


Импульс тела.

Закон сохранения импульса

(изучение нового учебного материала)

Импульс покоящегося тела. Импульс - величина векторная. Формулировка и условие действия закона сохранения импульса. Применение закона сохранения импульса. Решение задач типа 65.


§ 11, вопросы. задача 66.

21


Реактивное движение. Развитие ракетной техники

(изучение нового учебного материала).

Реактивное движение как явление природы. Примеры реактивного движения в живой природе и технике. Ракеты, конструкция ракеты, принцип движения ракеты. Третий закон Ньютона в применении к движению ракет. Анализ формулы скорости ракеты. Ограниченность ее применения. Формула Циолковского (понятие, уравнение Мещерского) и ее анализ по таблице. История ракет. Развитие ракетостроения. Решение задач типа 67, 69, 71.

Демонстрации: действующая модель ракеты (в том числе компьютерная), опыт с воронкой (рис. 20, с 31), опыт с шаром Герона или опыт по рисунку 22 (с. 32).

§ 12, 13, вопросы к параграфам.

задача 72.

22


Энергия

(изучение нового учебного материала)

История термина «энергия». Механическая энергия как физическое понятие, обозначение, единицы. Кинетическая энергия, ее обозначение, формула. Потенциальная энергия, ее обозначение, формула. Связь работы и энергии. Правило расчета энергии. Вывод формулы кинетической энергии тела, ее анализ. Вывод формулы потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, ее анализ. Нулевое положение тела. Решение задач типа 77, 79, 81.

Демонстрация: опыт по рисунку 27 (с. 39).

§ 14, вопросы к параграфу, задача 82.


23


Закон сохранения энергии

(изучение нового учебного материала).

Понятие полной энергии. Преобразование механической энергии (переход из одной формы в другую). Закон сохранения механической энергии. Представление закона сохранения энергии в аналитическом виде. Условие сохранения полной механической энергии. Решение задач типа 83, 85, 87.


§ 15, 16, вопросы к параграфам.

задачи 84, 86.

24


Использование энергии движущейся воды и ветра

(изучение нового учебного материала).

Принципы использования энергии падающей воды на примере красноярской ГЭС. Устройство и принцип работы ветряных двигателей. Приливные электростанции. Экологические проблемы энергетических установок и пути их преодоления.


§ 16, вопросы к параграфу.

25


Повторение по теме «Динамика»

(обобщение и систематизация учебного материала).

Просмотр компьютерной презентации опорного конспекта пройденной темы и беседа по ней. Решение задач.


Компьютерная презентация опорного конспекта данной темы.

Повторить определения, формулы и т. д., подготовиться к физическому диктанту.

Колебания и волны (11 часов)

26


Механические колебания

(изучение нового учебного материала).

Понятие колебательного движения. Пружинный и нитяной маятники. Амплитуда, период, частота. Период колебаний и его формула. Частота колебаний и ее формула. График зависимости координаты колеблющегося тела от времени, способ его получения, понятие о синусоиде как графике колебаний, его использование для расчета параметров колебательного движения. Решение задач типа 93, 95.

Демонстрации: колебания нитяного и пружинного маятников, колебания воронки с песком (рис. 32, 33, с. 47).

§ 17, вопросы к параграфу.

задачи 92, 94ю.

27


Превращение энергии при колебаниях. Виды колебаний

(изучение нового учебного материала).

Понятие о затухающих колебаниях, график зависимости координаты от времени. Понятие о свободных и вынужденных колебаниях. Причины затухания свободных колебаний. Период колебаний нитяного маятника, формула и ее анализ. Вибрационные машины. Решение задач типа 97, 101.

Демонстрации: затухающие колебания нитяного маятника (рис. 35, с. 48), вынужденные колебания пружинного маятника.

§ 18, 19, вопросы к параграфам, задача 96.

28


Лабораторная работа №4

«Изучение колебаний нитяного маятника»

(формирование экспериментальных умений).

Изучение колебаний нитяного маятника по предложенным заданиям.

Оборудование: шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы (секундомер).


29


Резонанс

(изучение нового учебного материала).

Явление зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты внешней вынуждающей силы. Определение резонанса. Резонансная кривая. Резонанс с точки зрения совершения положительной работы внешней силой. Резонанс в приборах, технике и быту (примеры). Полезное и вредное действие резонанса.

Демонстрация: колебания связанных маятников разной длины.

§ 20, вопросы к параграфу.

задача 104.

30


Механические волны. (изучение нового учебного материала).

