Конспект урока Условия плавания тел

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







УРОК

Условия плавания тел





Подготовила

учитель физики

Метельская Ю.А.










ТЕМА. Условия плавания тел

Цель урока: исследование условий плавания тел.

Задачи:

Образовательная:

  • определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё, формировать умения объяснять поведение тел в жидкости.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • использовать проблемно-поисковый метод изучения нового материала;

  • научиться применять имеющиеся знания в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательных интересов учащихся;

  • познакомить учащихся с практическим применением знаний о плавании тел;

  • формирование коммуникативной компетентности.


Этап

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент

организовать учащихся, настроить на изучение данной темы

Здравствуйте, ребята!

Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги - физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное в нее тело.

Вы когда-нибудь задумывались, почему маленький камень, брошенный в воду, тонет (опускается на дно), а огромное бревно плавает на поверхности? Почему говорят, что учится плавать лучше на море? Почему масло образует пленку на поверхности воды? Заинтересовались? - Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем ответить на все эти вопросы,

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Запишите, пожалуйста, тему урока: «Плавание тел»

Сегодня на уроке

- повторим понятие выталкивающей силы;

- закон Архимеда;

- вам необходимо будет поработать в группах: провести ряд экспериментов, с помощью которых, мы установим в чем же заключаются условия плавания тел.

"Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью", - советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету"



Записывают тему урока

2. Изучение нового материала

1. Актуализация









2. Постановка учебной

проблемы






Решение учебной проблемы




повторить материал, пройденный на прошлых уроках:

понятие архимедовой силы,

ее расчет и нахождение экспериментальным путем.








сформулировать учебную проблему,






развитие самостоятельной экспериментальной деятельности, умения анализировать свою работу, делать выводы. Формирование коммуникативной компетенции.

Проводит фронтальный опрос:

1.Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

2. Что вы можете сказать о направлении и точке приложения выталкивающей силы-силы Архимеда?

3. От чего зависит архимедова сила?

4. Как можно найти величину архимедовой силы?

5. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?



5. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?


6. Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?

А сейчас перейдем к изучению нового материала.

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости.

Чтобы проверить все гипотезы перейдем к эксперименту. Для этого нам понадобиться оборудование, находящиеся на ваших столах. Не забываем правила техники безопасности. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой!

«Для этого у нас есть шесть групп учащихся - т.е. шесть научных лабораторий. Каждой лаборатории необходим руководитель, который сообщит нам результаты эксперимента.

Каждая лаборатория получила оборудование и карточку со своим заданием. Выполните необходимые измерения и вычисления, занесите их в таблицу.

На работу отводиться 15 минут».

«По истечении времени выслушаем каждую группу»

«Ваше время истекло. Пожалуйста, 1 лаборатория…»

По ходу обсуждений записываем выводы.

«Итак, ребята, лаборатории закончили свою работу, подведем итоги. Озвучьте, пожалуйста…

Показать выводы на слайде. Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.

Зафиксируйте себе в тетради

«Существует сила, действующая на тело в воде, которая называется выталкивающей»

«Направлена противоположно силе тяжести, приложена к телу»

Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.

Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V - объем той части тела, которая погружена в жидкость.

Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.

Сила тяжести.

Направлена вертикально вниз.





Айсберг.

выдвигают гипотезы.



Выполняют эксперимент, обсуждают



Выступают

Записывают выводы.


1учащийся озвучивает выводы

Делают рисунки в тетради.


3.Закрепление





контроль усвоения знаний.

А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы все усвоили.

Занимательная задача. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин? Укажите порядок расположения жидкостей.

Индивидуальная работа. Контрольный тест.

Комментарий: задание состоит из 5 вопросов с вариантами ответов, 1 из которых верный. Обведите его.

Обменяйтесь, пожалуйста, своими работами с соседом по парте. Давайте проверим.

Слайд с ответами.

Сообщить критерии оценки.


Отвечают.

смотрят таблицу плотностей:

бензин, масло, мед

выполняют задание.


осуществляют взаимоконтроль.


4. Итоги урока


Выяснить достигнуты ли цели урока, практическую значимость данной темы.







Рефлексия: выявление уровня осознания изучения содержания изученного материала.

Итак, подведем итог нашего урока. Что нового вы сегодня узнали?

. Как вы думаете, где в технике учитываются эти условия?

А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости?

Подробнее о плавание судов мы поговорим на следующем уроке.

