- Преподавателю
- Физика
- Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе 2 часа в неделю
Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе 2 часа в неделю
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галина Г.Ф. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования республики Башкортостан
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский экономический лицей-интернат
РАССМОТРЕНО
Руководитель кафедры
_______________/ А.Г. Сивагина
Протокол №___ от «____»_______ 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по учебной части
______________Р.Р. Галиакберов
«_____» ______________ 2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ РЭЛИ
____________ А.Р. Хабибуллина
«_____»_____________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _учебному предмету «Физика» для учащихся 10 класса
предмет, класс и т.п.
учитель _Галина Гульнур Фанавиевна, высшая категория __________
Ф.И.О., категория
Тематического планирование составлено на основе примерных программ МО РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и базисного учебного плана МО РБ. Автор программы Г.Я. Мякишев
Учебник:
Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. Уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. 22-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 336 с.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета ГБОУ РЭЛИ
«рекомендовать рабочую программу к утверждению»
№ ____ ___ _____________ 2015 г.
Председатель МС ________________
2015-2016 учебный год
г. Уфа - 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования
-
авторской программы (авторы: В.С. Данюшков, О.В. Коршунова), составленной на основе программы автора Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. - М.: Просвещение, 2013).
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
-
формирования основ научного мировоззрения
-
развития интеллектуальных способностей учащихся
-
развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
-
знакомство с методами научного познания окружающего мира
-
постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению, вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
-
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Количество часов
Всего __68_ часов; в неделю ___2_ часа.
Плановых контрольных работ____4_ ч., лабораторных работ ___4___ ч.;
Уровень образования: среднее (полное) образование
№ урока
Содержание учебного материала
Дата
Механика
Кинематика (12 ч)
1. Кинематика точки
1/1
Инструктаж по технике безопасности
1. Что такое механика. 2. Классическая механика Ньютона и границы ее применяемости.
2/2
3. Движение точки и тела. 4. Положение точки в пространстве.
3/3
5. Векторные величины. Действия над векторами. 6. Проекция вектора на ось. 7. Способы описания движения. Система отсчета.
4/4
8. Перемещение. 9. Скорость равномерного прямолинейного движения.
5/5
10. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.
6/6
11. Мгновенная скорость. 12. Сложение скоростей
7/7
13. Ускорение.14. Движением с постоянным ускорением. Единица ускорения. 15. Скорость при движении с постоянным ускорением.
8/8
16. Уравнение движения с постоянным ускорением.
9/9
17. Свободное падение тел. 18. Движение с постоянным ускорением свободного падения.
10/10
19. Равномерное движение точки по окружности.
2. Кинематика твердого тела.
11/11
20. Движение тел. Поступательное движение.
21. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
12/12
Контрольная работа №1. Кинематика материальной точки
Динамика (8 ч)
3. Законы механики Ньютона
1/13
22. Основное утверждение механики. 23. Материальная точка.
24. Первый закон Ньютона. 25. Сила.
2/14
26. Связь между ускорением и силой. 27. Второй закон Ньютона. Масса.
3/15
28. Третий закон Ньютона. 29. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.
4/16
30. Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.
4. Силы в механике
5/17
31. Силы в природе. 32. Силы всемирного тяготения. 33. Закон всемирного тяготения
6/18
34. Первая космическая скорость. 35. Сила тяжести и вес. Невесомость.
7/19
36. Деформация и силы упругости. 37. Закон Гука.
8/20
38. Роль сил трения. 39. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. 40. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.
Законы сохранения в механике (9 ч)
5. Закон сохранения импульса.
1/21
41. Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. 42. Закон сохранения импульса.
2/22
43. Реактивное движение. 44. Успехи в освоении космического пространства.
6. Закон сохранения энергии
3/23
45. Работа силы. 46. Мощность.
4/24
47. Энергия. 48. Кинетическая энергия и ее измерение.
5/25
49. Работа силы тяжести. 50. Работа силы упругости. 51. Потенциальная энергия.
6/26
52. Закон сохранения энергии. 53. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.
7/27
Л.Р.№1. «Изучение закона сохранения механической энергии»
7. Равновесие абсолютно твердых тел
8/28
54. Равновесие тел. 55. Первое условие равновесия твердого тела. 56. Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.
9/29
Контрольная работа №2. Механика
Молекулярная физика (18 ч.)
8 Основы молекулярно-кинетической теории
1/30
57. Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике. 58. Основные положения МКТ. Размеры молекул.
2/31
59. Масса молекул. Количество вещества. 60. Броуновское движение. 61. Силы взаимодействия молекул.
3/32
62. Строение газообразных, жидких и твердых тел. 63. Идеальный газ в МКТ.
4/33
64. Среднее значение квадрата скорости молекул. 65. Основное уравнение МКТ газа.
9 Температура. Энергия теплового движения молекул
5/34
66. Температура и тепловое равновесие. 67. Определение температуры.
6/35
68. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. 69. Измерение скоростей молекул газа.
10 Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы
7/36
70. Уравнение состояния идеального газа.
8/37
71. Газовые законы.
9/38
Лабораторная работа №2. Изучение одного из изопроцессов.
11 Взаимные превращения жидкостей и газов
10/39
72. Насыщенный пар. 73. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.
11/40
74. Влажность воздуха.
12 Твердые тела
12/41
75. Кристаллические тела. 76. Аморфные тела.
13 Основы термодинамики
13/42
77. Внутренняя энергия. 78. Работа в термодинамике.
14/43
79. Количество теплоты.
15/44
80. Первый закон термодинамики. 81. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.
16/45
82. Необратимость процессов в природе. 83. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.
17/46
84. Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей.
18/47
Контрольная работа №3. Основы молекулярно-кинетической теории.
Основы электродинамики (20 ч.)
14 Электростатика
1/48
85. Что такое электродинамика. 86. Электрический заряд и элементарные частицы. 87. Заряженные тела. Электризация тел. 88. Закон сохранения электрического заряда.
2/49
89. Основной закон электростатики - закон Кулона. 90. Единица электрического заряда. 91. Близкодействие и действие на расстоянии.
3/50
92. Электрическое поле. 93. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. 94. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.
4/51
95. Проводники в электростатическом поле. 96. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков.
5/52
97. Поляризация диэлектриков. 98. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.
6/53
99. Потенциал электрического поля и разность потенциалов.
100. Связь между напряженностью электростатического поля и разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.
7/54
101. Электроемкость. Единицы электроемкости. 102. Конденсаторы
8/55
103. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
15 Законы постоянного тока
9/56
104. Электрический ток. Сила тока. 105. Условия, необходимые для существования электрического тока.
10/57
106. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
11/58
107. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Лабораторная работа №3. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
12/59
108. Работа и мощность постоянного тока.
13/60
109. Электродвижущая сила. 110. Закон Ома для полной цепи.
14/61
Лабораторная работа №4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
15/62
Контрольная работа №4. Законы электродинамики
16 Электрический ток в различных средах
16/63
111. Электрическая проводимость различных веществ. 112. Электронная проводимость металлов.
17/64
113. Зависимость сопротивления проводника от температуры. 114. Сверхпроводимость 115. Электрический ток в полупроводниках.
18/65
116. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. 117. Электрический ток через контакт полупроводников р- и n- типов.
19/66
118. Полупроводниковый диод. 119. Транзисторы. 120. Электрический ток в вакууме. Диод. 121. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.
20/67
122. Электрический ток в жидкостях. 123. Закон электролиза.
124. Электрический ток в газах. 125. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. 126. Плазма.
68
Итоговое занятие