Волны на поверхности жидкости (вид, скорость, амплитуда). Упругие волны (определение), возмущение упругой среды. Источник волн. Необходимое условие возникновения волн. Понятия продольной и поперечной волны с точки зрения возмущений. Условия существования и распространения продольных и поперечных волн. Особенности волн на поверхности жидкости. Решение задач типа 105, 107.

Демонстрации: образование волны в шнуре, опыт с волновой машиной

§ 21, 22

задача 108

31


Скорость и длина волны

(изучение нового учебного материала).

Скорость волны и параметры, ее определяющие, их зависимость от свойств среды распространения. Длина волны и ее связь со скоростью распространения и периодом колебания. График волны.


§22


32


Сейсмические волны

(изучение нового учебного материала).

Понятие сейсмических волн. Источники, скорость распространения, 12-балльная шкала землетрясений. Распространение сейсмических волн в земной коре - источник информации о ее строении


§ 23, вопросы к параграфу

33


Звуковые волны.

Громкость и высота звука. Эхо

(изучение нового учебного материала).

Понятие звуковой волны, ее характеристики. Источники звуковой волны: камертон, музыкальные инструменты, сирена. Громкость - субъективная характеристика звука, связь громкости и амплитуды колебаний, единица громкости и амплитуды колебаний, единица громкости - сон, диапазон громкости. Интенсивность - энергетическая характеристика звука, диапазон интенсивности. Рупор, мегафон. Изобретение Т. Эдисоном фонографа. Высота звука (музыкальный тон) - объективная характеристика, ее связь с частотой. Диапазон частот музыкальных инструментов, певцов. Явление ревербации.


§ 24, 26, вопросы к параграфам.

34


Звук в различных средах.

Инфра- и ультразвук

(изучение нового учебного материала).

Звук в газах (скорость распространения и ее

сравнение со скоростью материального тела, ее зависимость от температуры среды и плотности). Звук в жидкостях (скорость распространения, поведение на границе раздела двух тел). Звук в твердых телах (скорость распространения, характер движения частиц среды). Понятие инфразвуковых волн (свойства, источники, приемники, применение в медицине, технике и др.).


§ 25, 27, вопросы к параграфам.

35


Повторение по теме: «Колебания и волны»

(обобщение и систематизация учебного материала).

Просмотр компьютерной презентации опорного конспекта пройденной темы и беседа по ней. Решение задач. Индивидуальная беседа с учителем.

Компьютерная презентация опорного конспекта данной темы.


36


Контрольная работа по теме: «Колебания и волны»

(контроль, оценка и коррекция знаний).

Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.


Печатный вариант заданий контрольной работы.


Внутренняя энергия (13 часов)

37


Температура.

(изучение нового учебного материала).

Примеры тепловых явлений. Понятие температуры. Термометр, диапазон температур (таблица 7), шкала Цельсия. Методика измерения температуры среды. Понятие максимального термометра. Скорость диффузии - функция температуры. Температура среды определяется средней скоростью движения молекул (диапазон скоростей). Температура тела определяется энергией его молекул. Понятия теплового движения и теплового равновесия.

Демонстрации: устройство термометров, их шкалы

§ 28, вопросы к параграфу.

38


Внутренняя энергия

(изучение нового учебного материала).

Примеры превращения механической энергии в тепловую. Решение задач типа 115,117


§ 29, вопросы, задача 116

39


Способы изменения внутренней энергии

(изучение нового учебного материала)

Связь температуры тела и его внутренней энергии. Изменение внутренней энергии тела при совершении над ним работы. Спички, принцип работы. Работа молота с точки зрения закона сохранения энергии. Совершение работы за счет изменения внутренней энергии (опыт). Понятие теплообмена. Изменение внутренней энергии тела при теплообмене. Понятие «количество теплоты». Вывод: два способа изменения внутренней энергии. Решение задач типа 119, 121.

Демонстрации: опыт с тонкостенной латунной трубкой (рис. 60, с. 81), опыт по рисунку 62 (с. 83).

30, вопросы к параграфу.

задача 120,

40


Виды теплообмена

(изучение нового учебного материала).

Понятие теплопроводности. Сравнение теплопроводностей различных материалов. Конвекция. Причины конвекционного движения в жидких и газообразных средах. Опыты. Лучистый теплообмен, его особенность. Природа передачи внутренней энергии. Солнечная энергия. Испускание, поглощение и отражение лучистой энергии. Решение задач типа 123, 127, 129.


§ 31, вопросы к параграфу.

41


Примеры теплообмена в природе и технике

(изучение нового учебного материала).

