Самоанализ открытого урока по физике

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОАНАЛИЗ открытого урока физики в 7 классе

Повторение темы: "Первоначальные сведения о строении вещества ".

учитель: Мамалакова Саида Зайналбековна

МАОУ СОШ № 39 г. Ростов-на-Дону

1. Цели (задачи) урока

Цели урока обоснованы Федеральным образовательным стандартом основного общего образования по физике, соответствуют необходимому уровню знаний и умений учащихся. Материал подобран в соответствии со школьной программой: теоретические положения понятны как для сильных, так и для средних и слабых учеников. Воспитательная цель урока поставлена с учетом особенностей класса.

Урок проводился в 7 классе. Класс небольшой, всего 18 человек, средний по своим способностям.

Этот урок входит в раздел физики «Первоначальные сведения о строении вещества». Данный урок является шестым уроком по данной теме.

На первом уроке обучающиеся познакомились с темой: "Строение вещества. Молекулы."
Второй урок был посвящен выполнению лабораторной работы № 2: «Определение размеров малых тел».

На третьем уроке ввели понятие: "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах"

Четвертый урок изучали тему:"Взаимодействие молекул".

На пятом уроке рассмотрели:"Три состояния вещества".

Шестой урок завершает тему, на котором систематизируются и обобщаются ранее полученные знания.

2. Содержание и организация учебного занятия

В соответствии с поставленными целями урока были использованы различные формы и методы обучения:

1. метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные

1) вопрос: "Для чего нужно знать строение вещества?" и как ответ на этот вопрос читаются слова М.В.Ломоносова;

2) сказка о маленькой молекуле и доброй фее по имени "МКТ" - вступление (подготовка обучающихся к восприятию учебного материала);

фронтальная беседа с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к построению цепочки строения веществ, которая фиксируется на доске.

В ходе беседы учащиеся систематизируют знания по теме «Первоначальные сведения о строении вещества», обобщают ранее усвоенное и отвечая на вопрос: "Почему нам тела кажутся сплошными?", делают вывод: "Частицы вещества очень малы и не видны невооруженным глазом";

3) загадка о воде, и о трех состояниях воды: твердой (стекло), жидкой (ручей и океан) и газообразной (туман) позволит обучающимся рассказать всю увиденную "физику" в обыкновенной бутылке негазированной воды;

4) рассказ учеников о значении явлений диффузии в нашей жизни:

его пользе (диффузия играет большую роль в круговороте веществ в природе, в быту (приготовление пищи), в образовании ветров, в солевом обмене ряда обитателей морей (крокодиловы слёзы) и снабжении кислородом организма человека и животных)

и его вреде:

  1. диффузия бывает вредным и даже опасным явлением. Горючий природный газ, например, которым мы пользуемся дома для приготовления пищи, не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому трудно сразу заметить его утечку. А при утечке за счёт диффузии газ распространяется по всему помещению. Между тем при определённом соотношении газа с воздухом в закрытом помещении образуется смесь, которая может взорваться, например, от зажжённой спички. Газ может вызвать и отравление людей.

  2. Чтобы сделать поступление газа в помещение заметным, на распределительных станциях горючий газ предварительно смешивают с особыми веществами, обладающими резким неприятным запахом, который легко ощущается человеком даже при весьма малой его концентрации. Такая мера предосторожности позволяет быстро заметить накопление газа в помещении, если образовалась его утечка.

  3. вредные вещества могут проникать в почву и загрязняют грунтовые воды, распространяются по воздуху выбросы промышленных предприятий, по рекам переносятся вредные химические соединения, отравляя рыбу.

-практические

1) проведение индивидуальной работы с приборами по определению цены деления прибора, определении объема налитой жидкости в сосуд: постановка задания, планирование его выполнения имелось на карточках. По окончанию опыта была организована защита проведенной работы и коллективное обсуждение в правильности выводов.

