Конспект интегрированного урока Строение атома

 Цели и задачи:                                                                                                                                             -введение новых понятий и терминов; -построение хронологической последовательности в истории открытия построения атома; -создать предпосылки развития научного мировоззрения; -определение, обоснование взаимосвязи, существующей в основе мироздания:   вещество - молекула - атом - электроны                                               -ядро - ... Методы и методические приемы: -индивидуальная работа  ( сообщения учащихся ); -работа с календарем,  отражающем  хронологическую последовательность; -работа с магнитной доской; -демонстрационный эксперимент; -фронтальная беседа.   Форма проведения: -листая календарь, осуществить  путешествие во времени с целью построения хронологической последовательности.        
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Жилинская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

Воронежской области.



Строение атома.

Интегрированный урок для 9 класса.



Выполнила:

Петряева Ольга Ивановна,

учитель химии.

Кочергина Эмма Ивановна,

учитель физики

«Не существует ничего, кроме атомов.» Демокрит.

Цели и задачи:

-введение новых понятий и терминов;

-построение хронологической последовательности в истории открытия построения атома;

-создать предпосылки развития научного мировоззрения;

-определение, обоснование взаимосвязи, существующей в основе мироздания:

вещество - молекула - атом - электроны

-ядро - протоны

-нейтроны.

-способствовать возникновению адекватного отражения в сознании учащихся научной картины мира.

Методы и методические приемы:

-индивидуальная работа ( сообщения учащихся );

-работа с календарем, отражающем хронологическую последовательность;

-работа с магнитной доской;

-демонстрационный эксперимент;

-фронтальная беседа.

Форма проведения:

-листая календарь, осуществить путешествие во времени с целью построения хронологической последовательности.

Ход урока.

Уч. физики. - Здравствуйте!

Уч. химии - Мы приветствуем вас!

Уч. физики - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он тесно вплетает в себя материал предметов физики и химии.

Уч. химии - Цель нашего урока, используя необычный календарь дат, построить хронологическую последовательность в истории открытия строения атома.

Уч. физики - Эпиграфом к нему будут служить слова древнегреческого ученого Демокрита: « Не существует ничего кроме атомов!»

Уч. химии - Откроем тетради. Они нам понадобятся для того, чтобы записывать каждую дату, каждый шаг, приближавший нас к открытию.

Уч физики - Итак, обратимся к нашему календарю. На нем дата 500-440 лет до н. э.

И портрет древнегреческого ученого Левкипа, который около 2,5 тысяч лет назад выдвинул идею существования атомов. ( Снимает лист календаря с портретом Левкипа, прикрепляет его на доску.)

1 уч-ся - Идея получила развитие в трудах ученика Левкипа Демокрита, который считал, что не существует ничего кроме атомов и пустоты, а вещества отличаются числом и формой атомов. Атом считался самой маленькой, простейшей и неделимой частицей.

Уч. физики - Кирпичиком мироздания.

( Уч-ся снимает лист календаря, прикрепляет его на доску.)

Уч. химии - Основные мысли учения Демокрита были изложены римским поэтом и философом Титом Лукрецием Каром.

Уч. физики - В классической поэме «О природе вещей». Продекламируем отрывок.

1 уч-ся - Выслушай то, что скажу,

И ты сам несомненно признаешь,

Что существуют тела, которых мы видеть не можем.

2 уч-ся - Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,

Рушит громады судов и небесные тучи разносит.

3 уч-ся - Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,

Мощные валит стволы, неприступные горные выси.

4 уч-ся - Лес низвергая, трясет порывисто: так налетая

Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.

Стало быть, ветры тела, но только незримые нами.

5 уч-ся - Далее, запахи мы обоняем различного рода,

Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.

6 уч-ся - Так же палящей жары иль холода нам не приметить

Зреньем своим никогда, да и звук увидать не возможно

7 уч-ся - Но это все обладает, однако, телесной природой

. Если способно оно приводить наши чувства в движенье:

Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может

8 уч-ся - И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;

Видеть, однако нельзя, как влага на нем оседает.

9 уч-ся - Да и не видно того, как она исчезает от зноя

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что не доступны они совершенно для нашего глаза.

Уч. химии - Однако путь до экспериментального подтверждения лежал через века.

Уч. физики - Первый импульс дали работы выдающегося ученого-физика только лишь во второй половине 19 века.

2 уч-ся - Английский ученый Майкл Фарадей открыл в 1834 году законы электролиза. Обнаруженные им законы были свидетельством дискретности электрического заряда. Он ввел понятия: « электролиз», « электроды». ( Снимает лист календаря и вешает его на доску.)

Уч. химии - Дайте определение понятию « электролиз» , используя слова и словосочетания : явление, разложение, химический, соединение, под действием,

Электрический ток. ( Слова написаны на обратной стороне доски.)

Уч. физики - Открытие понятия, сформулированного нами, позволило предположить существование частицы, являющейся носителем заряда.

Уч. химии - Перед нами дата 1869 год и портрет Д.И.Менделеева.

