Дополнительный материал по физике

Не менее важным видом работы по самостоятельному приобретению знаний учащихся является домашний эксперимент.Чем больше наблюдений физических явлений ,опытов проделывают учащиеся самостоятельно ,тем лучше и глубже они освоят изучаемый материал. Домашние экспериментальные работы раскрывают учащимся связь изучаемых физических законов с окружающими явлениями ,теории с практикой ,с обыденной жизнью .Самостоятельное экспериментирование позволяет учащимся более достоверно убедиться в справедливости тех... Многие исследования могут быть предложены учащимися в качестве домашнего задания. Например, исследования ,требующие проведения длительных наблюдений или предусматривающие самостоятельное изготовление и усовершенствование установок ,приборов и т.п.      
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические и лабораторные работы по физике.( использование и в качестве домашних работ)


Глава «Движение и взаимодействие тел».

1.задание: «измерение массы».

Пачка пиленого сахара имеет массу 1 кг. Кусочки

Сахара в пачке уложены тремя слоями, в каждом

слое 4 ряда, в каждом ряду 15 кусочков. Вычислите

массу каждого кусочка сахара. Размеры одного

кусочка сахара : длина 2,7см, ширина 1,6см, высота 0,6см.

Вычислите массу 1см3 и 1м3 сахара.

Проверьте все числа и расчеты собственными измерениями.

2. задание: «Измерение объема».

Как при помощи весов, гирь, измерительного цилиндра

Определить плотность небольшой картофелины?

Составить план такой работы письменно.

3. задание: « Вес и масса».

Измерьте площадь своей комнаты и ее высоту .

Вычислите и запишите объем комнаты. По плотности

воздуха определите массу воздуха , находящегося в

комнате. Сколько весит этот воздух ? Сравните его

Вес с весом вашего тела .

4. задание: «Инерция».

Несколько коробочек со спичками (или шашек)

установите одну на другую . Резким движением

линейки выбейте нижнюю коробку спичек.

При этом остальные , расположенные выше ,

опускаются на опору , не рассыпаясь. Объясните

явление.

5. задание «Инерция».

Придумайте и проделайте опыты, при помощи

которых можно показать проявление инерции у

покоящихся и движущихся тел.

6. задание «Инерция».

Свойством инерции обладают не только твердые ,

Но также жидкие и газообразные тела. Придумайте

и проделайте опыты, при помощи которых можно

показать проявление инерции жидких тел.

7. задание «Трение».

Выскажите ваши соображения ,что легче :

привести в движение стопку книг ,лежащую на

столе ,потянув за нижнюю книгу ,или вытянуть ее

придерживая (но не приподнимая при этом)

остальные?


8.задание «Объем».

Вычислите объем тела :

ширина-3см

длина-3см

Дополнительный материал по физике.высота-5см



Можно ли при помощи мензурки измерить объем этого тела? Как это сделать? Составьте краткий план выполнения работы.

9. задание «Сила».

Сконструируйте и изготовьте динамометр, в котором

вместо спиральной пружинки использовалась бы какая

либо упругая пластинка.

10. задание «Скорость».

При помощи часов с секундной стрелкой определите

время, за которое вы пробегаете расстояние 100м.

Вычислите вашу среднюю скорость и выразите ее в метрах

в секунду.

11. задание «Скорость».

Как определить опытным путем конечную скорость,

приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной

плоскости?

12. задание «Скорость».

Сконструируйте прибор для определения скорости ветра.


Глава «Давление твердых тел , жидкостей и газов»

1.задание: «Закон Паскаля».

Сконструируйте прибор, при помощи которого

можно демонстрировать как закон Паскаля для

жидкостей, так и зависимость давления в жидкости от

веса жидкости.

Возможное решение: Возьмем сосуд и сделаем несколько небольших

отверстий, расположенных в одной плоскости.

Заполняем сосуд несколько выше основания горлышка.

Затем в сосуд вставляют поршень. Давление ,

создаваемое поршнем, передается в воде по всем

направлениям.

