Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас»

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жомартова Эльмира Жакашевна Портфолио учителя Мастер класс

Средняя школа-гимназия №14 Уровень 2

Город Талдыкорган 26.11.2015года

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».26.11.2015г.

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер - классе по теме: «Исследовательская беседа как средство повышения учебной мотивации при изучении физики?».

А перед тем как начать мастер-класс, уважаемые коллеги, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест - бабочек. Возьмите ту бабочку, цвет которой Вам наиболее импонирует и поднимите её так, чтобы её было хорошо видно. А теперь попробуем оценить состояние всей группы. Цвет каких бабочек преобладает? (ответы участников).

Кто скажет, какова моя цель сегодня? (ответы участников ).

А ваша цель? (ответы участников )

А сейчас свою бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну легенду.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?"

А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу".

Мудрец, подумав, ответил:

- как вы считаете, что ответил мудрец?

"Всё в твоих руках". Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, красивым, нужным, а главное - успешным.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Цель мастер - класса: повысить мотивацию коллег к овладению методам и средствам исследовательской беседы как средство повышения учебной мотивации при изучении предмета

Предмет исследования:

Исследовательская беседа школьников и повышение учебной мотивации при изучении физики в результате уроков.

Объект исследования:

Исследовательская беседа учащихся в процессе преподавания физики; в урочное и внеурочное время

Принципы:

  • интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости по физике

  • непрерывность - процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

  • межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Формы организации исследовательской беседы:

  • Коллективные формы деятельности

  • Творческие группы

  • Конференции

  • Экскурсии

  • Индивидуальная исследовательская деятельность

Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, напротив - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направ лениях и на этой основе обеспечивают динамику обучения ученика.

Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Автор различает три типа беседы, в которые, зачастую, вовлечены обучающиеся субъекты:

• беседа-дебаты;

• кумулятивная беседа;

• исследовательская беседа.

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую беседу.


Исследовательская беседа, в которой:

1) Каждый предлагает корректную информацию.

2) Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию.

3) Участники задают друг другу вопросы.

4) Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование является основой беседы.

5) Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).

Мерсер утверждает, что самыми продуктивными дискуссиями, с точки зрения их содействия формированию коллективного понимания, как правило, являются те, которые основаны на высоком уровне исследовательской беседы.

Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо совершенствовать учителям.

Сейчас мы с Вами на практике проведем работу для этого мы создадим группы по принципу. (цилиндр , термометр) Почему я так сделала?

Люди одного круга мышления выбирают одни и те же тела.



Задание группам:

Эксперимент № 1 Цель: выяснить зависимость количества теплоты, переданного веществу от изменения его температуры.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Эксперимент № 3 Цель - выяснить зависит ли количества теплоты, переданное веществу от его рода Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Что помогло Вам достичь желаемого в данной ситуации?

Что было трудным для Вас?

Каких навыков Вам не хватало?

А теперь давайте посмотрим как учащиеся справляются с этим заданием?

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Вовлечение учеников в исследовательскую беседу, как правило, реализуется в условиях работы в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, формируют совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики мыслят совместно. В процессе вовлечения в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух, формируют гипотезы и рассуждают.

Критерии оценки исследовательской беседы


Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Анализ средств и методов, способствующих повышению уровня мотивации.

Личностно-ориентированный и разно-уровневый подход на занятиях физики. Урок в «Оn-Line режиме»



Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

На уроках я применяю личностно - ориентированный подход. Конечно, данный подход наиболее применим во время занятий когда все учащиеся делятся на группы по уровню знаний изучаемой темы. Каждой группе или выдаются карточки с заданием, либо карточки с разно-уровневым заданием. Такой подход является действенным методом активизации и мотивации так как позволяет, с одной стороны, не сдерживать активность сильных учеников, а с другой - не подавлять активность слабых чрезмерными для них требованиями. В результате такого подхода всем ученикам независимо от их уровня знаний обеспечивается перспектива роста и успеха.

Разработка и внедрение индивидуальных комплексов домашнего задания.

