• Преподавателю
  • Физика
  • Урок физики элективного курса «На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Урок физики элективного курса «На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Знакомство с физикой ученики начинают с начальной школы на уроках математики, окружающего мира и технологии. Затем до седьмого класса наблюдается перерыв в изучении физики, что отрицательно сказывается при изучении в основной школе, так как ученики одновременно изучают физический язык и получают знания по физике. Для изменения ситуации мною разработан элективный курс «На пути в физику» для 5-6 классов. В предлагаемой разработке урока я раскрываю технологию общения учитель-ученик в виде проблемно... В ходе урока ученики знакомятся с новой терминологией, описывающей механическое движение, принимают активное участие в проведении эксперимента. По ходу урока ученики заносят в тетрадь символику в виде опорных знаков, что позволяет им легче воспроизводить новые знания.
Раздел Физика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Картунов Валерий Александрович,

учитель физики МОУ лицей №9 им. А.Н. Неверова.

г. Волгоград.

Урок физики элективного курса «На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Введение.

Многие педагоги заметили, что социальные изменения, достижения науки и культуры актуализировали задачу развития положительных индивидуальных свойств личности - способностей, интересов, склонностей к различным образовательным областям, в том числе и физике. Курс физики основной школы стал трехступенчатым. Первая ступень охватывает 1-3 классы, где знакомство с физикой проходит на математике, технологии, окружающем мире. Вторая ступень интегративные курсы типа «Естествознание», «Природоведение», «Окружающий мир» и т.д., третья ступень - 7-9 классы (базовый курс). Однако наряду с положительными переменами усилились и негативные тенденции нарушения преемственности в обучении: обновлённый курс биологии требует более серьёзной подготовки учащихся по физике и химии.

В 5-6 классах ученики теперь на уроках биологии рассматривают химический состав клетки (органические и неорганические вещества), различные виды движения, силы (включая подъёмную силу, действующую на крыло птицы), давление, движение жидкостей. Это достаточно сложные вопросы, но программа 5 класса не обеспечивает понятийного базиса для их изучения. Аналогичная ситуация наблюдается с курсом географии: на уроках рассматриваются атмосферное давление, конвекционные потоки, климат и климатические зоны и т.д., что не соответствует подготовке учащихся по физике в рамках курса естествознания. Зато курсы естествознания дублируют материал, изучаемый на уроках биологии, тем самым приводя к перегрузке учащихся.

Решить эту проблему можно с помощью введения элективных курсов по физике «На пути в физику», для учеников 5-6 классов. Предлагаю разработку одного из занятий по теме «Изучение механического движения».

Цели: Познакомить учеников с видами механического движения, с элементами, описывающими механическое движение, с причинами возникновения конкретного вида механического движения.

Развивать наблюдательность и умение анализировать физическое явление, выражать собственное мнение с применением физической терминологии.

Раскрывать и развивать творческие способности обучающихся.

Задачи: Формировать умения моделировать различные виды механического движения с помощью простых приборов и оборудования.

Используя диалоговую форму общения подводить обучающихся к получению новых физических знаний об окружающем мире.

Оборудование:

Самодельный прибор на основе легкоподвижной тележки (игрушки), капельница и грузы (пластилин).

Ход занятия.

Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с таким физическим явлением как механическое движение. Попробуем рассмотреть физические процессы, которые связаны с движением тел. Поможет нам ваша одноклассница Федякова Юля, которая помогала создавать прибор, с помощью которого можно наблюдать и анализировать разные виды механического движения. Давайте начнем с того, что вы попробуете описать движение троллейбуса, отъезжающего от остановки.

Ученики: «В начале, троллейбус стоит, потом он разгоняется и увеличивает свою скорость»

Учитель: « Правильно. Вы знаете из математики как обозначается скорость. Запишем эту букву  и поставим рядом стрелку вверх , т.е. скорость увеличивается при разгоне. По каким признакам мы узнаем, что скорость растет?

Ученики: « Все предметы, которые находятся вдоль дороги, троллейбус проезжает быстрее и быстрее: дома, деревья, столбы».

Учитель: «Молодцы, правильно. Можно так сказать - троллейбус ускоряется».

Теперь попросим Юлю смоделировать все то, о чем мы говорили.

Далее продолжает Юля. Она рассказывает об устройстве прибора.

Показывает, как работает капельница. Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

«Обратите внимание на пузырёк. Он имеет два отверстия, снизу и сверху. Сверху в это отверстие опущен гвоздик. Смотрите внимательно, в этом сосуде находится вода, но она не выливается, когда гвоздик закрывает верхнее отверстие. Откроем его, вода начинает капать через равные промежутки времени. Назовём пузырек капельницей.»

Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Приспособим игрушечную тележку для исследования движения.

Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Демонстрирует оборудование, которое приготовлено для моделирования различных видов механического движения: игрушечная тележка, нить, привязанная к тележке и к маленькому ведерку, ровная плоскость на конце которой блок, грузы из пластилина. Закрепляет капельницу.

Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Ученица: «И так рассмотрим начало - разгон. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы тележку с нитью и привязанной к другому концу ведёрку заставить двигаться тележку, как двигался троллейбус в начале?».

Ученики: «Надо в ведёрко добавить воды, ведёрко будет тянуть вниз, действовать на нить и нить потянет тележку».

Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение» Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Ученица: « Мне нужны помощники. Проводим эксперимент. Наливаем воду в ведёрко, перебрасываем нить через блок и наблюдаем. Тележка стоит на месте. Почему?»

