Конспект урока физики по теме Влажность воздуха

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Русова Маргарита Александровна

Название ОУ: Муниципальное образовательное учреждение Ленинская общеобразовательная школа хутора Ленина Белокалитвинского района Ростовской области

Предмет: физика

Класс: 8

Тема урока: «Влажность воздуха»

Цель:

Обучающая цель:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Испарение. Конденсация".

2. Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

3. Обучить способу измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения - гигрометра, психрометра.

Развивающая цель:

1. Развивать умения применять знания на практике по использованию приборов для определения влажности воздуха, контролировать и оценивать результаты своих действий, производить измерения и вычисления

Воспитывающая цель:

1. Воспитывать положительные отношения к знаниям.

2. Побудить решать задачи самостоятельно.

3. Укреплять уверенность в себе.

Задачи:

  1. Формировать умения и навыки учебного труда: получение информации из различных источников (учебная литература, справочная литература), отвечать на поставленные вопросы.

  2. Развивать культуру речи и письма, организацию своего рабочего места.

Методы:

• рассказ-беседа;

• лабораторная работа;

• работа с учебником, таблицей;

• практические упражнения;

• контроль знаний;

• работа в парах, группах

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Н.М. Шахмаева; Сборники задач: Лукашик В.И., Иванов Е.В. - Сборник задач по физике 7 - 8 кл. М.:Просвещение; .Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал для 7-9 кл. - М.:Дрофа, 2004 год.; Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. Качественные задачи по физике 7-9 кл. М.: Просвещение 2005 год.

Время реализации урока: 45 минут

Авторский медиапродукт:

1. Медиапродукт выполнен в Microsoft Power Point

2. вид медиапродукта:

наглядная презентация учебного материала,

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия

• ПК

• Проектор

• Психрометр

• Гигрометр жидкостный

• Изображение волосяного гигрометра

• психрометрическая таблица;

• таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре.

План урока:

1. Организационный момент .

2. Актуализация знаний

3. Мотивация

4. Целеполагание

5. Изучение нового материала

6. Физкультминутка

7. Работа в группах

8. Лабораторная работа

9. Закрепление

10. Итог урока

11. Рефлексия

12. Оценки

13. Домашняя работа

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

Доброе утро! Я вижу, что все вы пришли на урок в хорошем настроении. Так давайте поработаем сегодня так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть еще и лучше. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

Приветствие детей.

2. Мотивация.

Ребята, ответьте , пожалуйста, на вопросы:

Зимой лежал, а весной в речку побежал.

Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем, -

Ищем, ищем, не найдем!

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

Кто это такой садовник -

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и цветы?

Вырос лес, белый весь: пешим не войти и конным не въехать?

Что объединяет все эти физические явления?

А откуда появляется вода в воздухе?

Назовите предметы в классе с которых сейчас происходит парообразование?

Предположите, как определить сколько воды в виде пара содержится в воздухе нашего класса?

Где вы можете найти ответ на этот вопрос?

На этот вопрос вы ответите, изучив новую тему.

Как вы думаете, как будет сформулирована тема нашего урока?

Ответы детей.

(Снег)

(Туман)

(Роса)

(Иней)

(Облака)

(Дождь)


(Узор на стекле)

Вода, которая находится в воздухе.

При испарении.

кожа человека, вода в ведре, цветы


«Влажность воздуха»

3. Целеполагание

Что вам нужно знать, чтобы изучить тему влажность воздуха?

1. Понять смысл понятий «Влажность воздуха», «Абсолютная влажность», «Относительная влажность»

2. Научиться измерять влажность воздуха.

3. Научиться вычислять влажность воздуха.

4. Выяснить значение влажности воздуха в жизни.

Определение влажности воздуха, обозначение, единицы измерения, формула, способы измерения, способы вычисления, применение и значение в жизни.

4. Актуализация знаний. (Выполнение проверочных заданий)

1.Какой тепловой процесс сопровождается переходом вещества из жидкого состояния в газообразное?

2.Известны два вида парообразования. Выбери правильный ответ: а) испарение и плавление

б) испарение и кипение

в) кипение и конденсация

3.Какой пар называется насыщенным?

4.Что такое удельная теплота парообразования.


5Конспект урока физики по теме Влажность воздуха. По графику зависимости температуры от времени определите:

1. Для какого вещества построен график.

2. Что происходит с алюминием на участке ВС, СД?

3. Какие процессы будут происходить с алюминием при дальнейшем повышении температуры?

Испарение

б

Пар находящийся в термодинамическом равновесии со с жидкостью называется насыщенным.

физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры.


алюминий

плавление, нагревание

кипение, парообразование

5. Работа по новой теме.

(появляется старушка)

У. Ой, здравствуйте, бабушка.

С. Доброго здоровья, милая.

У. Вы кто и зачем к нам на урок пожаловали?

С. Я, Мария Николаевна, бабушка Маши Поповой. Вчерась она была у меня в гостях и рассказала, что на ваших уроках можно узнать много полезного. Вот я ирешила поглядеть. Сама-то я давно в школу-то ходила. У. Ну что ж, проходите, присаживайтесь. А что это вы с корзиной?

С. Тормозочек с собой прихватила, путь ведь не близкий. (достает из корзинки соль, она мокрая). Ой, а соль-то мокрая. Это кто ж так над старухой плдшутил?

У. А корзинка ваша где осталась на ночь?

С. Так на улице, что б тормозок-то не пропал .

У. Ребята, как вы думаете, почему соль сырая?




Из - за содержащегося в воздухе водяного пара.

Итак, что же такое влажность воздуха? Ответ на этот вопрос вы найдете в § 41.

Влажность воздуха

Абсолютная

ОтносительнаяКонспект урока физики по теме Влажность воздухаКонспект урока физики по теме Влажность воздуха

Влажность воздуха - это количество содержащегося в воздухе водяного пара.

Абсолютная влажность воздуха показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объемом 1 м³ при данных условиях



Какая у нее единица измерения?

Какая физическая величина имеет такую же единицу измерения?

Поэтому абсолютную влажность обозначают так же как плотность

Запишите в тетрадях

ρ-абсолютная влажность воздуха

[ρ]= г/м3

Абсолютная влажность воздуха ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м³ при данных условиях, т.е., чему равна плотность водяного пара.

Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3

Много это или мало ?

Для ответа на этот вопрос данных недостаточно. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнить однородные величины друг с другом?

Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться относительная

г/м3

плотность





Деление (отношение)

6. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

в стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Относительная влажность обозначается греческой буквой «фи» и равна отношению плотности водяных паров к…

ρ

φКонспект урока физики по теме Влажность воздуха =

? (ρ о)

К чему? Давайте рассуждать Сравнивать можно однородные величины, в числителе находится плотность, значит и в знаменателе тоже должна находится…

Плотность водяных паров можно сравнить с плотность насыщенных водяных паров.

Итак, формула для относительной влажности будет иметь вид

ρ

φКонспект урока физики по теме Влажность воздуха = * 100 %

ρ о

Запишите формулу в тетрадь.

По этой формуле мы можем определять влажность воздуха. Но как быть, если необходимо знать влажность в складе, где хранится зерно или в библиотеке , где книги боятся отсыреть от большой влаги.



Плотность


.

Работа в группах

С. (копается в корзинек, достает оттуда гигрометр и смотрится как взеркало) Ничего не видно. (отставляет. Достает психрометр, ставит его подмышку) Я нвдысь в сундуке прибирала, нашла вакие-то приспособления от деда мово остались. Хотела выкинуть, а потом думаю: «Отнесу Марьюшке, нпихай играется»

У. Вот это да. Ребята, посмотрите, что принесла нам Мария Николаевна. Ведь это же приборы, с помощью которых можно определять влажность воздуха.


1 группа

Психрометр

1.Определи температуру сухого термометра t1.

2.Определи температуру влажного термометра t2

3. Найди разность t= t1- t2

4Конспект урока физики по теме Влажность воздуха. По психрометрической таблице на пересечении показаний сухого термометра t1 и разности показаний сухого и влажного термометра t определи влажность воздуха.

Показания

сухого термо-

метра, °С

Разность показаний сухого и влажного термометра, °С

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Относительная влажность, %

0

100

81

63

45

28

11

-

-

-

-

-

2

100

84

68

51

35

20

-

-

-

-

-

4

100

85

70

56

42

28

14

-

-

-

-

6

100

86

73

60

47

35

23

10

-

-

-

8

100

87

75

63

51

40

28

18

7

-

-

10

100

88

76

65

54

44

34

24

14

5

-

12

100

89

78

68

5

48

38

29

20

11

-

14

100

89

79

70

60

51

42

34

25

17

9

16

100

90

81

71

62

54

45

37

30

22

15

18

100

91

82

73

65

56

49

41

34

27

20

20

100

91

83

74

66

59

51

44

37

30

24

22

100

92

83

76

68

61

54

47

40

34

28

24

100

92

84

77

69

62

56

49

43

37

31

26

100

92

85

78

71

64

58

51

46

40

34

28

100

93

85

78

72

65

59

53

48

42

37

2 группа

Конденсационный гигрометр

1.Тканью хорошо отполируйте переднюю стенку К металлическую коробки А

2.Налейте внутрь коробки легко испаряющуюся жидкость-спирт.