Одной из составляющих системы коррекции является домашнее задание для учащихся. Поэтому я разработала несколько заданий для развития получали напечатанные домашние задания индивидуально. Выполнение домашнего задания проверялось тестированием каждой четверти. В результате такого подхода, учащиеся класса, которые в течение года целенаправленно и самостоятельно занимались имели хороший в результатах тестирования. Таким образом, этот метод себя вполне оправдал. В данное время, я практикую устное домашнее задание всем учащимся и поочередно выдаю карточки с заданием, которое имеет не только практическую часть, но и теоретическую.

Мониторинг результатов

Рассмотрим, каким образом использование исследовательской беседы повлияло на успеваемость в целом и на успеваемость по физики в частности.

В экспериментальном классе после проведения экспериментальной работы снизилось количество учащихся, имеющих тройки.

Полученные результаты говорят о том, что разработанная программа по развитию навыков развития исследовательской беседы учащихся действительно способствует повышению успеваемости и повышает интерес к предмету.

Для отслеживания результатов собственной педагогической деятельности я провожу мониторинг по параллелям класса:





Анализ результатов участия в городских соревнованиях.

Высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности необходим для достижения успеха в учебе и в общей успешности деятельности школьника. Это подтверждает, что школьники, занимающиеся исследовательской деятельностью, принимают активное участие в различных научно-практических конференциях на различных уровнях. Учащиеся становятся победителями: в проектах исследовательских и творческих работ «Дарын» и «МАН» а также положительная динамика наблюдается и при анализе результатов участия в городских соревнованиях:

1. Түрғанбекұлы Азамат «Компьютерная физика-2014» Международный турнир диплом III степени и сертификат;

2. 2014 г. Тулегенова Маржан и Амангельдина Асель в городском проекте МАН диплом I степени;

3. 2014 г. Тулегенова Маржан в проете «Дарын» диплом III степени;

4. Тұраров Райымбек городская олимпиада диплом II степени.




Семинар-практикум в режиме Оn-Line в г.Баканас

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Уровень мотивации учащихся растет. Это подтверждается результатами бесед с учащимися. (Приложение 1). Мнение учеников позволило выявить причины недостаточной мотивации и скорректировать методы дальнейшей работы для улучшения уровня мотивации.Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

"Рефлексивная мишень"

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор - оценка содержания; 2-й сектор - оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор - оценка деятельности педагога; 4-й сектор - оценка своей деятельности

4. оценка своей деятельности



1.оценка содержания













3. оценка деятельности педагога



























2. оценка формы, методов взаимодействия

Исследовательская работа как средство повышения учебной мотивации при изучении физики

Программа " Исследовательская беседа как средство повышения учебной мотивации при изучении физики " предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской беседой и проектной деятельностью. Она направлена:

  • на осознание целей учебно-исследовательской деятельности; умения поставить цель и организовать ее достижение;

  • на развитие творческих качеств, гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью;

  • на использование исторических задач, задач краеведческого характера; способов их решения

  • умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию;

  • выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи

Задачи:

  • приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • выявление образовательного запроса школьников старшего и среднего звена, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  • разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  • подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;

Гипотеза:

Повышение качества обученности школьников в результате исследовательской беседы возможно при соблюдении следующих условий:

  • исследовательская беседа учащихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

  • учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

  • исследовательская беседа должна строиться исключительно на добровольной основе;

  • занятость исследовательской беседы должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени школьника

Цель:

  • развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Срок действия программы: 2014-2017 гг

Этапы реализации программы

1 этап: 2014-2015 учебный год - подготовительный .

Цель: создание предпосылок исследовательской деятельности на базе 8-9-х классов СШГ №14 г. Талдыкорган апробация на уровне ОУ.

Задачи:

  1. Стартовая диагностика учащихся и родителей

  2. Обучение учащихся элементам исследовательской деятельности (Приложение №1)

  3. Формирование научно-практической базы

  4. Создание материально - технических условий организации исследовательской деятельности учащихся



2 этап: 2015-2016 учебные годы - творческий

Цель: Формирование исследовательской среды в ОУ при изучении предмета физики; межпредметная интеграция исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах проектно - исследовательской деятельности учащихся.