Ветры. Причина образования ветров. Тяга. Механизм образования тяги. Водяное отопление. Конструкция отопительной системы жилого дома. Циркуляция воды в отопительной системе, естественная и принудительная конвекции. Термос - сосуд Дьюара. Устройство термоса.

Демонстрации: устройство термоса.

§ 32, вопросы к параграфу.

42


Расчет изменения внутренней энергии (изучение нового учебного материала).

Понятие «изменение внутренней энергии», обозначение. Случаи положительного и отрицательного изменения внутренней энергии. Формулы изменения внутренней энергии при совершении работы и при теплообмене. Знаки работы тела и работы внешних сил. Знаки количества теплоты. Общий случай изменения внутренней энергии (формула и ее анализ). Решение задач типа 131, 135.


§ 33, вопросы к параграфу, задача 132.

43


Удельная теплоемкость

(изучение нового учебного материала).

Зависимость количества теплоты от рода вещества (опыт). Понятие удельной теплоемкости. Обозначение удельной теплоемкости, физический смысл, единица удельной теплоемкости. Анализ таблицы 8. Зависимость теплоемкости вещества от его агрегатного состояния. Удельная теплоемкость воды.

Демонстрации: опыт с нагревом разнородных жидкостей при прочих равных условиях.

§ 34, вопросы к параграфу.

44


Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

(изучение нового учебного материала).

Зависимость количества теплоты от рода вещества, от разности начальной и конечной температур тела, от массы тела. Конструирование формулы количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении. Анализ формулы. Решение задач типа 137


35, вопросы к параграфу.

задачи 142, 144.

45


Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса

(изучение нового учебного материала).

Понятие изолированной системы. Внутренняя энергия в изолированной системе. Формулировка и формула закона сохранения в изолированной системе. Свойства изолированной системы двух тел - уравнение теплового баланса. Расчет количеств теплоты, отданных и полученных при смешивании воды разных масс и температур. Калориметр. Решение задач типа 151

Демонстрация: устройство калориметра.

§ 36, вопросы к параграфу.

46


Лабораторная работа №5 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

(формирование экспериментальных умений)

Изучение колебаний нитяного маятника по предложенным заданиям.

Оборудование: калориметр, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, весы с разновесом.

Подготовиться к физическому диктанту по данной теме

47


Решение задач по теме: «Закон сохранения внутренней энергии»


(отработка практических умений).

Решение парных задач типа 145, 147, 149. Задача. Стальное сверло массой 100 г при работе нагрелось от 20 до 120 0С. Можно ли остудить его до начальной температуры, опустив в воду, масса которой 500 г, а температура 18 0С?


Задача 152.

48


Повторение по теме:«Внутренняя энергия»

(обобщение и систематизация учебного материала).

Просмотр компьютерной презентации опорного конспекта пройденной темы и беседа по ней. Решение задач. Индивидуальная беседа с учителем.

Компьютерная презентация опорного конспекта данной темы.

Повторить определения, формулы и т. д.

49


Контрольная работа по теме: «Внутренняя энергия»

(контроль, оценка и коррекция знаний)

Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Печатный вариант заданий контрольной работы.


Изменение агрегатных состояний вещества (15 часов)

50


Агрегатные состояния вещества.

(изучение нового учебного материала).

Понятие агрегатного состояния вещества. Анализ диаграммы (рис. 77, с. 102). Процессы плавления и кристаллизации вещества (примеры; показать на диаграмме). Процессы парообразования и конденсации (примеры; показать на диаграмме). Процессы сублимации (возгонки) и десублимации (примеры; показать на диаграмме). Подготовка к построению графика агрегатных превращений льда в воду и обратно (наименования осей, масштаб. Наблюдение за процессами нагревания и плавления льда, нагревания, остывания и кристаллизации воды, остывания льда. Понятие о температурах плавления и кристаллизации. Анализ таблицы температур плавления некоторых веществ. Расход энергии при агрегатных превращениях, нагревании, охлаждении.

Демонстрации: опыт по рисунку 78 (с. 103)

§ 37, вопросы к параграфу.

задача 156

51


Плавление и отвердевание кристаллических тел.

(изучение нового учебного материала).



§38, вопросы к параграфу.






52


Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при его кристаллизации

(изучение нового учебного материала).

Удельная теплота плавления, обозначение, физический смысл, наименование единицы. Анализ таблицы удельной теплоты плавления некоторых веществ (с. 106). Формула для нахождения теплоты плавления и кристаллизации. Условия применения формул. Решение задач типа 161, 163.

