Рабочая программа по физике 7 класс

Планирование составлено на основе: •          федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года  (http:// mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483//) •          Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы базовый уровень  (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/)           •          учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сарсаз-Багряжская сред...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно - тематическое планирование по физике

класс: 7

учитель: Данилина Лейсан Николаевна, учитель математики I квалификационной категории

Кол-во часов

Всего 70 часов, в неделю _2_ часа.

Плановых контрольных уроков 4 ,

Планирование составлено на основе:

• федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года ( mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483//)

• Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы базовый уровень (mon.gov.ru/work/obr/dok/)

• учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сарсаз-Багряжская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год

Учебник: Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2006

Дополнительная литература:


  1. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. сред.

  2. А.В.Чеботарева Тесты по физике 7класс. К учебнику Перышкина А. В « Физика 7 класс»




Пояснительная записка

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. Предмет «физика» входит в образовательную область естествознание.

Место и роль курса в обучении.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета « Физика» на ступени основного общего образования в 7 классе. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (из расчета 2 час в неделю).

Общая характеристика учебного процесса.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса применяется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений и исследований физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов осуществляется систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

В курс физики 7 класса входят следующие разделы:

Введение.

Первоначальные сведения о строении вещества.

Взаимодействие тел.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Работа и мощность.

Энергия.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: гипотеза о дискретном строение вещества; диффузия, взаимодействие частиц вещества, механическое движение, равномерное и неравномерное движение, скорость, плотность, силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости, закон Гука, закон Паскаля, архимедова сила, работа, мощность, энергия, плавание тел, «Золотое правило» механики.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков мозгового штурма и т.д.

При преподавании используются организационные формы обучения

- классноурочная система

-лабораторные и практические занятия;

-применение мультимедийного материала;

-решение экспериментальных задач

-исследовательская работа;

-самостоятельная работа;

- творческие работы.

Уровень обучения - базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.

Общая характеристика учебного процесса

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательских лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет-ресурсов коллекции ЦОР.

Результаты изучения курса « Физика» должны полностью соответствовать стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание в программе уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Учащиеся должны оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Система оценивания.

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержание программы .

(70часов)

Физика и физические методы изучения природы. (5ч)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (22 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (19 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (16 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Повторение (3ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Цели изучения курса - выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.


Перечень учебно-методических средств обучения .

Основная и дополнительная литература:

1,Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002.

2.Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие.- М.: Дрофа, 2005.

3.Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. .Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2003.

4.Л.А.Кирик. Самостоятельные и контрольные работы 7-9 класс,- М: Дрофа,2005г

5.Газета «1сентября» приложение «Физика»

6.Интернет-ресурсы

7.1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы;

8.Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.

Литература для учащихся

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

Перышкин А. В. Сборник задач по физике.- М: Экзамен,2008г


Тематическое планирование уроков физики в 7 классе.


№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные уроки и тесты

1

Физика и физические методы изучения природы

5

-


Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки»

Кратковременный тест № 1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

-

-



Кратковременный тест № 11

3

Взаимодействие тел

22


Л/работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Л/работа № 3, 4 «Измерение объема и плотности вещества (твердого тела и жидкости)»

Л/работа № 5 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

Контрольная работа по теме

«Механическое движение.

Масса тела.

Плотность вещества»

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел».

Кратковременный тест № 2, 3, 4

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

19


Л/работа №6 «Измерение архимедовой силы»

Л/работа №7 «Изучение условий плавания тел»

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Кратковременный тест № 12, 13, 14

5

Работа и мощность. Энергия

16


Л/работа № 8

«Исследование условия равновесия рычага»

Л/работа № 9 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

Контрольная работа по теме «Работа, мощность, энергия»


Кратковременный тест № 7, 8, 10


Повторение

3




Итого

70

9

4 и 11

Поурочное планирование уроков физики в 7 классе

№ урока

Тема урока

Тип урока

Практическая часть

Требования к уровню подготовки


Материал учебника

Дата по плану

Фактическая дата

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы (5 часов)



1/1

Физика - наука о природе. Наблюдения и опыты. Описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория.

УОНМ

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.


Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях.

§

1-3

2.09


2/2

Физические величины и единицы их измерение.