Для демонстрации зависимости давления от веса

Жидкости сосуд заполняют так, чтобы уровень воды

В нем был несколько выше верхнего бокового

отверстия в цилиндрической стенке, но

не доходил до отверстия конусообразной части сосуда. Поршень из сосуда при этом вынимают. Используют подкрашенную воду

.

Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.

Дополнительный материал по физике.

2.задание :

Погружайте в широкий сосуд с водой перевернутый

вверх дном тонкостенный стакан(не доводя до полного

погружения. а) Объясните ,как изменяется усилие,

необходимое для удержания стакана в воде по мере

его погружения. б)Каким способом можно определить

давление воздуха, заключенного в стакане, в какой

-либо момент времени?

ОДополнительный материал по физике.твет: б) V=Sh , p= P:S=9,8ph

3. задание :

При строительстве зданий возникает необходимость

проверки горизонтальности некоторых линий ( уровней

кладки кирпича, верхних и нижних краев оконных

проемов ..).Предложите несложный способ такой

проверки, основанный на использовании сообщающихся

сосудов.

4. задание :

Придумайте конструкцию и изготовьте модель фонтана,

напор воды в котором оставался бы постоянным.

Продемонстрируйте его в классе.

Возможное решение: Взять жестяной цилиндр, который имеет два отвода:

нижний -для соединения с фонтаном, верхний -для

стока лишней воды. Вода подается в цилиндр из

водопроводного крана при помощи резиновой трубки.

Приток воды регулируется зажимом.

Дополнительный материал по физике.

5. задание:

Сконструируйте модель фонтана ,напор воды в котором

Можно было бы по желанию менять в определенных

приделах.

6.задание :

Бутылка плотно закрыта пробкой. Как, используя

атмосферное давление, открыть пробку, не прикасаясь

к ней руками? Предложите способ.


Решение: Поместить бутылку под колокол воздушного насоса и

выкачивать воздух из-под колокола. Давлением

воздуха в бутылке пробка будет вытолкнута.

7. задание :

Используя стеклянную банку или толстостенный стакан

и кусок плоской резины ( от волейбольной камеры ),

изготовьте модель барометра-анероида, продемонстрируйте

действие модели под колоколом воздушного насоса. Укажите,

от чего зависит чувствительность прибора предложенной

вами конструкции.

Возможное решение: Банка плотно затягивается сверху куском резины.

К краю банки прикрепляют небольшой стержень

на котором находится ось стрелки. Один конец

стрелки, утяжеленный грузиком , опускается на резину

в центре круга. Другой конец служит для отсчета

показаний на шкале. Банка устанавливается на

деревянную подставку, к которой прикрепляют шкалу

барометра. Для демонстрации прибор помещают под

колокол воздушного насоса. При откачивании воздуха

из-под колокола резиновая пленка прогибается, и

стрелка барометра показывает изменение давления.

Дополнительный материал по физике.

8. задание:

Жидкость состоит из двух слоев различной плотности.

Чему равна величина выталкивающей силы, если

кубик погрузить наполовину в нижний и наполовину в

верхний слой жидкости. Проверьте расчет опытом.

Дополнительный материал по физике.

9. задание :

Из куска доски или деревянных плашек изготовьте

модель плота грузоподъемностью 3н. Рассчитайте

размеры плота, чтобы он не затонул.

ОДополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.твет: V=F: (9,8( p - p ) ) , рассчитав объем плота, нетрудно подобрать

и его линейные размеры.

10. задание:

Как бы вы определили (приблизительно) плотность

прямоугольного деревянного бруска, если не оказалось

ни весов , ни динамометров? Предложите способ.


Ответ: Опустите брусок в сосуд с водой .Плотность бруска будет во

столько раз меньше плотности воды, во сколько раз глубина

погружения бруска меньше высоты бруска h. Действительно,

вес плавающего бруска равен весу вытесненной им воды.

Значит, и масса бруска равна массе вытесненной воды.

11. задание:

Кусочек пластилина бросили в сосуд с водой .