Бумажный и компьютерный вариант заданий по темам «Агрегатные состояния вещества», «Плавление и отвердевание кристаллических тел».

§ 39, вопросы к параграфу.

задачи 162, 164.

53


Решение задач типа по теме: «Плавление и кристаллизация»

(отработка практических умений).

Решение задач типа 157 (а, б), 158 (а, б), 159 (а) и задание: провести расчеты для m = 1 кг.


задача 166.

54


Повторение по теме: «Агрегатные состояния вещества».

Выполнение компьютерного и печатного варианта теста с выбором ответа по ранее изученной теме. Индивидуальная беседа с учителем.

Компьютерный и печатный вариант теста с выбором ответа по ранее изученной теме.


55


Испарение и конденсация

(изучение нового учебного материала).

Испарение как вид парообразования. Механизм испарения и его энергетическое объяснение. Условия, от которых зависит испарение. Летучие жидкости. Применение легкоиспаряющихся веществ в технике. Психрометр, его устройство и принцип действия. Психрометрическая таблица. Влажность воздуха. Конденсация, выделение энергии при конденсации. Решение задач типа 167, 169, 171.


§ 40, вопросы к параграфу,

задачи 168, 170, 172

56

.

Кипение.

(изучение нового учебного материала).

Наблюдение за процессом кипения. Условия кипения, температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Анализ таблицы температур кипения некоторых веществ (с. 111). Кипение жидкостей при пониженном давлении. Использование различных температур кипения фракций нефти в производстве.

Демонстрация: наблюдение за процессом закипания и кипения воды.

§ 41, вопросы 1-4 к параграфу.

57


Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации

(изучение нового учебного материала).

Условие поддержания кипения (расход энергии). Удельная теплота парообразования: обозначение, физический смысл, наименование, единица измерения. Анализ таблицы удельной теплоты парообразования некоторых веществ (с. 114). Определение теплоты парообразования и теплоты конденсации жидкости, формула определения теплоты конденсации жидкости. Решение задач типа 175, 177.

Демонстрация: опыт по рисунку 84 (с. 114).

§ 42, вопросы к параграфу.

задачи 176, 178.

58


Решение задач по теме: «Парообразование и конденсация»

(отработка практических умений).

Решение задач типа 173, 174, 179, 181.


Задача 182.

59


Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива

(изучение нового учебного материала).

Теплота сгорания топлива, зависимость теплоты сгорания от рода топлива и его массы. Удельная теплота сгорания. Анализ таблицы удельной теплоты сгорания некоторых видов топлива. Формулировка и формула для определения количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива (с. 115). Решение задач типа 183, 185.


§ 43, вопросы к параграфу.

задачи 184, 186.

60


Тепловые двигатели

(изучение нового учебного материала).

Тепловые двигатели как преобразователи внутренней энергии топлива в работу. Виды тепловых двигателей. Понятие КПД теплового двигателя, формула для его расчета. Изобретение паровой машины (исторические сведения). Решение задач типа 189


§ 44, вопросы к параграфу, задача 190.

61


Решение задач по теме: «Тепловые процессы»

(отработка практических умений).

Решение задач типа 187, 189


Задача 190

62


Изобретение автомобиля и паровоза. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС)

(изучение нового учебного материал).

Изобретение самодвижущегося экипажа инженером Ж. Кюньо. Проблемы эксплуатации первых автомобилей. Правила эксплуатации самодвижущихся экипажей. Изобретение паровоза инженером Р. Тревитиком. Проблемы эксплуатации первых паровозов (технические). Изобретение паровоза инженером Дж. Стефенсоном. Экономические и социальные последствия появления паровозов. Электровозы и тепловозы. Изобретение ДВС Э. Ленуаром. Четырехтактные двигатели. Изобретение ДВС Р. Дизелем, его преимущества, КПД. Социальные и экономические последствия изобретения ДВС автомобилей.

Демонстрация: модель паровой машины. Демонстрация: модель двигателя.

§ 45, вопросы к параграфу.§ 46, вопросы к параграфу.

63


Повторение по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

(обобщение и систематизация учебного материала).

Просмотр компьютерной презентации опорного конспекта пройденной темы и беседа по ней. Решение задач. Индивидуальная беседа с учителем.

Компьютерная презентация опорного конспекта данной темы

Повторить определения, формулы и т. д.

64


Контрольная работа по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Печатный вариант заданий контрольной работы

Повторить определения, формулы и т. д.

65


Резервный час.




66


Резервный час.




67


Резервный час.




68


Резервный час.






© 2010-2022