КУ


Лабораторный опыт «Измерение размеров бруска».

Использовать физические приборы для измерения размеров.

§4

5.09


3/3

Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические приборы

УОНМ

Физические приборы.

Лабораторный опыт «Измерение температуры»

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

§5

9.09


4/4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки».

УПЗУ

Презентация

3. Определение цены деления шкалы мензурки.



12.09


5/5

Физика и техника.

Тест

УКЗУ



Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

§6

16.09



№ урока

Тема урока

Тип урока

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Материал учебника

Дата по плану

Фактическая дата

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 час).



1/6

Строение вещества. Молекулы.

УОНМ

Презентация



§7-8

19.09


2/7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

КУ

Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.




Сцепление свинцовых цилиндров.


Уметь описывать и объяснять диффузию.

§9

23.09


3/8

Взаимодействие частиц вещества.

КУ


Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул.

§10

26.09


4/9

Три состояния вещества.

УОНМ

Сжимаемость газов, сохранение объема жидкостей при изменении форм сосуда.



§11-12

30.09


5/

10

Повторительно-обобщающий урок. Тест .

УПЗУ

Презентация



§7-12

3.10




№ урока

Тема урока

Тип урока

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Материал учебника

Дата по плану

Фактическая дата

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема 3 «Взаимодействие тел» (22 час).



1/

11

Механическое движение. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Траектория. Путь.

УОНМ

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.


Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение.

§13-14

7.10


2/

12

Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости.


КУ


Лабораторный опыт «Измерение скорости равномерного движения».

Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния и промежутков времени.

§15

10.10


3/

13

Решение задач на расчет пути и времени движения.

УПЗУ



Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

§13-15

14.10


4/

14

Графическое представление движения.


КУ

Презентация

Лабораторный опыт «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении».

Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени.

§16

17.10


5/

15

Явление инерции. Решение задач.

УПЗУ

Явление инерции.

Презентация


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

§17

21.10


6/

16

Взаимодействие тел.

Тест № 2.

УКЗУ

Взаимодействие тел.



§18

24.10


7/

17

Масса тела. Единицы измерения массы.

Методы измерения массы.

КУ



Знать и понимать смысл физической величины масса тела.

§19-20

28.10


8/

18

Лабораторная работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах».

УКЗУ

Презентация

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Использовать физические приборы для измерения физической величины массы.


31.10


9/

19

Плотность вещества.

Методы измерения плотности.

КУ



Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества.

§21

11.11


10/20

Лабораторная работа № 3 «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела».

УКЗУ

Презентация

«Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела».


14.11


11/21

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема и определение плотности жидкости».

УКЗУ

Презентация

«Измерение объема и определение плотности жидкости».



18.11


12/22

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Тест .

УПЗУ



Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

§22

21.11


13/23

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

УКЗУ




§18-22

25.11


14/24

Анализ контрольной работы. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

УОНМ


Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тяжести от массы»

Знать и понимать смысл физической величины сила.

§23-24

28.11


15/25

Сила упругости.

КУ

Зависимость силы упругости от деформации.

Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости».

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации.

§25

2.12


16/26

Вес тела. Невесомость.

КУ

Невесомость

Презентация



§26

5.12


17/27

Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

УОНМ



Решать задачи на применение изученных физических законов.

§27

9.12


18/28

Динамометр. Лабораторная работа № 5

«Градуирование пружины и измерение силы динамометром».

УКЗУ

Презентация

«Градуирование пружины и измерение силы динамометром».

Уметь использовать физические приборы для измерения силы.

§28

12.12


19/29

Сложение двух сил.

УПЗУ

Сложение сил.

Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу».


§29

16.12


20/30

Сила трения.


КУ

Сила трения.

Лабораторный опыт

«Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения».

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость: силы трения от силы нормального давления.


§30-31

19.12


21/31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил». Тест.

УКЗУ




§23-31

23.12


22/32

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел».

УКЗУ





26.12





урока

Тема урока

Тип урока

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Материал учебника

Дата по плану

Фактическая дата

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (19 часов).



1/

33

Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

УОНМ

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.


Знать смысл физической величины: давление.

Уметь использовать физические приборы для измерения давлении.

§33-34

13.01


2/

34

Давление газа.

КУ


Лабораторный опыт «Зависимость давления от объема при постоянной температуре».