Пластилин утонул. Каким образом добиться того,

чтобы этот пластилин плавал на поверхности

воды, частично погрузившись в нее? Проверьте

свой ответ на опыте. Объясните , почему один и тот же

кусочек пластилина в одном случае тонет, а в другом

плавает.

12. задание:

Придумайте устройство, с помощью которого вода

из сосуда вытекала бы с постоянной скоростью.

Зарисуйте и опишите установку.

13. задание:

Придумайте опыт, показывающий , что жидкость

оказывает выталкивающее действие на другую

жидкость .Опишите опыт.

14. задание:

Определите вес деревянного бруска , используя

сосуд с водой и масштабную линейку.

15. задание:

В кастрюле с водой плавает чайный стакан. Изменится

ли уровень воды в кастрюле, если, наклонив стакан,

зачерпнуть им немного воды из кастрюли и снова

опустить стакан в воду так, чтобы он плавал?

Предложение проверьте на опыте.

Глава «Работа и мощность».


  1. задание :

Определите мощность ,которую вы можете развить

при быстром подъеме по лестнице.


  1. задание :

Пользуясь масштабной линейкой и пятикопеечной

монетой ( масса ее равна 5г.), определите вес

карандаша. Опишите ,как вы это делали.


  1. задание: «Рычаг».

Придумайте установку для равномерного выливания

жидкости из сосуда, основанную на применении

рычагов.


  1. задание: «Блок».

Докажите на опыте ,что применение подвижного блока

не дает выигрыша в работе. Приведите расчеты

Дополнительный материал по физике.


  1. задание: «Блок».

Докажите на опыте ,что при помощи ворота нельзя

получить выигрыша в работе. Приведите расчеты.

Решение:

решение: АВ=4ВС

Дополнительный материал по физике.

  1. задание: «Блок».

Изготовьте модель механизма, сочетающего в себе

рычаг с подвижным блоком, с помощью которого

силой в 1н можно поднимать груз весом 8н.

Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.

АДополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике. В С



  1. задание: «Блок».

Известно , что вес груза колеблется в пределах от 10

до 15 н. Как определить этот вес с помощью

динамометра, предел измерений которого составляет 4н.

рДополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.Дополнительный материал по физике.ешение:





Глава «Строение вещества».

  1. задание:

Известно, что между молекулами в твердых телах

существуют силы взаимного притяжения. Попробуйте

установить на опыте, одинаковы или различны эти силы

у двух разных веществ, например у меди и стали.


  1. задание:

Придумайте простой опыт, при помощи которого

можно показать, что между молекулами твердых тел

имеются промежутки.

Решение: Если ударить по куску свинца заостренным стальным предметом,

То можно оставить заметную вмятину. При этом общие размеры

свинца не изменятся. Из этого можно сделать вывод, что

молекулы свинца около вмятины уплотняются, т.е. уменьшается

межмолекулярное притяжение.

  1. задание:

Сделайте из пластилина модели 3 молекул воды.

Одну модель отложите ,а 2 другие разделите на «атомы»

и изготовьте из них модели молекулярного кислорода

и водорода.


  1. задание:

Изготовьте измерительный цилиндр для проведения

домашних опытов. Для этого возьмите стеклянную

пол -литровую банку или стакан и наклейте на внешнюю

сторону ее стенки , вдоль нее, полоску белой бумаги.

Вместимость этой банки 0,5л=500см3(500мл). Значит

разделив длину полоски, на 20 равных частей, вы получите

мензурку с ценой деления 25мл. Нанесите шкалу.

  1. задание:

Возьмите тарелку с широким и плоским дном.

Налейте в нее немного воды. Капните на поверхность

воды 1-2 капли растительного масла. Пронаблюдайте за

растеканием капель по поверхности воды. Какие выводы

можно сделать из наблюдаемого явления о размерах

молекул масла?


  1. задание:

Как по растеканию капли масла по поверхности воды

можно было бы определить диаметр молекулы масла?

Опишите идею опыта.


© 2010-2022