- Преподавателю
- Физика
- Конспект урока физики в 8 классе Электризация тел
Конспект урока физики в 8 классе Электризация тел
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Царьгородцева И.С. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме:
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с историей зарождения учения об электричестве; познакомить с явлением электризации; научить обнаруживать электрические заряды на телах; доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.
Воспитательные: приучить учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, самооценке.
Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, обобщать изученный материал, умение проводить рефлексию своей деятельности.
Оборудование: деревянная палочка, палочка из оргстекла, эбонитовая палочка, лист бумаги, гильзы и пластина из фольги, полоски полиэтилена и бумаги, мех.
Предварительная подготовка: один из учеников получает задание подготовить доклад на тему: «Практическое значение электризации».
Ход урока:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. (Слайд 1)
Учитель: Слово «Электричество» довольно прочно вошло в нашу жизнь. Что же оно означает? Ответ на этот вопрос нам необходимо будет найти сегодня. Для этого придётся потрудиться, изучив большой круг физических явлений. Данная тема, несомненно, интересна и увлекательна, наше занятие мы начнем с путешествия в Древнюю Грецию. (Звучит Греческая музыка). (Слайд 2)В красивом городе Милете жил философ Фалес. И, вот, однажды вечером произошло следующее:
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
На берегу у озера
Пряла однажды шерсть.
Веретено янтарное,
Как солнце лучезарное,
Вращаясь, дело спорило,
Хвала б ему да честь.
Да что-то сердце ёкнуло,
Рука внезапно дрогнула,
И чудо - веретёнышко
Вдруг сорвалось к воде.
Вода его приметила
И ласково так встретила
Волной, обдав как пёрышко,
Отдав его земле.
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного
Приняв его у берега,
Спешила обтереть.
И о хитон свой новенький,
О шерстяной о тоненький
Стала тихонько, бережно
Веретено тереть.
И тут она заметила,
Случайно заприметила,
Что вдруг пристало несколько
Шерстиночек к нему.
Списав на влажность оное
Явленье незнакомое
Прижала сильней прежнего
Хитон к веретену.
И тёрла, что есть силочек,
Да вот число шерстиночек
Никак не убавлялось,
А только лишь росло.
Немного утомлённая,
Сим чудом удивлённая
С желаньем не рассталась
Отца спросить про то.
Отец дал разъяснения:
"Секрет сего явления
Сокрыт в веретене самом,
Как корешок в земле".
Дочь Фалеса Милетского,
Философа известного,
Уверилась, что дело в нём,
В прекрасном янтаре.
Учитель: Почему же это произошло? В чем суть данного физического явления? Давайте разберемся.
Запишем в тетрадях тему нашего урока: (Слайд 3)
Электризация тел. Два рода зарядов
Учитель: (Слайд 4)
Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас, научился объяснять, что такое электризация и как взаимодействуют друг с другом заряженные тела. А для создания хорошего настроения давайте немного украсим наш класс воздушными шарами. (Два ученика натирают шары о голову и подносят к потолку стене)
Эксперимент 1: На нити подвешиваем деревянную палочку (линейку). Кусочком меха или шерсти натираем эбонитовую палочку и подносим к линейке. Что происходит? (Линейка приходит в движение)
Заменив линейку на пластину из фольги, проводим аналогичный эксперимент.
Эксперимент 2: Нарвите маленькие кусочки бумаги. Ручку потрите о волосы и поднесите к бумаге. Что произошло? (Кусочки прилипли к ручке)
Итак, как мы уже узнали, способность тел после натирания притягивать к себе мелкие предметы была известна ещё в VI веке до нашей эры. (Слайд 5)
(Слайд 6) Однако историю науки об электричестве можно начинать с исследований Вильяма Гильберта, врача английской королевы Елизаветы. Первую свою работу по электричеству Гильберт опубликовал в 1600 году, где описал электризацию трением и доказал, что способностью натертого янтаря обладают стекло, сургуч, сера. Здесь он впервые в истории науки применил термин «электричество».
Так, что же такое электризация и электрический заряд? (Слайды 7,8)
1.Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией.
2.Электризация это процесс сообщения телу электрического заряда.
Электрический заряд - это мера свойств заряженных тел взаимодействовать друг с другом
Эксперимент 3: На полоску бумаги положили полоску из полиэтилена. Погладили их тыльной стороной ладони, а затем развели в разные стороны и опять сблизили. Что вы наблюдаете? (Они притягиваются друг к другу)
Это говорит о том, что при трении электризуются оба тела.
Эксперимент 4: Подвесим гильзу из фольги на капроновой нити к штативу и прикоснемся к ней палочкой из оргстекла, потертой о бумагу. Как объяснить дальнейшее поведение гильзы? (Она оттолкнулась, так как получила такой же заряд, как и палочка).
Из этого опыта следует, что одноименные заряды отталкиваются.
Эксперимент 5: Подвесим на капроновой нити две гильзы из фольги, одну зарядим от эбонитовой палочки, потертой о шерсть, другую - от стеклянной палочки, потертой о бумагу. Дайте объяснение наблюдаемому явлению. (Гильзы притягиваются друг к другу, так как получили разные заряды)
Мы на опыте убедились, что разноименные заряды притягиваются.
Эксперимент 6: На капроновой нити подвесим пластмассовую линейку. Медленно поднесем к ней такую же, наэлектризованную о шерсть, линейку и пронаблюдаем за явлением отталкивания двух одинаково наэлектризованных тел.
Что будете наблюдать, если:
а) поднести стеклянную палочку, потертую о шелк;
б) поднести ручку, потертую о бумагу? (линейка будет притягиваться).
(Слайд 9)Французский физик Шарль Дюфе в 1730 году изучал взаимодействие наэлектризованных тел. Он заметил, что в одних случаях тела притягиваются, а в других - отталкиваются. Например, потертые шелком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, но притягиваются к смоляной палочке, потертой о шерсть. Он объяснил это тем, что существует два рода электричества - «стеклянное» и «смоляное». Тела, заряженные электричеством одного вида, отталкиваются, а заряженные электричеством разного вида - притягиваются. В 1778 году американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин назвал «стеклянное» электричество положительным, а «смоляное» - отрицательным.
А теперь внимательно посмотрите опыт с султанами и постарайтесь дать объяснение: почему лепестки все больше расходятся? (Слайд 10)
А сейчас я предлагаю вам узнать, как проходит изучение явления электризации в другой школе (Слайд 11)
Ученик делает доклад о практическом значении электризации.
Закрепление пройденного:
А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд и, с его помощью, закрепить полученные сегодня знания. В закрашенных клеточках получится то, чего я вам желаю на протяжении всей учебы. (Слайд 12)
Вопросы к кроссворду:
-
Какое вещество так же обладает способностью притягивать к себе мелкие частицы после трения. (Сургуч)
-
То, что образуется на поверхности тел после трения? (Заряд)
-
Как себя ведут одноименные заряды? (Отталкиваются)
-
Какое слово произошло от слова «янтарь»? (Электричество)
-
Из какого города был философ Фалес Милетский?(Милета)
Д/З: §25, 26.