3Конспект урока физики по теме Влажность воздуха.Вставьте термометр и измерьте температуру спирта t1

4. помощью резиновой груши Г, вызывают сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки.

5. С помощью резиновой груши Г, интенсивными движениями вызывают сильное испарение спирта и быстрое охлаждение коробки.

6. По термометру заметьте температуру t2, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки К.

Появление росы указывает, что водяной пар стал насыщенным. Зная температуру воздуха t1 и температуру точки росы t2по таблице определим влажность воздуха

Влажность = Конспект урока физики по теме Влажность воздуха=

t, °С

, г/м'

1

5,2

2

5,6

3

6,0

4

6,4

5

6,8

6

7,3

7

7,8

8

8,3

9

8,8

10

9,4

11

10,0

12

10,7

13

11,4

14

12,1

15

12,8

16

13,6

17

14,5

18

15,4

19

16,3

20

17,3

25

23,0

По данным видеоролика определить влажность воздуха.

3 группа

2Конспект урока физики по теме Влажность воздуха. Волосяной гигрометр

Его действие основано на свойстве обезжиренного человеческого волоса изменять свою длину при изменении влажности воздуха, что позволяет измерять относительную влажность от 30 до 100%. Волос натянут на металлическую рамку. Изменение длины волоса передаётся стрелке, перемещающейся вдоль шкалы. измерения влажности воздуха.

Представители от каждой группы выступают, демонстрируя и рассказывая принцип действия приборов.

7.Лабораторная работа.

Практическая работа «Определение относительной влажности воздуха в кабинете физики с помощью психрометра».

Цель работы: определить относительную влажность воздуха в кабинете.

Оборудование: термометр демонстрационный, термометр лабораторный, стакан с водой комнатной температуры, кусок марли, психрометрическая таблица.

Указания к работе.

1. С помощью термометра измерь температуру воздуха в классе tсух . Показания запиши в таблицу.

2. Оберните резервуар термометра лабораторного марлей так, чтобы кончик ткани свободно свисал в воду.

3. Наблюдая за показаниями термометра, запишите самое низкое показание термометра, это значит tвлаж. Показание измерений занеси в таблицу.

Выполнение работы вместе с учителем

8.Закрепление

Повторим материал, закрепим умения,

чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я".

(тест из конструктора урока)

Так почему же у Мрии Николаевны соль намокла?

С. А я-то думала, что соседский парнишка озорничает. (смотрит по сторонам) Что-то у вас часы какие-то странные, все показывают разное время.

У. А это у нас не часы, а еще один прибор для измерения влажности воздуха. И называется он волосяной гигрометр. А как он работает - вы, ребята, подготовите на следующий урок электронные презентации.Дрова в печи трещат и мечут искры к ненастью. Почему?

(Ответ: перед дождём влажность воздуха очень высокая, а соль активно впитывает влагу.)

(Ответ: Если влага высокая, то дрова впитывают влагу и разбухают. При горении таких дров, вода, содержащаяся в них, кипит, и пар разрывает волокна древесины.)

9. Итог урока

С

ρ

φ = * 100 %

ρ ооставляют кластер

Точка росыКонспект урока физики по теме Влажность воздуха

Конспект урока физики по теме Влажность воздуха

Конспект урока физики по теме Влажность воздуха

Конспект урока физики по теме Влажность воздуха

10. Рефлексия

Как вы чувствовали себя на уроке? Урок вам понравился?

11. Оценки

Сегодня вы поработали на уроке замечательно. И об этом свидетельствуют ваши оценочные листы. Кто поставил себе «5», «4», «3».

Молодцы! Спасибо за работу!

12. Домашняя работа

§ 41, ответы на вопросы

Подготовить презентации на тему 1.«Влияние влажности на здоровье человека»

2. «Устройство и принцип действия волосяного гигрометра».


Оценочный лист

Вид работы

Оценка

1

Повторение домашнего задания


2

Лабораторная работа


3

Закрепление нового материала-тест


Итоговая оценка





Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

festival.1september.ru/

videouroki.net/

nsportal.ru/

Н.А. Янушевская «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях» (издательство «Глобус» 2009 год)

Ю.В. Щербакова «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях» (издательство «Глобус» 2008 год)

© 2010-2022