-наглядные

-демонстрационный эксперимент в сочетании со словесными методами:

1) "Лед требует пространства" и "Что происходит?" при этом (... по этой причине зимой могут лопаться водопроводные трубы. Вода внутри них расширяется при замерзании и разрывает места соединения или сами трубы);

2) "Подними лед спичкой", также "Что происходит" при этом (Зимой дороги посыпают солью: соленая вода не замерзает и при температуре ниже 0° C. Для этого же в охлаждающую жидкость, которую заливают в радиаторы автомобилей, добавляют антифриз. Такая смесь не замерзает до -30° С);

3) "Наблюдение явления диффузии" - Разрезаю картошку на две половинки и на срез кладу кристаллик марганцовки (переход к повторению темы: диффузия).
В ходе урока перед обучаемыми ставился ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении знаний о диффузии.


-проблемно-поисковые

1) проблемный вопрос: "Какой водой - теплой или холодной - лучше запивать лекарство? Почему?". Обучаемые, основываясь личным опытом и знаниями, высказывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение.

2) поиск объяснения диффузии; научность, установление причинно-следственных связей.

- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

Одним из приемов стимулирования явились решение задач на смекалку:

1) Вы пришли на школьную дискотеку и наблюдаете за толпой учащихся, танцующих в зале. В зале очень тесно. Если мысленно заменить каждого учащегося молекулой, то, какое агрегатное состояние вещества это напоминает?

2) Почему провода линии электропередач провисают летом?

3) Что общего между игроками на футбольном поле и явлением диффузии?

- положительный эмоциональный настрой к деятельности:

К методу эмоционального стимулирования учения, можно отнести прием создания на уроке ситуаций занимательности - введения в учебный процесс физминутки: обучающиеся показывают танец молекул газов, твердого тела и жидкости;

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

устный контроль осуществлялся путем фронтального опроса, индивидуальный опрос осуществлялся - выполнением физического диктанта (отвечая "да" или "нет"), затем обучающиеся менялись своими ответами с соседом по парте и проверяли под диктовку учителя, а заполненные таблицы сдали на проверку учителю.


Деятельность учащихся на уроке - все учащиеся класса привлекались в различных видах деятельности. Степень интереса к изучаемому материалу - достаточная. Активность и самостоятельность обучаемых проявлялась на каждом этапе урока. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательна. Использование различных видов деятельности позволили избежать умственного и физического перенапряжения учащихся, высокую работоспособность класса. Подготовительный этап, настрой на хорошую работу и также эмоциональное завершение урока обеспечило повышение интереса к изучению физики.

В конце урока классу читается ответ Ричарда Феймана, Нобелевского лауреата на необычный вопрос: "Если бы в результате мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены и к грядущим поколениям перешла бы только одна фраза, то какое утверждение принесло бы наибольшую пользу", он ответил: "все тела состоят из атомов, которые находятся в непрерывном движении, притягиваются и отталкиваются друг от друга".

4. Оценка качества и результативности проведенного урока
Мне удалось достичь поставленных целей. Плотность урока достаточная. Содержания урока с точки зрения общих дидактических принципов соответствовали принципам: научность; наглядность; последовательность; связь с практикой.

Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

Для обеспечения экономичного использования времени на уроке учащиеся отвечали на вопросы с места. Принимали активное участие в диалоге.

Перед началом урока была подготовлена доска, были записаны дата проведения и тема урока, вынесены основные понятия. Урок был проведен в достаточно быстром темпе. В конце урока были подведены его итоги, активно работающим ученикам поставлены оценки; было задано домашнее задание. Все запланированное на данный урок было осуществлено.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

Демонстрационные опыты, способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы дети, хотя и не всегда правильно, но пытались отвечать, при использовании вспомогательных наводящих вопросов быстро исправляли свой ответ. Учащиеся в ходе урока проявили умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным ситуациям. Большинство учащихся имеют навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся знаний. В ходе урока ребята старались оказать помощь друг другу, внимательно выслушивали ответ товарища, не перебивали учителя.

На данном уроке также было задано домашнее задание, носящее, прежде всего, закрепляющий характер. Объем домашнего задания оптимальный, охватывает необходимый минимум, предусмотренный программой, и закладывает основу для дальнейшего расширения знаний и умений. Упражнение способны выполнить все ученики, так как в ходе урока разбирались различные примеры. Важная задача данного домашнего задания - показать всем ученикам возможность полного и легкого усвоения содержания темы.

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленную задачу.



© 2010-2022