Урок физики в 7 классе Сила трения

Урок по теме "Сила трения" является семнадцатым по счету в теме "Движение и взаимодействие тел" рассчитанной на 24 часа в программе Генденштейна Л.Э. Изучается по 17 параграфу учебника.Разработан с применением требований ФГОС. На уроке применяются технологии деятельностного подхода,проблемного обучения, здоровьесбережения, ИКТ. Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения. Задачи: Образовательные: изучить явле...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 7 классе Сила трения Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения»

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Задачи:

  • Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;

  • Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

  • Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения:

1.словесный, наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний);

2. обобщающий (по принципу расчленения и соединения знаний);

3. творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе);

4. контроль - самоконтроль;

5. частично - поисковый

6. объяснительно-иллюстративный

Оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов.

План урока:

№п/п

Вид деятельности

Время

Организационный этап.


1 мин

II.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин

III.

Актуализация знаний.

7мин

IV.

Первичное усвоение новых знаний.

15мин

Физкультминутка

1мин

V.

Первичная проверка понимания.

6 мин

VI.

Первичное закрепление.

10мин

VII.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1мин

VIII.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 мин

Ход урока:

Этап

Учитель

Ученик

Время

I

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.


Приветствие

1 мин

II.

Ребята, посмотрите на эти предметы (коробок спичек, ластик, мячик,). Как вы думаете, что общего с точки зрения физики может быть между этими предметами?

Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения». Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока?

Слайд №1

(Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение)

- Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение.

2 мин

III.

Хорошо, но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предметов - мячом.

1.Какую величину называют силой

2Что такое взаимодействие тел?

3.Как обозначается сила?

4.Единица измерения силы?

5.Какая сила приложена к телу и направлена к Земле?

6.Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы?

7.Что называют весом тела?

Слайд № 2

Повторная мотивация учащихся

Слайд №3

Задачи изучения силы

Слайд №4

Упражнение «Передай мяч» - учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, отвечая на вопросы по данной теме. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч следующему ученику.

1.(Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел)

2. (Взаимное действие двух тел друг на друга)

3. (F)

4.1 Ньютон)

5. (Сила тяжести)

6. (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела)

7.( Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)


7

мин

IV.

Экспериментальное задание1Слайд№5

Оборудование : бумага, стекло, ручка учебник, карандаш.

1.Проведите на листе бумаги любую линию

Возьмите предметное стекло и проведите линию карандашом на стекле

Сделайте вывод

2. Прижмите, как можно сильнее, два стеклышка друг к другу

Попытайтесь их сдвинуть друг относительно друга

Сделайте вывод

Скажите, какой процесс с точки зрения физики вы наблюдали?

Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение.

Давайте запишем в тетрадях и на доске все что мы узнали о трении.

Слайд №6

Отступите от последней записи 6-8 клеточек вниз и посередине напишите СИЛА ТРЕНИЯ. К концу урока мы свами составим кластер об этой силе

Хорошо. А что вы назовете силой трения?

Запишем в тетрадь.

А как вы думаете, куда направлена сила трения?

Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом: Единица измерения Ньютон.

Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения? Запишите в тетрадь.

Экспериментальное задание № 2

Слайд №8

Группа 1. Возьмите свои ручки, положите их вдоль парты и слегка толкните. Ручка … скользит… по парте.

Теперь положите её поперек парты и также слегка толкните. Ручка… катится …по парте.

А если её совсем не трогать, то она лежит в покое. Во всех трех случаях между ручкой и партой возникает сила трения.

Группа 2.1.Подвиньте на парте учебник. Что вы наблюдали?

2.Подложите под учебник карандаш и толкните учебник вдоль парты.

Что вы наблюдаете теперь?

3. Аккуратно положите учебник на край стола. Что вы наблюдаете?

Экспериментальное задание 3 ( проводит учитель)

1. Возьмем брусок и прикрепим к нему динамометр
2. Положим на брусок один груз и равномерно потянем его по поверхности стола. Снимаем показания динамометра
3. Добавим на брусок еще один груз. Снимаем показания
4. Добавим на брусок третий груз. Снимаем показание динамометра
5. Сравним полученные результаты измерений ( работа с полученной таблицей на доске)



Учитель обобщает выводы из экспериментальных заданий в виде кластера на доске


Наблюдение №1

(на листе бумаги остался след).

? (на стекле след почти не виден)

Наблюдение №2Стеклышки трутся очень плохо)

Вывод из наблюдений (Мы наблюдали Трение)

(Трение - взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению)

(Сила, характеризующая взаимодействие соприкасающихся тел, называется силой трения.)

(Fтр . направлена в сторону, противоположную движению тела относительно другого)

Слайд №7

(Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул)



Рефлексия:



Мы наблюдали трение скольжения, качения, покоя

Слайд №9

Трение качения меньше трения скольжения и трение покоя; трение покоя больше силы трения скольжения

Сделайте вывод из третьего задания

Слайд №10

15

мин

Слайд №11

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!



1

мин

V.

Работа по готовым рисункам и схемам

Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству.



Какая сила присутствует?

Слайд№ 12

Картина «Зимние забавы»

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

(Н.А.Некрасов)

(сила трения скольжения)

Слайд №12

Вдоль опушки Вова едет

На своем велосипеде

И везет варенье

Всем на угощенье.

(сила трения качения)

Слайд №13

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку

Тянут-потянут, вытянуть не могут…Почему не могут?

(сила трения покоя между репкой и почвой очень большая)



6

мин

VI.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону и самооцениванием. Экспресс-диагностика

1.Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А) сила трения скольжения,

Б) сила трения покоя,

В) сила трения качения.

2.На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40 Н. При этом ящик остается на месте. Какая сила при этом возникает?

А) 0 Н

Б) 10 Н

В) 40 Н

г) 100 Н

3.Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А) вправо,

Б) влево,

В) вертикально вниз.

4Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?

А) вниз,

Б) в сторону, противоположную движению,

В) по ходу движения.

5В гололёд тротуары посыпают песком. При этом трение подошв о лёд …

А) не изменяется,

Б) уменьшается,

В) увеличивается.

6При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А) не изменяется,

Б) уменьшается,

В) увеличивается.



10

мин

VII.

Составить проект в рисунках

«Польза и вред трения»

Польза

Вред











1

мин

VIII.

Объясните смысл пословицы с точки зрения физики:

1.Баба с возу, кобыле легче.

2.Не подмажешь, не поедешь.

«Почему мел оставляет след на доске?»

«Какую роль играет слюна при глотании пищи?»

«Для чего иголки тщательно полируют?»



Ответьте: Что мы сегодня узнали о силе трения?

( работа по кластеру)

(сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше противодействует движению телеги)

для уменьшения трения применяют смазки

1.Сила трения скольжения по шероховатой поверхности

2. слюна выполняет роль смазки

3. Иголки тщательно полируют чтобы уменьшить трение

2 мин

nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/02/01/stsenariy-uroka-fiziki-7-klass-sila-treniya-v-ramkakh-fgos



Сила

трения

Fтр

Сила, характеризующая взаимодействие одного тела с другим при соприкосновении, и препятствующая их относительному движению.

Fтр= μmg, μ- коэффициент трения

Трение скольжения - возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения - возникает, если тело не скользит, а катится по поверхности другого.

Трение покоя - сила трения, за счет которой тело удерживается в покое на наклонной плоскости.

Fтр

Причины возникновения силы трения:

  1. шероховатость поверхностей тел.

  2. взаимное притяжение молекул.

Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения.

При равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.


© 2010-2022