Задает Д/з:.п. 50 (ответить на вопросы), упр 25 качественные задачи. Или п. вместо упр. задания из сборника №646,648(расчетные задачи). ,Выберите задание по вашим силам.

Выставление оценок за работу на уроке.

В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам.

Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета поместите, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

Спасибо, за урок!

Озвучивают выводы.

при постройке кораблей В судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов


записывают домашнее задание.





Задание группе 1:

  1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

  2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

  3. Результаты оформите в виде таблицы.

  4. Сформулируйте вывод о том при каком условии тело плавает, тонет.

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет




Оборудование: сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, сосновый брусок, алюминиевый брусок, кусочек пробки.

___________________________________________________________________________________________

Задание группе 2:

  1. Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового брусков одинаковых размеров.

  2. Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного и пенопластового бруска в жидкости разной плотности.

Оборудование: два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый бруски.

___________________________________________________________________________________________

Задание группе 3:

  1. Сравните архимедову силу, действующую на пробирку, с силой тяжести пробирки.

  2. С помощью динамометра (не забудьте определить цену деления динамометра!) определите вес пробирки с песком в воздухе, он будет равен силе тяжести пробирки.

  3. Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку Конспект урока Условия плавания тел.Для этого сначала с помощью мензурки определите объем вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в воду. (Все единицы измерения в системе СИ)

  4. Сделайте выводы на основании результатов опытов.

Оборудование: мензурка, динамометр, пробирка с песком .___________________________________________________________________________________________

Задание группе 4:

  1. «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Заставьте картофелину плавать в воде.

  2. Объясните результаты опыта.

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

___________________________________________________________________________________________

Задание группе 5:

  1. Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.

  2. Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.

  3. Поясните результаты опыта.

Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.

__________________________________________________________________________________________

Задание группе 6: Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

  1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

  2. Опустите пипетку на глубину 3 - 4 см в стакан с водой.

  3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

  4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Контроль знаний по теме «Плавание тел». 1 вариант

1.На какой шар, находящийся в жидкости, действует наибольшая Архимедова сила?

1) силы одинаковы

2)на 3

3)на 2

4)на 1

Конспект урока Условия плавания тел

2. Один и тот же шарик поместили сначала в воду, а потом в керосин. В какой из жидкостей на шарик будет действовать меньшая выталкивающая сила?

Конспект урока Условия плавания тел

1) в керосине вообще не действует выталкивающая сила!

2) силы одинаковые

3) в воде

4)в керосине

3. Предположим, что в сосуд налили воду и спирт. Какая из жидкостей расположится сверху?

1)вода

2)спирт

4. Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?

1) сила трения и сила упругости

2) сила тяжести и сила трения

3) сила упругости и выталкивающая сила

4) сила тяжести и выталкивающая сила

5. Три жидкости налиты в сосуд, как показано на рисунке. Как поведёт себя стеклянный шарик в этих жидкостях?

Конспект урока Условия плавания тел

1)утонет в керосине, воде и ртути и окажется на самом дне

2) плавает на поверхности керосина

3) тонет в керосине, но плавает на поверхности воды

4) тонет в керосине, воде, но плавает на поверхности ртути

Контроль знаний по теме «Плавание тел». 2 вариант

1. В каком море на Земле невозможно утонуть?

1)в Средиземном море

2) В Азовском море

3) в Мёртвом море

4) в Чёрном море

2. В жидкости находятся три одинаковые по объёму тела. Сравните Архимедовы силы, действующие на эти тела.

Конспект урока Условия плавания тел

1) на 3 тело действует наибольшая выталкивающая сила

2) на 2 тело не действует Архимедова сила

3) на 1 тело действует наибольшая Архимедова сила

4) на все три тела действуют одинаковые Архимедовы силы

3. Что делает возможным плавание животных и человека в воде?

1)только использование плавательных средств

2) средняя плотность живых организмов близка к плотности воды

3) животные и человек специально учатся плавать

4) плотность воды много меньше плотности живых организмов

4. В какой из следующих жидкостей будет плавать лёд?

1)бензин

2)нефть

3) масло подсолнечное

4)керосин

5. Почему, находясь под водой, человек может легко поднять предмет, который с трудом удерживает в воздухе?

1)в воде не действует атмосферное давление

2) тело станет легче, потому что станет чище

3) вода держит предмет

4) на предмет действует выталкивающая сила

15

© 2010-2022