Реферат Камбачокова Лиана Воздействие цвета на человека и его психику

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Кахун Урванского района КБР

Реферат



«Воздействие цвета на человека

и его психику»





Автор: Камбачокова Лиана

учащаяся 11 класса.

Руководитель: Нувахова С.Д.

учитель физики МКОУ

«СОШ №2» с.п. Кахун.



2015 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………..……………3

I. Физическая природа цвета…………………………………………………....

1).Понятие света и цвета…………………………………………..…….………4

2). Свойства цвета…………………………………………………..……….…..4

II. Психологические закономерности, связанные с восприятием визуальной информации………………………………………………………………………

1). Особенности восприятия визуальной информации…………….…………5

2). Воздействие цвета на человека и его психику……………………………..6

3). Цвет в компьютерных технологиях…………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………9

Библиография……………………………………………………………………10





Цель: изучить влияние цвета на восприятие информации.

Задачи: 1. Рассмотреть понятие цвета с физической точки зрения;

2. Изучить особенности восприятия цвета и его влияние на психику человека;

3. Рассмотреть цветовые модели, используемые в компьютерной технике;

4. Изучить особенности использования цвета в печатных и электронных документах;

5. Собрать коллекцию советов об использовании цвета в печатных и электронных документах.

Введение.

Как известно, 90 % информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9 % - посредством органа слуха и только 1 % - при помощи других органов чувств. Очень большое значение в восприятии информации играет цвет.

Древние мудрецы естественно и разумно использовали цветовую информацию, находя в ней различные эффекты на человека, тем самым могли влиять на ум и сознание с помощью цвета. Любой цвет может менять настроение человека в ту или иную сторону. Даже астрологи утверждали, что людям свойственны вполне определенные цвета, а также свои драгоценные камни и металлы. Если перенести всю эту чудодейственную силу камней в наше время, то можно сказать, что каждый подбирает свой собственный интерьер в своей цветовой гамме, свою отличную от других одежду, причем сам не замечает, как цвета управляют эмоциями. От нашего настроения зависит, какой цвет мы сегодня предпочтем. В свое время Гете писал: «Цвет…оказывает известное действие на чувство зрения…, а через него и на душевное настроение…». По мнению современных исследователей, цвет-характерная функция восприятия, позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

I. Физическая природа цвета.

1. Понятие света и цвета.

Свет -электромагнитное излучение. Свет разных длин волн L возбуждает разные цветовые ощущения. Излучения с L от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, 760 нм-красный.

Цвет характеризуется действием излучения на глаз человека. Лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета. Распознавание цвета человеком зависит от освещения объекта, отражающего свет, от глаз и свойств мозга наблюдателя. Свет, попадая в глаз, преобразуется в сигналы нейронов, находящихся в сетчатке глаза, и по оптическому нерву пересылается в мозг. Глаз реагирует на три дополнительных первичных цвета: красный, зеленый и синий.

2. Свойства цвета.

У цвета есть три атрибута: цветовой тон, яркость и насыщенность.

Цветовой тон является таким атрибутом цвета, который позволяет различать их как красный, желтый, зеленый, синий или как промежуточный между двумя соседними парами этих цветов. Яркость относится к относительной светлости или темноте цвета. Она определяется степенью отражения от физической поверхности, на которую падает свет. Чем выше яркость, тем светлее цвет. Насыщенность заключается в том, насколько живым выглядит цвет. Она измеряется в терминах отличия данного цвета от бесцветного (нейтрального) серого цвета с той же самой степенью яркости. Чем ниже насыщенность, тем более серым выглядит цвет. При нулевой насыщенности цвет становится серым.

II. Психологические закономерности, связанные с восприятием визуальной информации.

1. Особенности восприятия визуальной информации.

Орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания -10000, а орган зрения - 100000. Это подтверждает народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Психолог Б.Г.Ананьев подчеркивал, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие, представление; через слуховую - только на уровне представления. Это значит, что при чтении информации воспринимается лучше, чем «со слуха».

Исследования ряда ученых показали, что до 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как, во-первых, мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, а, во-вторых, существует множество различного рода отвлекающих факторов (реакция на внешние раздражители). Современные исследования показали, что объем запоминаемой информации зависит от формы ее получения: 15% запоминается, если информация поступает в речевой форме; 25% -в зрительной и 65%- если оба эти способа передачи информации используются одновременно». Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения. Вот некоторые закономерности в визуальной информации. Во- первых, вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда -текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом. Во-вторых, поле чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее. В третьих, линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный. Ну и наконец, восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста. Играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д.

