- Преподавателю
- Физика
- План-конспект урока Архимедова сила
План-конспект урока Архимедова сила
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михеева Л.Н. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока «Архимедова сила»
Цель урока: Учащиеся знают причину возникновения архимедовой силы»
Задачи урока:
1. Учащиеся знают определение давления столба жидкости.
2. Учащиеся рассчитывают равнодействующую сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.
3. Учащиеся выводят математическую формулу архимедовой силы.
4. Учащиеся анализируют варианты опытной проверки закона Архимеда.
5. Учащиеся применяют формулу определения архимедовой силы к решению качественных и расчетных задач.
Ход урока:
Учитель: Содержание сегодняшнего урока поможет понять почему одни тела плавают на поверхности, а другие тонут, почему возможно плавание судов, воздушных шаров и дирижаблей. Погружаю мяч в воду, он выпрыгивает.
Учитель: Почему мяч всплыл на поверхность воды
Ученик: Подействовала выталкивающая сила
Учитель: О выталкивающей силе знали все, а вот чему она равна догадался один- Архимед. И в честь его «Архимедовой» силой назвали выталкивающую силу.
Цель нашего урока: Знать причину возникновения архимедовой силы.
Рассмотрим опыт: опускаю в воду параллелепипед, он тонет.
Учитель: Действует ли архимедова сила?
Ученик: Нет.
Учитель: Прикрепим параллелепипед к динамометру и опускаем в воду. Показания динамометра уменьшились. Почему?
Ученик: Действует выталкивающая сила
Учитель: Верно. Как направлена эта сила?
Ученик: Сила направлена вверх.
Учитель: Значит , на все тела погруженные в жидкость действует архимедова сила, и на те, что тонут, и на те, что плавают на поверхности.
Учитель: Что мы знаем о давлении жидкости на одной и той же глубине?
Ученик: Оно одинаково по всем направлениям.
Учитель: Верно, обратимся к чертежу . Учебник . Рисунок учащиеся делают в тетрадь, указывая все силы, действующие на параллелепипед.
-
F1
-
F3 F4
F2
-
Силы, с которыми действует вода на боковые грани равны, но направлены навстречу друг другу. Они сжимают брусок.
Теперь сравним давление на верхнюю и нижнюю грани бруска.
Ученик 1:На верхнюю грань действует сила F1 давлением р1.
Ученик 2: На нижнюю грань действует сила F2 давлением р2.
Учитель: Какая из них большая?
Ученик: F2>F1, Следовательно равнодействующая (выталкивающая) сила направлена вверх .
Учитель: Сделаем вывод формулы архимедовой силы.
Три ученика идут к доске . Первый делает вывод формулы силы F1, второй- силы F2, третий делает математический расчет архимедовой силы.
1 ученик
2 ученик
3 ученик
Р1=...
F1=...
Р2=...
F2=...
FА=R=F2-F1=...
Учащиеся записывают формулу архимедовой силы, единиц измерения каждой физической величины.
Учитель вызывает сильного ученика к доске, который решает задачу.
Объем куска железа 1 дм кубический. Какая выталкивающая сила будет на него действовать при полном погружении в воду. Плотность воды 1000кг/метр кубический.
Решение обсуждается с учащимися. Делается вывод , от каких величин зависит архимедова сила, как определить объем тела, плотность жидкости, в которую погружено тело.
Учитель:Проанализируем варианты опытной проверки архимедовой силы.
На столе: динамометр, два сосуда, в одном находится вода ,а в другом- спирт. Два тела равной массы,но разного объема и два тела равного объема . Но разной массы.
Ученик 1. Погружает в спирт и в воду 2 тела одинакового объема. Делает вывод , что на тело погруженное в воду действует большая архимедова сила, так как плотность воды больше плотности спирта.
Ученик 2. Погружает 2 тела разного объема, но равной массы. Вывод: объем больше- архимедова сила больше.
В конце урока дается контрольный срез на 2 варианта (3 уровня сложности).
1 ВАРИАНТ
А) Чему равна архимедова сила действующая на тело объемом 0,01 метр кубический погруженного в масло?
Б) Одинаковы ли выталкивающие силы , действующие в воде на брусок из меди и на железный предмет такого же объема?
В) Одинаковы ли выталкивающие силы действующие на бруски в воде, если их объемы равны?
Вода V2
V1
2 ВАРИАНТ
А) На тело объемом 0,001м кубический действует при погружении в жидкость выталкивающая сила 10 Н. Какая это жидкость?
Б) В воду опущен медный кубик массой 10 грамм и тонкая медная пластина массой 10 грамм. Одинаковы ли выталкивающие силы в обоих случаях?
В) Одинаковы ли выталкивающие силы, если объем первого тела меньше объема второго тела?
-
V1 Вода
-
V2