Ученики: «Малая сила тяги, надо добавить воды».

Помощник добавляет пипеткой воды - тележка начинает двигаться и разгоняется.

Ученица: «Мы наблюдали механическое движение. Чтобы узнать, какое это движение посмотрим на капельный след».

Учитель: «Подойдите, посмотрите и зарисуйте у себя в тетрадях, как расположены капли на плоскости, по которой двигалась тележка»

Ученики после осмотра: «Капли удаляются друг от друга».

Ученица: «А как они удаляются?

Ученики: «Они удаляются примерно на одинаковое расстояние, капля от

капли»

Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Учитель: «Мы с вами наблюдали равноускоренное движение».

Чтобы облегчить понимание изучаемого, изобразите в тетради после скорости рисунок в капель и сокращенно название механического движения в виде схемы (учитель показывает на доске) •• • • • • Р.У.

Учитель: «Молодцы. А теперь троллейбус приближается к остановке. Как движется троллейбус?»

Ученики: «Он едет медленнее, скорость уменьшается и он останавливается».

Учитель: «Назовите признаки такого движения. Вспомните, как стоят электрические столбы вдоль дороги».

Ученики: «Если наблюдать за столбами из троллейбуса, то время движения от столба до столба будет увеличиваться».

Учитель: «Верно, и можно сказать тело будет замедляться».

Ученица: «А теперь смоделируем и пронаблюдаем как троллейбус подъезжал к остановке на нашем приборе»

(после разных экспериментов ученики добились того, что при движении ведерко с водой коснулось пола и перестало тянуть нить, тележка стала двигаться медленнее и остановилась)

Ученица: «Почему тележка стала двигаться иначе после того как ведерко коснулось пола?»

Ученики: «Как только ведерко коснулось пола, прекратила действовать на тележку сила, она катилась, сама и её остановило трение».

Смотрим на капельный след движения, которое называется равнозамедленное.

Урок физики элективного курса « На пути в физику» для 5 класса по теме «Механическое движение»

Учитель: « Изобразим рисунок в тетради • • • • •• Р.З.

Учитель: «А теперь давайте пофантазируем. Подумайте, каким будет капельный след, если тело движется, не меняя своей скорости?»

Ученики: «Капли будут на одинаковом расстоянии друг от друга»

Учитель: «Что мы будем замечать при движении в троллейбусе, глядя на столбы?»

Ученики: «Вдоль дороги стоят столбы на одинаковом расстоянии друг от друга и если определять время проезда от столба до столба, то оно будет одинаковым».

Учитель: «Вы сейчас сами вывели определение движения, которое называется равномерным». Уточним его. Я начну, а вы продолжите. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит, продолжайте.

Ученики: «Равные расстояния или пути называется равномерным».

Учитель: « Теперь сделайте так, чтобы тележка двигалась не меняя скорости, равномерно».

Ученики добавляют на тележку пластилин, пробуют разные варианты и добиваются результата, при котором тележка на одном участке движения оставила капли на одинаковом расстоянии друг от друга.

Ученица: «Выделим участок, где расстояние между каплями одинаковое, можно воспользоваться линейкой».

Ученики: «Эти расстояния приблизительно одинаковые. Значит, мы наблюдали равномерное движение».

Учитель: «Вы заметили, как трудно получить равномерное движение. Как пример равномерного движения можно назвать движение молекул и равномерно тонут тела.»

Изобразите схему равномерного движения • • • • • Р.М.

Учитель: «Подведем итоги. Какие мы с вами установили закономерности при моделировании движений?».

Ученики: « В первом случае - если на тележку действует ведерко с одинаковым количеством воды (учитель подсказывает «с постоянной силой»), то тележка разгоняется, т.е. движется равноускоренно. Когда она движется и на нее перестает действовать сила тяги, то тело двигается останавливаясь, т.е. равнозамедленно»

Учитель: «Движение, когда перестает действовать сила, физики называют движением по инерции, это новое слово и оно означает сохранение какого-то состояния или движения, или покоя, в данном случае это было сохранение движения. Но вы не сказали о равномерном движении».

Ученики: «Мы долго не могли добиться равномерного движения, тележка или разгонялась или стояла на месте. И только когда мы нагрузили ее пластилином и подобрали определенное количество воды в ведре, она немного двигалась равномерно».

Учитель: «Все правильно, равномерное движение получить очень трудно. Надо добиться равенства силы тяги и силы трения. Равномерно двигаются… продолжите».

Ученики: «Молекулы и тонут тела».

Учитель: «Подведем итоги сегодняшнего занятия».

  1. С какими видами механического движения мы познакомились?

  2. Как получить каждый вид движения?

  3. Что дает нам моделирование физического явления?

Ученики отвечают, дополняя собственными примерами и рассуждениями из собственных знаний и жизненного опыта.

Учитель: Вы сегодня очень хорошо поработали. Фотографии ваших исследований мы поместим в вашу копилку новых знаний и будем использовать для уроков в других классах при изучении подобных тем. Спасибо вам за активное участие в добывании новых знаний и скажем Юлии огромное спасибо за ее помощь в подготовке и проведении сегодняшнего занятия.

Домашнее задание: Смотрите на рисунки в ваших тетрадях и расскажите домашним всю тему. Придумайте или найдите в литературе или интернете другие способы наблюдения и регистрации различных видов механического движения.







© 2010-2022