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синими цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого, напротив, для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь. Оранжевый и красный цвета, возбуждает попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.

К оптическому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

2. Воздействие цвета на человека и его психику.

Различают три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное. Абсолютно зеленый есть самый спокойный цвет. Он благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до пределов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым, синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя -станет белым. Белый цвет как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот, полное возможностей. Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесие белого и черного рождает серое. Серое - безвучно и бездвижно, но это неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами -желтым и синим.Красный цвет мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Выбор предпочтительного цвета человеком определяется его характером(холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник) и зависит также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой-фиолетовый-белый-розовый-пурпурный-красный-зеленый-желтый-оранжевый-коричневый-черный.

3. Цвет в компьютерных технологиях.

Человеческий глаз способен различать около 350000 различных цветов. Четко различимы примерно 128 цветовых тонов. Цвет на экране получается при суммировании лучей трех основных цветов красного, зеленого, синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100 %, то получается белый цвет. Минимальная интенсивность трехбазовых цветов дает черный цвет.

Большинство людей инстинктивно понимают цветовую психологию. Цветные документы в среднем получают на 60-70 % больше откликов, чем такие же черно-белые. Причина этого результата кроется в способе их использования. Простое включение красного и желтого в черно-белый документ без обдумывания конкретного тона красного или желтого относительно черного и белого, или яркости цвета, которую надо использовать, снижает положительный эффект. А вот применение оранжевого (особенно в сочетании с голубым) невольно привлекает внимание рассматривающего изображение. Свойство оранжевого цвета оттягивать внимание на себя успешно используют многие дизайнеры.

Есть цвета, которые категорически нельзя сочетать друг с другом, особенно если мы хотим положительного эффекта от презентации. Соединение фиолетового с оранжевым сообщает о безысходности и является прямым призывом к суициду. Тот же эффект производит надпись белым на черном фоне. Необходимо знать не только воздействие на психику человека какого-либо цвета, но и воздействие цветосочетаний. Представим, что мы оформляем зал для презентаций или выставочный стенд в зелено-фиолетовой гамме. Сам по себе зеленый цвет выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений и высокую самооценку. Фиолетовый -мечта, ставшая явью, такое состояние души, когда исполняются фантазии. Но в результате сочетания этих цветов, наши потенциальные покупатели увидят сигнал о том. Что мы стремимся завоевать их расположение, но не желаем связывать себя никакими обязательствами и не хотим нести ни малейшей ответственности -именно такова символика данного цветосочетания. Сколько придется потратить слов, чтобы переломить то мнение, которое создается из-за неблагоприятной ассоциативной цепочки цветов? Да и возымеют ли воздействия слова? Первое впечатление вырубается на мозгах чуть не топором. А ведь только стоит добавить в зелено-фиолетовую гамму немного золотого, и представленный товар сразу приобретает статус элитного, а основная мысль, вкладываемая в подсознание подобными цветами -новизна, свежесть и исполнение мечты. Надо помнить: хорошо подобранные цвета способствуют лучшему пониманию презентационного доклада. Сила цвета заключается в том, что он способен обойти все барьеры сознания и воздействует непосредственно на подсознание.

Заключение.

Цвета окружают человека с незапамятных времен. Каждый цвет связан с определенными явлениями природы и вызывает определенные психологические реакции человека. Более, предпочтение того или иного цвета зависит от эмоционального состояния человека. Существуют психологические тесты, например, тест Люшера, которые удивительно точно определяют черты характера и эмоциональное состояние человека, анализируя выбранные им цвета. Для жизни и работы в современном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо научиться пользоваться цветом правильно.

Библиография.

1. Тим Грей. Уверенная работа с цветом.-изд. «НТ Пресс» 2007 с.320.

2. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск, 1984 -с.286.

3. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара. Сам ГПУ, -2000г, с.200

4. Влияние цвета на психологическое состояние человека и восприятие информации. htt://www/mazpek.ru/spec1-1-2.htm1

5. Кулешов И. В. Влияние цвета на восприятие информации. festival.1september.ru/articles/503699



© 2010-2022