Урок литературы в 11 классе по лирике Б. Пастернака

Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской[3] семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённаяКауфман, 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересеченииОружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернаков родилис...
Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лирика Бориса Пастернака

Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Звучит романс «Зимняя ночь» в исполнении А.Пугачевой..

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946

- Вы прослушали стихотворение «Зимняя ночь» Б.Пастернака.У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

Б.Л.Пастернак - один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

Сегодня мы попытаемся воссоздать атмосферу, в которой жил и творил поэт Пастернак атмосферу музыки, живописи, философии, и , конечно же, поэзии.

(Сообщение подготовленного учащегося о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака)

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович родился 10 февраля 1890 в Москве. Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов, Врубель. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда. В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере под влиянием великого композитора Скрябина. В 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

Каков же художественный мир Пастернака?

Жизнь писателя или поэта - в его произведениях. Мы сегодня прочтем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.

III. Работа с классом.

-Знакомство с лирикой Пастернака мы начали со стихотворения «Зимняя ночь».

Вопросы:

  1. Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой целью автор использует лексический повтор? (Выделяется ключевое слово, на которое нужно обратить внимание).

  2. С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).

  3. Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Мело, мело по всей земле, Во все пределы… - жизнь также полна бурь и ненастий; Пастернак родился в феврале).

  4. Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Сгорел как свечка)

- Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало судьбой для Пастернака?

- Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.

Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов сходна с музыкальной.

Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью, заметно влияние отца художника, краски природы метафоричны и напоминают стиль художника - импрессиониста.

- Вспомните, какое направление в живописи называется импрессионизмом.

Среди русских импрессионистов мы можем вспомнить имена М.Врубеля, М.Нестерова, К Коровина, Б Кустодиева, К.Сомова.

Групповая работа

- Стихотворение «Достать чернил и плакать» часто открывает сборники избранной лирики Б.Пастернака и считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта.

  1. группа. Чтение наизусть и анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать», соотнесение стихотворения и картины А.Саврасова «Грачи прилетели» .

- Какие мысли и чувства рождает это произведение? (Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы).

- С помощью каких изобразительно - выразительных средств достигается выразительность, импрессионичность?

- Какие впечатления вызывает картина Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными строками Пастернака?

Слово учителя.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Поэт - как колокол на башне вечевой…

-Тема поэта и поэзии звучала по-разному в творчестве многих поэтов. Сегодня мы обратимся к стихотворению Б. Пастернака «Определение поэзии» из раздела «Занятие философией».

  1. группа. Чтение и восприятие стихотворения «Определение поэзии»

Согласны вы с мнением поэта? Чем является поэзия для вас?

Чтение слов Д Лихачева о поэзии Пастернака.

  1. группа. Чтение и анализ стихотворения « Любить иных - тяжёлый крест».

Слово учителя. Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.

И если Пушкин говорил:

« Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим…»,

то у Маяковского:

« Пришла, взяла сердце

И пошла играть, как девочка мячиком…»

Совсем по-иному у Сергея Есенина:

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить…»

Любовь Анна Ахматова представляла такой:

« То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком на белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»

Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.Пастернака «Любить иных - тяжёлый крест».

- Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

IV.Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…».

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают.
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.

Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
1931

- «…дышат почва и судьба»… Поэзия для Пастернака не забава, не демонстрация таланта, а тем более не пустые слова. Поэзия - это «строчки с кровью», это судьба. Теперь мы можем без тени сомнения рядом с записанным словом «судьба» написать слово «поэзия».

Слово учителя.

- На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича : « Смерти не будет».

И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

Так уже полвека - начинаю про себя бормотать

Стихи Пастернака.

Из мира его не выгонишь. Они живут!

- Какой вам запомнилась поэзия Б.Л.Пастернака? Свои ответы вы офомите в виде сиквейна (время на создание сиквейна, заслушать ответы каждой группы)

- Наш урок мне хотелось бы закончить песней И.Талькова.

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.

Но и уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты - целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

VI. Итоги урока.

VII. Домашнее задание.

Письменный ответ по высказыванию Б.Пастернака.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.





О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью - убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

Но старость - это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

© 2010-2022