- Преподавателю
- Физика
- Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс
Календарно-тематическое планирование по физике 9 класс
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева А.С. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Рассмотрено
Руководитель МО
/_____________________________/
(подпись)
Климина О.Г.
_____________________________
(ФИО)
Протокол №_______
от «_____» __________2014
Согласовано
Зам. директора по УР
/______________________________/
(подпись)
Орлова И.М.
_____________________________
(ФИО)
«_____»________2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №10»
/_____________________________/
(подпись)
Тишкина И.Б.
_____________________________
(ФИО)
Приказ №_______
от «_____» __________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
9 КЛАСС
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составил:
Николаева Алла Станиславовна
учитель 1 категории
г. Гусь-Хрустальный
2014 год
2.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Физика» для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 - 9 классы (базовый уровень) и авторской программы учебного курса «Физика» для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ автора Е.М. Гутник и др. М.: Дрофа, 2004г.
Цели данного учебного курса «Физика»:
-
ознакомление с методами познания природы: наблюдение природных явлений, ознакомление с физическими моделями, описывающими явления; описание и обобщение результатов наблюдений; использование простых измерительных приборов и сборка несложных экспериментальных установок для изучения физических явлений; представление результатов наблюдений и измерений с помощью таблиц, графиков и выявление на этой основе эмпирических закономерностей; ознакомление с границами их применимости;
-
развитие представлений: о физике как части общечеловеческой культуры, её значимости для общественного прогресса; об идеях и методах физической науки; о физике как форме описания и методе познания действительности;
-
воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Задачи учебного курса «Физика»:
-
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, световых и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
-
приобретение умений и навыков: в решении практических задач, связанных с использованием физических знаний, в рациональном природопользовании и защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.
Программа рассчитана на 102 ч, в т. ч. на практическую работу в количестве 4 ч, на контрольные уроки - 6 ч.
Перечень лабораторных работ:
-
Лабораторная работа № 1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
-
Лабораторная работа № 2. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
-
Лабораторная работа № 3. «Измерение ускорения свободного падения»
-
Лабораторная работа № 4. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной
образовательной программы по физике. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по физике и авторской программой учебного курса.
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
-
Методические рекомендации: Е.М.Гутник (ИОСО РАО), Е.В.Рыбакова (шк. № 468), г. Москва. Тематическое и поурочное планирование. Опубликованное в приложении к журналу «Первое сентября» «Физика» № 34/03.
-
Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. - 16-е изд. - М.: Просвещение,2003. - 224 с.
-
Физика. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие / Н.К, Гладышева, И.И.Нурминский, А.И.Нурминский, Н.В.Нурминская. - 2-е изд., - М.: Дрофа. 2002. - 160с.
-
Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл. /Авт.-сост. А.И.Сёмке. - М.: изд-во НЦ ЭНАС, 6006. - 120 с. - (Портфель учителя).
-
Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А.Марон. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 123, (5)с.: ил.
-
Л.Э.Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М.Гельфгат Задачи для основной общеобразовательной школы. 7-9 классы. - М.: Илекса, 2008.
-
Для уроков используется созданный мной дидактический материал.
-
Учебное оборудование, соответствующее для работы в 9-м классе.
-
Компьютерное и мультимедийное оборудование, экран.
-
Лабораторное оборудование, предусмотренное в соответствии с программой курса физики 9-го класса.
Литература для учащихся
1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2007.
Для данного учебного курса «Физика» характерны следующие формы организации деятельности обучающихся:
-
Групповая, парная, индивидуальная деятельность;
-
Самостоятельная и совместная деятельность;
-
Лабораторные работы;
-
Творческие задания;
-
Экскурсии.
А так же для курса «Физика» 8-го класса характерны следующие формы контроля:
-
Текущий контроль (тест, устный опрос, опорный конспект);
-
Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа, умение работать с физическими приборами.
-
Итоговый контроль: контрольная работа, тест, контрольная работа соответствующая заданиям ГИА.
3. Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
4. Планируемые результаты освоения программы:
ТЕМА № 1 «Законы взаимодействия и движения тел».
Основные знания, умения и навыки:
-
знать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс;
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса;
-
уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;
-
уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени;
-
уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
решать задачи на применение изученных физических законов.
Тема « 2. «Механические колебания и волны. Звук.»
Основные знания, умения и навыки:
-
знать смысл физических величин: период колебания, частота колебания;
-
уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: длины, промежутка времени;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять по этой основе эмпирические зависимости периода колебаний маятника от длины нити;
-
уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
решать задачи по применение изученных физических законов.
ТЕМА № 3. «Электромагнитные явления»
Основные знания, умения и навыки:
-
уметь описывать и объяснять физические явления: действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;
-
уметь осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных) ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
ТЕМА № 4. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
Основные знания, умения и навыки:
-
знать смысл понятий: атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
-
уметь приводить примеры практического использования физических знаний о квантовых явлениях;
-
уметь осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
-
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки безопасности радиационного фона.
5. Тематическое планирование учебного курса
Таблица тематического распределения часов.
рабочая программа составляется на один учебный год:
№
п/п
Разделы,
темы
Количество часов
Примерная или авторская программа
Рабочая программа
1
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел
27 часов
46 часов
1.1
Тема 1. Прямолинейное равномерное движение
4 часа
7 часов
1.2
Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение
8 часов
12 часов
1.3
Тема 3. Законы динамики.
15 часов
27 часов
2.
Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук.
11 часов
19 часов
3.
Раздел 3. Электромагнитное поле
14 часов
17 часов
4.
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер
16 часов
17 часов
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:
№ п/п
Изменение
Обоснование
1.
Изменение количества часов, отведенных на изучение раздела 1: Законы взаимодействия и движения тел
Программа рассчитана на изучение программы при 2 часах в неделю, поэтому автором программы Гутник Е,М. 3 час рекомендовано тратить на решение задач.
2.
Изменение количества часов, отведенных на изучение раздела 2. Механические колебания и волны. Звук.
1. Программа рассчитана на изучение программы при 2 часах в неделю, поэтому автором программы Гутник Е,М. 3 час рекомендовано тратить на решение задач.
2. Введение дополнительных тем, не предусмотренных авторской программой, но входящий в стандарт основного общего образования.
3.
Изменение количества часов, отведенных на изучение раздела Раздел 3. Электромагнитное поле.
1. Программа рассчитана на изучение программы при 2 часах в неделю, поэтому автором программы Гутник Е,М. 3 час рекомендовано тратить на решение задач.
2. Введение дополнительных тем, не предусмотренных авторской программой, но входящий в стандарт основного общего образования.
4.
Изменение количества часов, отведенных на изучение раздела раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (17 часов)
Программа рассчитана на изучение программы при 2 часах в неделю, поэтому автором программы Гутник Е,М. 3 час рекомендовано тратить на решение задач.
6. Календарно-тематическое планирование