• Преподавателю
  • Физика
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию студентов к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Медетова Гулим Ратбаевна

Атырауский технологический колледж нефти и газа


Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию студентов к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента.

На уроках физики невозможно обойтись без демонстрационного эксперимента, но не всегда материальная база кабинета соответствует требованиям современного кабинета физики. И поэтому здесь на помощь приходит компьютерный эксперимент. Компьютер становиться помощником не только студента, но и преподавателя .

Преимущество работы студента с программным обеспечением состоит в том, что этот вид деятельности стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы студентов. Программы могут быть полезными при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажутся незаменимыми при его отсутствии. Интерактивные опыты можно использовать для демонстрации на уроке. Это позволит решить вопросы, связанные с недостатком лабораторного оборудования, оптимально организовать рабочее время. Также будет эффективным использование интерактивных лабораторных работ при самостоятельной работе студентов. Пособия помогут любознательным студентам просмотреть ход работы в нужном режиме, подробнее остановиться на отдельных этапах опытов. На рынке программного обеспечения для работы преподавателя-предметника предлагается много компьютерных программ, но они не всегда являются поддержкой УМК, по которому работает преподаватель. Программы чаще являются универсальными. И перед преподавателем встает проблема оптимального использования программы в своей работе. Здесь и начинает проявляться творчество и находчивость преподавателя.

Компьютерные модели можно демонстрировать либо через проектор при объяснении нового материала, либо для индивидуальной заботы студентов установив программу в компьютерном классе. Компьютерные модели сопровождаются теоретическим описанием назначения модели, что удобно для организации для самостоятельной работы учащихся.

Перед выполнением лабораторной работы студентам, я сообщала цель и ход работы, но также раздавала письменные указания по выполнению лабораторной работы. Чтобы студент мог выполнять работу поэтапно и в том темпе, в котором ему удобнее работать. В инструкции указывалось название модели и краткое содержание работы. В конце предлагалось ответить на вопросы теста, для проверки усвоения знаний в процессе работы над компьютерной моделью. Использование компьютерных моделей позволяет разнообразить и оживить уроки физики. Например, модель «Ядерный реактор» познакомит студентов с принципом действия ядерного реактора и наглядно покажет его работу. Творческие и исследовательские задания повышают заинтересованность студентов в изучении физики и являются средством мотивации студентов. Компьютерные модели позволяют студентам изменять начальные условия модели, и это дает возможность для широкого использования моделей в исследовательской и проектной деятельности студентов. Интерактивность моделей открывает перед образовательным процессом большие познавательные возможности, делая студентов не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.

Студенты на уроках с удовольствием работают с компьютером, данная программа удобна в использовании, инструкции даны в доступной форме и в поэтапном изложении, есть возможность вернуться к началу работы и повторить эксперимент для лучшего усвоения материала. Лабораторные работы дополняют новый материал, эти работы можно использовать для изучения нового материала и для его закрепления.

Например, при изучении темы «Свободные механические колебания» детям было предложено (предварительно разделившись на группы) поработать с лабораторной работой ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

«Изучение колебаний математического и пружинного маятников», чтобы они самостоятельно сделали вывод о зависимости периода и частоты колебаний для математического маятника: от длины нити; и для пружинного маятника: от массы груза и жесткости пружины. Студенты выступили в роли исследователей. Урок прошел более успешно, студенты активно «поглощали» полученные самостоятельно знания.

Следует отметить, что обычные лабораторный работы по физике также проводятся, а компьютер применяется тогда, когда традиционные методы получения учебной информации или не эффективны, или невозможны.

Применяя систематически компьютер на уроке физики, студент имеет возможность использовать свои навыки и умения работы с компьютером для изучения реальных объектов и явлений. Компьютер становится привычным средством для получения новой информации - знаний по теме урока, а также средством для проведения измерений и исследований.

При использовании интерактивных виртуальных лабораторий можно многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям в удобное время. К тому же, в компьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспериментов. Данный вид эксперимента реализуется с помощью компьютерной модели того или иного закона, явления, процесса и т.д.

Студентам также трудно представить некоторые явления макромира и микромира, так как отдельные явления, изучаемые в курсе физики невозможно наблюдать в реальной жизни и, тем более, воспроизвести экспериментальным путем в физической лаборатории, например, явления атомной и ядерной физики и т.д. В большинстве интерактивных моделей предусмотрены варианты изменений в широких пределах начальных параметров и условий опытов, варьирования их временного масштаба, а также моделирования ситуаций, недоступных в реальных экспериментах.

Применения информационных технологий в процессе обучения позволяет выделить две группы планируемых образовательных результатов:

Относительно студентов:

· студентам предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов;

· задается индивидуальный темп обучения для каждого студента, появляется возможность повторения эксперимента в неурочное время;

· появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях лаборатории колледжа;

· студенты приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства;

· студенты получают навыки работы с электронными ресурсами.

Относительно преподавателя:

· у преподавателя высвобождается время для индивидуальной работы со студентами (особенно с отстающими);

· появляется возможность проведения быстрой индивидуальной диагностики результатов процесса обучения.

Однако следует заметить, что компьютер в обучении не заменяет преподавателя, как об этом иногда говорится и что приводит к отрицательному отношению к процессу компьютеризации образования, а является его помощником. Аналогично - компьютерный учебник не заменяет обычный, традиционный учебник, а дополняет его.

Колледж будущего - это колледж «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым студентом самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты - это шаг к повышению качества обучения студентов и в конечном итоге к воспитанию новой личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Интерактивных лабораторных работ по физике (ресурсы):

gomulina.orc.ru/index1.html каталог ресурсов по физике

openclass.ru/weblinks/25497 каталог ресурсов по физике

school-collection.edu.ru в поисковой строке задать ИНТЕРАВКИВНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ, скачать лаб. работы 7-11 класс

soft-info.ru/downloads/1233668257

all-fizika.com/



© 2010-2022