Разработка урока для 9 класса по физике Явление электромагнитной индукции

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме : « Явление электромагнитной индукции».

Цели урока :

Образовательная: подвести учащихся к пониманию явления электромагнитной индукции; сформировать понятие индукционного тока, установить связь физической теории и эксперимента.

Развивающая : развивать умения выдвигать , обосновывать и проверять гипотезы, развивать у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом.

Воспитательные: формирование умения отстаивать свою точку зрения, умение учащихся прислушиваться к мнению друг друга. На примере биографии М. Фарадея показать роль ученого в развитии науки.

Оборудование: портрет ученого М. Фарадея; источник питания, 2 катушки, сердечник, ключ, реостат, соединительные провода, магнит полосовой - 2 шт., гальванометр.

Ход урока.

Э П И Г Р А Ф: « Превратить магнетизм в электричество»

Майкл Фарадей.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня очень необычный урок и для меня и для вас. Но я надеюсь, что наше сотрудничество принесет пользу и мне и вам.

Мы знаем, что физика- наука о природе.

Вспомним слова Ф.И. Тютчева:

« Не, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.»

Да, у природы свой язык, и мы должны его понимать. На каждом уроке физики, при изучении любого явления мы учимся этому языку.

Путь познания природы таков:

ОРазработка урока для 9 класса по физике Явление электромагнитной индукцииРазработка урока для 9 класса по физике Явление электромагнитной индукцииРазработка урока для 9 класса по физике Явление электромагнитной индукцииткрытие исследование объяснение применение

Вот по этому принципу мы сегодня и проведем урок по теме : « Явление электромагнитной индукции.»

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Тема: « Явление электромагнитной индукции.»

Сегодня мы выясним в чем заключается явление электромагнитной индукции, исследуем явление и объясним его.


  1. Мотивация. ( подготовка к восприятию нового).

Каждый из вас наблюдал, как в конце лета, в начале осени многие птицы улетают в теплые края. Перелетные птицы преодолевают огромные расстояния, а весной возвращаются обратно.

Ученые считают, что птицы ориентируются по магнитному полю Земли.

Вопросы:

  • Ребята, а что такое магнитное поле?

  • Когда образуется магнитное поле?

  • Как графически изобразить магнитное поле?

  • Что вы знаете о магнитных линиях?

  • От чего зависит направление магнитных линий?

  • Как называется величина, характеризующая магнитное поле?

  • Как называется физическая величина, которая характеризует число магнитных линий?

  • Что называют электрическим током в металлах?


  1. Изучение нового материала.

« Превратить магнетизм в электричество»- так записал в своем дневнике в 1822 году Майкл Фарадей . Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею для решения этой задачи.

Посмотрите в учебник на стр. . Перед вами портрет ученого и годы жизни.

МРазработка урока для 9 класса по физике Явление электромагнитной индукцииайкл Фарадей родился в окрестностях Лондона (Англия), в семье кузнеца. сначала он работал продавцом в книжной лавке, а в 1813г. он устроился лаборантом в Королевский институт в Лондоне. В1833г. Фарадей стал профессором этого же института. Майкла Фарадея очень интересовала взаимосвязь между электричеством и магнетизмом. Фарадей построил первую динамо-машину. Эти открытия имели далеко идущие последствия. Работы Фарадея привел к созданию электромотора и к разработке крупных электрогенераторов, которые позволяли создать широкую сеть.

Вернемся к нашему вопросу. Почему этот вопрос возник? В 1820 году Эрстед установил связь между электрическим током и магнитной стрелкой. Вокруг любого проводника с током образуется магнитное поле. А не может ли быть наоборот, т.е. нельзя ли с помощью магнита получить электрический ток. Чтобы повторить опыты Фарадея нужны достаточно простые приборы: на демонстрационном столе перед вами : гальванометр, соединительные провода, магнит, катушка.

Для чего используют гальванометр?

Что произойдет, если внести в катушку магнит?

Версии. Демонстрация.

Обратите внимание на то, как отклоняется стрелка гальванометра при внесении магнита и удалении.

Что произойдет, если поменять полюс магнита?

Версии. Демонстрация явления.

