- Преподавателю
- Физика
- Решение задач на расчет величин, характеризующих тепловые явления при теплопередаче. (Приложение 1 к творческому отчету)
Решение задач на расчет величин, характеризующих тепловые явления при теплопередаче. (Приложение 1 к творческому отчету)
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Томилина О.А. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАСЧЕТ ВЕЛИЧИН, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
ПРИ ТЕПЛОПЕРЕДАЧЕ»
Цель - совершенствование умения решать задачи на расчет величин, характеризующих нагревание и охлаждение, изменение агрегатного состояния тел при теплопередаче.
Задачи:
-
Усвоить систему знаний, представленную в таблице 1.
-
Рассмотреть несколько методов решения одной и той же задачи.
-
Формировать умения сравнивать, выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, обобщать, логически мыслить.
-
Поддерживать интерес к предмету, желание учиться.
Порядок решения.
-
Выделить тела, с которыми происходят тепловые явления, и их характеристики в начальном состоянии. Изобразить их.
-
Выяснить конечные состояния тел и их характеристики.
-
Установить по таблицам температуры плавления и кипения веществ, из которых состоят тела.
-
Выяснить, какие явления происходили с телами при переходе из начального в конечное состояние. Изобразить их.
-
Составить уравнение общего изменения внутренней энергии тел.
-
Записать кратко условие задачи, включив в него табличные данные об удельных величинах.
-
Установить, входит ли искомая величина в составленное уравнение. Если нет, записать уравнение, связывающее искомую величину с какой-либо другой из входящих в имеющееся уравнение.
-
Определить, можно ли найти искомую величину из составленных уравнений. Если нет, написать дополнительные уравнения.
-
Вывести формулу из расчета искомой величины.
-
Выразить (при необходимости) все известные значения величин в СИ.
-
Провести расчет.
-
Оценить разумность полученного результата.
-
Сформулировать ответ.
Дидактические средства.
-
Тексты задач на расчет величин, характеризующих нагревание (охлаждение) и изменение агрегатных состояний тел при теплопередаче.
-
Из вагранки (печи для плавки металла) выпустили расплавленный чугун массой 50 кг и отлили из него деталь. Сколько энергии передаст окружающей среде чугун при кристаллизации и охлаждении до 1000 С.
-
Для приготовления пищи полярники используют воду, полученную изо льда. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы расплавить лед массой 20 кг и полученную воду вскипятить, если начальная температура льда -100 С, а энергетические потери составляют 30%?
-
Объем формы из пищевого льда в холодильнике равен 750 куб см. Сколько энергии отдадут вода и лед форме и окружающему ее воздуху, если у воды начальная температура 120 С, а температура образовавшегося льда равна -50 С?
-
Из чайника выкипела вода объемом 0,5 л. Ее начальная температура была равна 100 С. Сколько энергии оказалось излишне затраченной?
-
Какое количество теплоты выделится при конденсации водяного пара массой 10 кг при температуре 1000 С и охлаждении образовавшейся воды до 200 С?
-
Какое количество теплоты потребовалось для получения дистиллированной воды объемом 5 л, если вода в дистиллятор поступила при температуре 140С, а потери энергии составили при этом 40%?
-
Во время чаепития Маша сделала неловкое движение и несколько капель кипятка попало ей на ладонь. Получился ожог. Насколько опаснее был бы ожог, если бы на ладонь попал не кипяток, а пар той же массы при температуре 1000С? (Температура ладони 360 С).
-
Под колоколом воздушного насоса находится вода массой 40 кг при температуре 00 С. Воздух из-под колокола быстро откачивают. Благодаря интенсивному испарению воды оставшаяся часть ее замерзает. Найдите массу образовавшегося льда, если его температура также 00 С. Удельная теплота плавления - 0,33 МДЖ/кг, удельная теплота парообразования воды - 2,3 МДЖ/кг.
-
Чай в стакане остывает от температуры кипения воды до комнатной температуры. Рассчитайте, какой массы груз можно было бы поднять на высоту 1м за счет изменения внутренней энергии чая.
Компьютерная презентация
-
Слайд №1 соответствует таблице знаний (см. таблицу 1).
Таблица №1
-
Слайд №2 - образец решения задачи для этапа решения с контролем каждого действия.
-
Наборы карточек с моделями тепловых явлений и законами (рис. 1).
-
Наборы карточек с названиями действий метода решения задач (каждое действие отражено на отдельной карточке).
Ход урока
-
Этап актуализации знаний и составления систематизирующей таблицы знаний
Учитель. С помощью карточек вспомним тепловые явления. Я называю номер карточки, а вы называете явление (или модель), которое изображено на карточке, его характеристики.
(Учащиеся работают.)
Учитель. Какие явления происходят последовательно с телом, вначале находящемся в твердом состоянии, при поглощении им теплоты? Расположите карточки с моделями явлений в нужном порядке. Проверим вашу работу.
(Демонстрирую часть слайда №1 -
верхний фрагмент таблицы системы знаний.)
Учитель. Назовите явления, происходящие с паром, который отдает теплоту. Расположите модели явлений (карточки №5-8) в нужном порядке.
(При проверке работы открываю второй фрагмент слайда №1.)
Учитель. Вспомните, как изменяется внутренняя энергия для изображенных явлений. Подберите соответствующие карточки.
(При проверке работы открываю графу «Законы» слайда №1.)
Учитель. Как связаны изменение внутренней энергии и количество теплоты? Как записать изменение внутренней энергии, если с телом происходит несколько процессов?
(При проверке ответов слайд №1 демонстрируется полностью.)
-
Формулирование типовой задачи и выделение метода решения
Учитель. Итак, нами изучены тепловые явления. Систему знаний о них использует любой человек в различных ситуациях: в быту, на производстве и т. п. (Раздаю листы с текстами задач из набора дидактических средств к уроку.) Проанализируйте содержащиеся в задачах требования и сформулируйте в общем виде задачу, которую приходится решать в предложенных ситуациях.
Ученик. В задачах требуется рассчитать значение какой-либо величины, входящей в законы тепловых явлений.
Учитель. Запишите тему урока. Она звучит так: «Решение задач на расчет величин, характеризующих тепловые явления при теплопередаче». Подумайте и предложите метод решения задач такого типа. У вас 5 минут. (Выслушиваю предложения учащихся.) У вас на столах карточки, на каждой отражено отдельное действие. Расположите их в таком порядке, чтобы получить представление о методе решения задач. (Организую проверку.)
-
Этап решения задач с контролем каждого действия
Учитель. Решаем задачу №1 по алгоритму. Выполните действия №/№ 1 и 2 в тетрадях. У вас 3 минуты. (По истечении отведенного времени проверяем результат по слайду №2.)
(Ученики обсуждают и корректируют свои действия.)
Учитель. Выполните третье действие метода. (Организую проверку работы по слайду №2.)
(Ученики обсуждают и сверяют результат выполнения действия №3 с образцом. Аналогично осуществляется выполнение и проверка остальных действий для задачи №1.)
-
Этап самостоятельного решения задач
Учитель. Пользуясь рассмотренным методом, решите остальные задачи.
(Учитель осуществляет контроль и помощь учащимся.
Затем задается домашнее задание, подводятся итоги урока.)