Рабочая программа по физике 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т.Актюбинский»

Азнакаевского муниципального района РТ



СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

_________Зарипова Л.А.

протокол от______________ г. №_1_


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________________З.В.Зиннатуллина

___________ г.

УТВЕРЖДАЮ Директор школы

_______________Р.А.Исламов

приказ от __________г. № ____














Рабочая программа по физике

Хузиной Гульназ Рустемовны

по учебному курсу «Физика»

8 класс базовый уровень

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол от __________г_№ __

2015-2016 учебный год


Учебно - тематическое планирование

по Физике

Класс ___8________

Учитель Хузина Гульназ Рустемовна

Количество часов

Всего __70__час; в неделю __2__ час.

Плановых контрольных уроков __5____, зачетов ___2__ , тестов __3__ ч.:

Административных контрольных уроков __________________ч.;

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Учебник Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /Перышкин А.В, М. Дрофа 2004 г.

Дополнительная литература: Учебники физики 8 класс: Н.С. Пурышева М. Дрофа, 2009 г.,

Сборник задач по физики Лукашик В.И. Иванова Е.В. М. «Просвещение» 2004 г (в электронном виде).




Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Примерной программы основного общего образования по физике (опубликованной в сборнике «программы для общеобразовательных учреждений Физика 7-9 кл./В.О.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.коровин, А.Ю.Пентин, Н.С.Пурышева, В.Е.Фрадкин) и авторской программы (авторы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин).

  • Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений. Приказ Минобразования России от 09.03.04 г. № 1312.

  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан на 2015 - 2016 учебный год

УМК:

- учебник Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004 г.

- сборник задач по физике 7-9 В.И Лукашик, Е.В.Иванов М.: Просвещение 2004 г и др.

- Контрольные работы в новым формате, физика 8 класс И.В.Годова, М., «Интеллект - Центр» 2011 г.



Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.



Место и роль курса физики в 8 классе в учебном плане МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Из них:

контрольных работ - 5,

лабораторных работ - 10.

Физика - фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика - наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат - сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).














Критерий оценок учащихся

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Тематическое планирование

2 часа в неделю, всего - 70 ч.

Тема

Количествочасов

Количество лабораторных

работ

Количество контрольных

работ

Тепловые явления

25

2

1

Электрические явления

27

5

2

Электромагнитные явления

7

2

1

Световые явления

8

1

1

Резерв (повторение)

2



Всего

70

10

5












Содержание изучаемого курса

I. Тепловые явления. (25 ч.)

Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.

Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.

Теплопроводность.Конвекция.Излучение.Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Тепловое равновесие.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.

Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.Работа пара и газа при расширении.Кипение жидкости.Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.Тепловые двигатели.

КПД теплового двигателя.Экологические проблемы использования тепловых машин.

Лабораторные работы.

№ 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

№ 2. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать понятия: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение; способы изменения внутренней энергии.

Знать:

  • особенности различных способов теплопередачи;

  • примеры теплопередачи в природе и технике.

Знать определение «количество теплоты», единицы измерения, формулу.

Знать определение теплоемкости, физический смысл.

Знать расчет количество теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Уметь решать задачи на количество теплоты.

Знать расчет удельной теплоемкости твердых тел.

Уметь решать задачи на нахождение удельной теплоемкости вещества.

Знать понятия: энергия топлива, удельная теплота сгорания.

Знать закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры.

Знать понятия: агрегатные состояния вещества; плавление и отвердевание кристаллических тел; график плавления и отвердевания.

Знать понятия: удельная теплота плавления.

Знать понятие «испарение», объяснять процесс поглощения энергии при испарении и выделения ее при конденсации.

Знать понятие «кипение». Объяснять процесс парообразования и конденсации.

Знать понятие «влажность воздуха». Уметь работать с психрометром и гигрометром.

Знать устройство и принцип действия ДВС и паровой турбины.

Знать формулы и уметь их применять при решении задач по теме.

_____________________________________________

Курсивом в программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

II.Электрические явления. (27 ч.)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп.

Строение атомов.Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах, жидкостях и газах.

Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.Реостаты.Предохранители.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Действия электрического тока.

Закон Джоуля-Ленца.

Работа электрического тока.Мощность электрического тока.Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.Количество теплоты, выделяемое проводником с током.Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Лабораторные работы.

№ 3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

№ 4. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

№ 5. «Регулирование силы тока реостатом».

№ 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

№ 7. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать понятие «электризация тел при соприкосновении». Объяснять взаимодействие заряженных тел.

Знать принцип действия и назначение электроскопа.

Знать понятие «электрическое поле». Его графическое изображение.

Знать закон сохранения электрического заряда. Строение атомов.

Уметь объяснять электрические явления и их свойства.

Знать:

  • понятия: электрический ток, источники электрического тока;

  • условия возникновения электрического тока.

Знать понятие «электрическая цепь», называть элементы цепи.

Уметь объяснить действие электрического тока и его направление.

Знать понятия «сила тока», «напряжение», «сопротивление», обозначение физической величины, единицы измерения.

Знать устройство амперметра, вольтметра, их обозначения в электрических цепях. Уметь работать с ними.

Знать определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл.

Уметь производить расчеты сопротивления проводника, используя формулу закона Ома, находить удельное сопротивление.

Знать устройство и принцип действия реостата. Обозначение его в электрических цепях.

Уметь измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин, входящих в формулу закона Ома.

