Гуманитарные аспекты преподавания физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Воробьев А.В.

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

От момента своего зарождения физика всегда имела большое прикладное значение и развивалась вместе с машинами и механизмами, которые человечество использовало для своих нужд. Физика широко используется в инженерных науках, многие ученые-физики были одновременно изобретателями и наоборот. Физика также имеет широкие междисциплинарные связи, что привело к появлению новых направлений: физической химии, биофизики, химической физики и т.д. В частности медицина для диагностики использует рентгеновские и ультразвуковые исследования, ядерный магнитный резонанс, лазеры для лечения болезни глаз, ядерное облучение в онкологии и т.д. Многие относятся к физике только как к прикладной науке. Неверный взгляд на физику как и на техническую науку в условиях повышенного интереса к гуманитарным наукам приводит к нежеланию её изучать.

Как известно, физика изучает наиболее общие законы и закономерности природы, которые реализуются не только в химии, биологии, астрономии, географии, но и в каждом шаге нашей повседневной жизни. В настоящее время представляется целесообразным усилить общеобразовательное значение школьного курса физики, выдвинув во главу угла культурологические и гуманитарные аспекты науки. При этом вовсе не предполагается вульгаризировать науку путем её упрощенчества. Наша природа достаточно сложна, и физика, как центральная наука о природе, не может не отражать этой сложности.

Процесс познания природы многообразен. Природу нужно и можно познавать через законы физики, можно и нужно через произведения Пушкина, Шекспира, Толстого, музыку Баха и Чайковского, ибо человек и его творения - тоже природа.

Таким образом, физика, наряду с искусством, музыкой, литературой участвует в едином процессе познания природы. Этот взгляд необходимо культивировать на уроках физики.

Следует особо подчеркнуть, что физика сыграла огромную роль в деле приобщения людей к высотам искусства - к театру, кино, живописи, музыке. Благодаря достижениям физики (изобретению радио и телевидения) искусство стало доступно всем.

Природа и её законы, составляющие сущность физики, способны воздействовать на наши нравственные начала. Поэтому физика должна создавать у учеников особое мироощущение, признана подчеркнуть близость многих физических проблем и проблем человеческого бытия. Тогда физика будет восприниматься не как наука, решающая отдельные, не редко абстрактные вопросы, а как наука, имеющая непосредственное отношение к собственной жизни, жизни других людей.

В физике должное внимание следует уделять историческим аспектам физических исследований и открытий, борьбе идей как движущей силы развития науки и прогресса вообще.

Концепция «гуманитарной физики» не предусматривает обязательного создания специальных учебников, а лишь ориентировать учителя на новые подходы к интерпретации законов и явлений природы с учетом их познавательных, культурологических аспектов.

Так, изучая оптику, мы видим сложный характер белого света, состоящего из семи цветов радуги, задаемся вопросом, почему небо голубое, а не зеленое или красное. Ответом является идея Релея об интенсивности рассеивания молекул воздуха синего и голубого излучения, что в итоге и является причиной голубизны неба. Так возникает осознание необходимости изучения физических вопросов: законов отражения света, явления дисперсии.

Природа учит нас пониманию фундаментальной истины, являющейся нравственным началом. Она учит нас душевной тонкости, поэтому людям во взаимоотношениях необходимо владеть «многоцветной палитрой красок».


© 2010-2022