§35

16.01


3/

35

Закон Паскаля.

Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля».

Тест

УКЗУ

Закон Паскаля.

Презентация


Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля.

§33-37

20.01


4/

36

Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

УПЗУ



Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления в жидкостях и газах.

§38

23.01


5/

37

Решение задач на расчет давления.


УПЗУ



Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.


27.01


6/

38

Сообщающиеся сосуды.

Тест

УКЗУ




§39-40

30.01


7/

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах.

УОНМ

Обнаружение атмосферного давления.



§41

3.02


8/

40

Опыт Торричелли. Барометр - анероид.

КУ

Измерение атмосферного давления барометром- анероидом.


Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления.

§42,45

6.02


9/

41

Манометр. Тест.

УКЗУ




§43

10.02


10/42

Решение задач на расчет давления.

УПЗУ



Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

§36-45

13.02


11/43

Гидравлические машины.

УОНМ

Гидравлический пресс.



§46, 47

17.02


12/44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда.

КУ

Закон Архимеда.

Презентация


Знать смысл закона Архимеда.

§48 , 49

20.02


13/45

Лабораторная работа № 6

«Измерение архимедовой силы».

УКЗУ

Презентация

«Измерение архимедовой силы».



24.02


14/46

Условие плавания тел. Плавание судов.


Презентация


Уметь описывать и объяснять плавание тел.

§50, 51

27.02


15/47

Решение задач на определение архимедовой силы.

УПЗУ



Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

3.03


16/48

Лабораторная работа № 7 «Изучение условий плавания тел».

УКЗУ

Презентация

«Изучение условий плавания тел».



6.03


17/49

Воздухоплавание. Решение задач.

УПЗУ



Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

§52

10.03


18/50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

УПЗУ

Презентация



§33-52

13.03


19/51

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

УКЗУ




17.03



№ урока

Тема урока

Тип урока

Практическая часть

Требования к уровню подготовки

Материал учебника

Дата по плану

Фактическая дата

Демонстрации

Лабораторные работы и опыты

Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (16 часов).



1/

52

Анализ контрольной работы. Механическая работа.

УОНМ

Презентация


Знать/ понимать смысл физических величин: работа и мощность

§53

20.03


2/

53

Мощность.


КУ


Лабораторный опыт «Измерение мощности»

§54

03.04


3/

54

Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе.

Тест.

УКЗУ

Простые механизмы.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов.





§55, 58

07.04


4/

55

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

КУ

Рычаг.


§56

10.04


5/

56

Момент силы

КУ


Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела».

§57

14.04


6/

57

Лабораторная работа № 8 «Исследование условия равновесия рычага».

УКЗУ

Презентация

«Исследование условия равновесия рычага».


17.04


7/

58

Применение законов рычага к блоку.

КУ

Блок.


§59

21.04


8/

59

«Золотое» правило механики.

УОНМ



§60

24.04


9/

60

Коэффициент полезного действия. Решение задач.

УПЗУ

Презентация


Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Знать и понимать смысл физических законов.

Знать и понимать смысл физической величины КПД.

§61

28.04


10/61

Решение задач на расчет КПД.

УПЗУ



Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

05.05


11/62

Лабораторная работа № 9

«Вычисление КПД наклонной плоскости».

УКЗУ

Презентация

«Вычисление КПД наклонной плоскости».


Доп. материал

08.05


12/63

Энергия потенциальная и кинетическая.».

УОНМ

Изменение энергии тела при совершении работы.

Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии

Знать и понимать смысл физических величин: кинетическая и потенциальная энергия.

§ 62, 63

12.05


13/64

Превращение энергии. Закон сохранения механической энергии .

Тест.

УКЗУ

Превращение механической энергии из одной формы в другую.


Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии.

§64

15.05


14/65

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия».

УПЗУ





19.05


15/66

Контрольная работа по теме «Работа, мощность, энергия»


УКЗУ





22.05


16/67

Анализ контрольной работы. Роль математики в физике.

УПЗУ

Презентация



Доп. материал

26.05


Повторение (3 часа)



68

Решение задач на тему «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

УПЗУ



26.05


69


Решение задач на тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

УПЗУ



30.05


70

Решение задач на тему «Работа»

УПЗУ




30.05



© 2010-2022