Уметь рассчитать силу тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и параллельном соединении проводников.

Уметь решать задачи.

Уметь объяснить работу тока. Знать формулы по теме.

Знать понятия: мощность электрического тока, обозначение физической величины. Единицы измерения.

Уметь снимать показания приборов и вычислять работу и мощность.

Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля-Ленца. Уметь решать задачи.

Знать устройство и объяснять работу электрических приборов.

Знать принцип нагревания проводников электрическим током.



















III. Электромагнитные явления. (7 ч.)

Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Электродвигатель.

Лабораторные работы.

№ 8. «Сборка электромагнита и испытание его действия».

№ 9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать понятие «магнитное поле» и его физический смысл. Объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий.

Знать устройство и применение электромагнитов.

Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние.

Знать устройство электрического двигателя. Уметь объяснить действие магнитного поля на проводник с током.

Объяснять устройство двигателя постоянного тока на модели.

Знать устройство электроизмерительных приборов. Уметь объяснить их работу.

IV. Световые явления. (8 ч.)

Источники света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.

Плоское зеркало.

Фокусное расстояние линзы. Формула тонкой линзы. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.

Глаз как оптическая система. Очки.

Лабораторная работа.

№ 10. «Получение изображения при помощи линзы».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света.

Знать законы отражения света.Знать понятие «плоское зеркало».

Знать законы преломления света.

Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их.

Уметь строить изображения, даваемые линзой. Уметь решать задачи.


Кол.ч

Тема урока

Дата

План

Факт


25

Тепловые явления

1

1

БТ на уроке. Тепловое движение. Температура

03.09

03.09

2

1

Внутренняя энергия

05.09

04.09

3

1

Способы изменения внутренней энергии

10.09

10.09

4

1

Теплопроводность

12.09

11.09

5

1

Конвекция

17.09

15.09

6

1

Излучение

19.0

18.09

7

1

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры

24.09

22.09

8

1

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

26.09

25.09

9

1

Удельная теплоемкость

01.10

29.09

10

1

Уравнение теплового баланса. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

03.10

02.10

11

1

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

08.10

06.10

12

1

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

10.10

09.10

13

1

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

15.10

13.10

14

1

Решение задач

17.10

16.10

15

1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. График.

22.10

20.10

16

1

Удельная теплота плавления

24.10

23.10

17

1

Решение задач по теме«Плавление тела».

29.10

27.10

18

1

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

1.11

30.10

19

1

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

12.11

10.11

20

1

Решение задач по теме удельная теплота плавления.

14.11

13.11

21

1

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

19.11

17.11

22

1

Работа газа и пара при расширении.

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

21.11

17.11

23

1

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

КПД теплового двигателя. Холодильник. Экологические проблемы.

26.11

20.11

24

1

Кипение, парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении

28.11

27.11

25

1

Контрольная работа №1 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

03.12

01.12


27

Электрические явления



26

1

Электризация тел. Взаимодействие зарядов. Два рода зарядов

05.12

04.12

27

1

Электроскоп. Проводники и диэлектрики

10.12

08.12

28

1

Электрическое поле

12.12


29

1

Делимость электрического заряда. Строение атомов

17.12


30

1

Объяснение электрических явлений

19.12


31

1

Контрольная работа № 2 по теме «Электрические явления»

23.12


32

1

Электрический ток. Источники. Электрическая цепь и её составные части

25.12


33

1

Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

14.01


34

1

Действие тока. Направление тока. Сила тока. Единицы силы тока

16.01


35

1

Амперметр. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

21.01

36

1

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

23.01

37

1

Вольтметр. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

28.01

38

1

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи

30.01

39

1

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление

04.02

40

1

Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом»

06.02

41

1

Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

11.02

42

1

Последовательное соединение проводников

13.02

43

1

Параллельное соединение проводников

18.02


44

1

Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников».

20.02


45

1

Работа электрического тока

25.02


46

1

Мощность электрического тока

27.02


47

1

Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

04.03


48

1

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

06.03


49

1

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы

11.03


50

1

Короткое замыкание. Предохранители

13.03


51

1

Повторение материала темы «Электрические явления, постоянный ток»

18.03


52

1

Контрольная работа № 3 по теме «Постоянный ток»

20.03



7

III. Электромагнитные явления



53

1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

01.04


54

1

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Л. Р. №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

03.04


55

1

Применение электромагнитов

08.04


56

1

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

10.04


57

1

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

15.04


58

1

Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Устройство электроизмерительных приборов

17.04


59

1

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления»

22.04



9

IV Световые явления


60

1

Источники света. Распространение света

24.04


61

1

Отражение света. Законы отражения света

29.04


62

1

Плоское зеркало.

Преломление света

01.05


63

1

Линзы. Формула тонкой линзы.

6.05.


64

1

Оптическая сила линзы.

8.05


65

1

Изображения, даваемые линзой

13.05


66

1

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

15.05


67

1

Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Очки.

20.05


68

1

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»

22.05



2

V. Повторение


69

1

Тепловые явления. Электрические явления.

27.05


70

1

Электромагнитные явления.Световые явления

29.05
















Учебно-методический комплект


  1. А.В. Перышкин. «Физика. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд., доп. _М.: Дрофа, 2004.


  1. Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд. М.: «Просвещение», 2004.



  1. Учебники физики 8 класс: Н.С. Пурышева М. Дрофа, 2009 г.,


© 2010-2022