3уч-ся - Русский гений Д.И.Менделеев сформулировал один из фундаментальных законов химии - периодический закон химических элементов. ( Снимает лист календаря и вешает его на доску.)

Уч. химии - Вспомним, как он читается.

Уч. химии - Открытию закона Д.И.Менделеева, этому важному факту посвящено не одно литературное произведение. Послушаем стихотворение «Читая, Менделеева .»

4 уч-ся - читает стихотворение.

Уч. химии - Д.И.Менделеев задолго до открытия строения атома предвидел его делимость: « Легко предположить, но ныне пока нет возможности доказать, что атомы - сложные существа, образованные сложением еще меньших частиц. Найденная мною периодическая зависимость подтверждает такое предчувствие.»

Уч. физики - Предчувствие Д.И.Менделеева сбылось после открытия 1897 года. Посмотрим, кто его автор.

5 уч-ся - Открытие принадлежит Джозефу Джону Томсону, английскому физику, который, исследуя свойства катодных лучей, обнаружил, что они представляют собой поток отрицательно заряженных частиц, которые он назвал электронами.

Студенты Кембриджа называли своего профессора человеком, расколовшим атом.

( Снимает портрет и помещает на доску.)

Уч. физики - Им предложена первая модель строения атома. Чтобы образно ее представить, посмотрим на эту булочку. Разрезав ее, видим внутри изюм. (Демонстрирует, разрезанную булочку с изюмом.)

Томсон считал, что роль изюма в атоме играют электроны, отрицательно заряженные электроны, которые распределены по всему объему атома. Положительный заряд подобен тесту в кексе.

( Вывешивает на доску табличку с термином электрон)

Уч. химии - Листаем дальше календарь . Год 1909.

6 уч-ся - Американский физик Роберт Милликен и русский физик Абрам Федорович Иоффе независимо друг от друга определили заряд и массу электрона.

( Снимает лист календаря и вывешивает его на доску.)

Уч. химии - Попытаемся представить, как мала масса электрона. У вас на столах стоят гирьки массой 1 грамм. Возьмите каждый гирьку. Легкая? А электрон имеет массу 0,000000000000000000000000091 грамм.

( Учитель помещает карточку с записью массы электрона на доску под карточкой со словом электрон.)

Уч. физики - А на календаре дата 1898 год.

7 уч-ся - 12 апреля 1898 года на заседании Парижской академии наук было сделано сообщение Марией Склодовской - Кюри об испускании особых лучей ураном.

Она предложила назвать это явление радиоактивностью. ( Снимает лист календаря и вывешивает на доску.)

Уч. химии - Дата следующего открытия май 1911 год.

8 уч-ся - Эрнест Резерфорд на основе сложных экспериментов открыл протон. Вывел зависимость между протоном и электроном. Заряды частиц равны, протон положителен, электрон отрицателен. ( Снимает лист календаря и вывешивает его на доску.)

Уч. физики ( Вывешивает карточку со словом «протон» и карточки с массами и зарядами протона и электрона)

- Резерфорд предложил планетарную модель строения атома. В центре ядро, состоящее из протонов, в нем заключен весь положительный заряд. Вокруг ядра движутся электроны. ( На магнитной доске размещаются магниты с обозначением протона и электрона.)

- Данная модель названа планетарной.

( Вывешивает на доску лист со схемой движения планет вокруг солнца.)

- Что играет роль Солнца в модели Резерфорда ? А роль планет ?

Уч. химии - Да, атом сложное образование. Вспомним, как мы давали определение химическому элементу.

9 уч-ся - Английский физик Генри Мозли установил связь заряда атома и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

( Снимает лист календаря и вывешивает его на доску.)

Уч. химии - Так как в центре атома имеется положительно заряженное ядро, заряд ядра по Мозли численно совпадает с порядковым номером элемента. Атом в целом нейтрален, следовательно число электронов, движущихся вокруг ядра атома, должно быть равно порядковому номеру элемента. Обратимся к периодической таблице: элемент калий.

( Учащиеся отвечают: порядковый номер 19, следовательно заряд ядра + 19, электронов 19)

( Аналогично разбирается хлор и кислород.)

Уч. физики - Дата на календаре 1932 год.

2 уч-ся - В 1932 году Джеймс Чедвик открыл нейтрон, частицу, находящуюся в ядре, но не имеющую заряда.

( Снимает лист календаря и вывешивает на доску.)

Уч. физики ( Дополняет строение ядра на магнитной доске, вывешивает табличку « нейтрон» )

Уч. химии - (Дает понятие изотопов.)

Уч. физики - На основе титанического труда многих ученых удалось установить строение атома.

( На доске собирается цепочка из табличек.)

Атом - электроны

- ядро - протоны

- нейтроны

Уч. химии - (Достраивает цепочку)

- Атомы, определенным образом сочетаясь, дают нам молекулы, молекулы лежат в основе веществ.

Вещество - молекула- атом- ………….

Уч. физики - Мир сложен. Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных и смелых догадок.

Уч. химии - Как чудо природы является гений

И в хаосе этом находит порядок.




© 2010-2022