Стрелка отклоняется . О чем это свидетельствует? О наличие тока. Т.е, если внести магнит или вынести, то образуется электрический ток? Да. Источника нет, а ток есть? В чем причина появления тока? Кто-то должен вспомнить задачу Фарадея превратить магнетизм в электрический ток. Задачу выполнили: имея магнит, получили ток, который называют индукционным током.

А как, вы думаете , а если двигать не магнит , а катушку- появиться электрический ток?

Версия. Демонстрация.

Т.е не важно, что движется- магнит или катушка.

Давайте посмотрим, что будет происходить, если внести быстро магнит и медленно.

Учащиеся делают вывод: Если быстро, то величина тока больше, чем когда вносим медленно.

Если увеличить действие магнитного поля, увеличится величина тока?

Версия. Демонстрация. Вывод: при увеличении силы магнитного поля увеличивается величина индукционного тока.

Повторим: причина появления индукционного тока: движение магнита и катушки относительно друг друга.

Я хочу показать вам случаи получения индукционного тока.

На демонстрационном столе : две катушки надеты на один сердечник. Она катушка соединена с гальванометром, а другая с ключом, реостатом, источником тока. Для чего нужен реостат?

При замыкании цепи, гальванометр показывает наличие тока в катушке не соединенной с источником тока.

Ток появляется при замыкании и размыкании цепи, при движении катушек друг относительно друга.

Рассмотрим рис 127.

Вопросы по рисунку:

  • Что изображено?

  • Как получили индукционный ток?

  • Важно ли, что вращается?

Причины появления индукционного тока:

  1. движение магнита и катушки относительно друг друга.

  2. при замыкании и размыкании цепи

  3. изменение ориентации контура.

Электрический ток получили, исследовали, но не объяснили.

А, теперь объяснение.

Вокруг магнита существует магнитное поле, которое характеризуется числом магнитных линий . При внесении магнита в катушку, у катушки меняется число магнитных линий, т.е. меняется магнитный поток. Во всех примерах менялся магнитный поток. Что же является причиной появления индукционного тока? Изменение магнитного потока .Вот именно. При изменении магнитного потока создается индукционный - это и есть явление электромагнитной индукции.

Работа с учебником. Стр. 163. определение.

Явление электромагнитной индукции считается самым замечательным научным достижением. И является началом бурного развития радиотехники и электротехники.


  1. Закрепление.

Что же мы сегодня изучили.? Явление. Явление электромагнитной индукции. В чем оно заключается? В появлении индукционного тока. Когда он появляется? Когда меняется магнитный поток.

Итак, магнетизм превратили в электричество.

Стр. 164. Упр. 39 (1)

Обсуждение ответа на вопрос.


  1. Подведение итогов.

Мы изучили явление э/м индукции . На следующем уроке вы рассмотрите, где оно применяется.

Чтобы понять, насколько интерес и полезен материал, который мы изучили на уроке, выполните задание в бланке.

Задание:

Оцените сегодняшний урок: 0- нет, 1-да.

  • Вам было интересно на уроке?____

  • Вы узнали что-то новое на уроке?____

  • Был ли доступен изучавшийся материал?___

  • Вы его поняли?___

  • Готовы ли вы работать над материалом на следующем уроке?___

Количество баллов.______

Поднимите руки у кого получилось 5 баллов?

Очень хорошо. Я надеюсь, что урок понравился всем.


  1. Домашнее задание.

§ 49, упражнение 39 (г) - устно.

Подготовить сообщение на тему : « Майкл Фарадей», « Применение э/м индукции»


  1. Оценки.

Обязательно прокомментировать работу учащихся на уроке.

Сегодня праздник всех влюбленных . Желаю встретить на своем жизненном пути свою вторую половинку. И хочу подарить вам символ этого праздника - валентинку.

Раздать валентинки.

Урок окончен. Спасибо за урок. Всего доброго.









Задание:

Оцените сегодняшний урок: 0- нет, 1-да.

  • Вам было интересно на уроке?____

  • Вы узнали что-то новое на уроке?____

  • Был ли доступен изучавшийся материал?___

  • Вы его поняли?___

  • Готовы ли вы работать над материалом на следующем уроке?___

Количество баллов.______





© 2010-2022