  2. Вовлечение в работу педагогов, преподающих предметы естественно - математического цикла

  3. Расширение форм, уровней и методов представления детских исследовательских проектов посредством межпрежметной интеграции

3 этап: 2016-2017учебный год - развивающий

Цель: Переход системы исследовательской деятельности учащихся в режим функционирования

Задачи:

  1. Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся на уровне ОУ

  2. Отработка системы мониторинга уровня готовности учащихся школы к проектно- исследовательской деятельности.

  3. Мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения физики в ОУ



Деятельность по реализации программы

Этап

Мероприятие

2014-2015учебный год

  1. Изучение нормативно- правовой базы;

  2. Подготовка условий для формирования системы навыков исследовательской деятельности школьников;

  3. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности

  4. Формирование познавательного интереса

  5. Анализ материально - технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской деятельности;

  6. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности

  7. Определения формы и места представления детских работ

  1. Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся 8-9-х классов в физике (анкетирование детей и родителей; проведение диагностических работ на уроках физике; индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих повышенный интерес к изучению отдельных тем физике);

  2. Составление списков учащихся, способных к исследовательской деятельности;

  3. Экскурсия на РЭС; в акумуляторный завод.

  4. Представление работ на МАН и Дарын;

2015 - 2016 учебный год

  1. Анализ работы за прошедший учебный год;

  2. Выявление и развитие у вновь прибывших детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности;

  3. Совершенствование навыков исследовательской деятельности

  4. Творческое развитие учащихся

  5. Индивидуальная и дифференцированная работа со способными детьми.

  6. Осуществить педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требования изученных интересов детей

  7. Обеспечить наличие комплекта информационно - методических материалов

  1. Диагностика склонностей учащихся 8-10 классов к исследовательской деятельности;

  2. Отработка тем программного материала по физике 7-10 классов, при изучении которых можно вовлечь большее количество учащихся в исследовательскую деятельность путём межпредметной интеграции.

  3. Определение творческих групп;

  4. Планирование индивидуальной работы с учащимися среднего звена

  5. Составление графика работы в текущем учебном году;

  6. Составление тематики исследований на новый учебный год;

  7. "Умники и умницы" - интеллектуальная игра для членов исследовательской группы в рамках надели математики и физики в школе.

  8. Участие в предметных олимпиадах школьного и городского уровня ;

  9. Составление презентаций по результатам исследований; формирование навыков оформления исследовательских работ.

  10. Представление работ на МАН.

  11. Размещение индивидуальных работ в Республиканском журнале МИФ. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"

2016 - 2017учебный год

  1. Анализ работы за прошедший учебный год;

  2. Выявление и развитие у вновь прибывших детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности.

  3. Совершенствование навыков исследовательской деятельности

  4. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся

  5. Формирование исследовательских навыков

  6. Развитие информационной культуры учащихся

  7. Вовлечение в работу педагогов, преподающих предметы естественно - математического цикла; гуманитарного цикла

  8. Мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся 7-8 -11 классов на качество обучения по физике в ОУ и результаты предметных олимпиад

  1. Составление и корректировка ИП для учащихся среднего звена

  2. Определение тем для исследований с учащимися 7-8 классов

  3. Участие в предметных олимпиадах школьного и городского уровня

  4. Участие исследовательских групп учащихся в межпреметном тестировании на уровне международном.

  5. Размещение индивидуальных и групповых работ учащихся на сайте Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио"


Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  • Активизация интереса к знаниям;

  • Развитие представлений о межпредметных связях;

  • Установка на престижность знаний;

  • Развитие коммуникативной направленности;

  • Развитие научного мышления;

  • Развитие творческого подхода к собственной деятельности;

  • Освоение новых информационных технологий

Учебно-исследовательская деятельность - это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.



© 2010-2022