Портфолио педагога как средство самореализации

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Портфолио педагога как средство самореализации»


В условиях модернизации российского образования требования к качеству образования постоянно повышаются. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог - одним из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в "новом" типе учителя - творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.

Проблема становления и развития профессионализма - проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта "Образование". В школе должен работать "мобильный" учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Современная педагогика уходит от "знаниевого" подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы, работают над методической темой, результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений.

У учителя появляется некое "досье", в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио - форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним "за" портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику

Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует.

Портфолио (от франц. porter - излагать, формулировать, нести и folio - лист, страница) - досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов).

Портфолио - это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:

  • Набор теоретических документов:

  • фиксированные достижения учителя;

  • грамоты и сертификаты;

  • документы, подтверждающие повышение квалификации;

  • банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;

  • классификаторы и другие материалы.

  • Набор рабочих материалов:

  • рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов

  • авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;

  • конспекты уроков;

  • конспекты открытых уроков и мастер - классов;

  • тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;

  • дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.

  • В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, входят:

  • динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно- коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;

  • результаты проверочных (контрольных, "срезовых") работ учащихся;

  • отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием

  • отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;

  • проекты и творческие работы учащихся;

  • аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.

Типовое портфолио включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения об учителе (личный листок по учету кадров, документы об образовании, о прохождении курсов повышения квалификации, аттестационные листы, награды, дипломы, грамоты).

2. Самоанализ педагогической деятельности (миссия учителя, цели педагогической деятельности, задачи педагогической деятельности, личностные качества, определяющие профессиональную деятельность).

3. Результативность педагогической деятельности (диагностика уровня обученности, успешности педагогического взаимодействия, затруднений и проблем в процессе личностного развития, образовательных достижений школьника). Критерии оценки деятельности учителя могут быть нормативными, личностными, сопоставительными.

4. Научно-методическая работа (методическая система учителя, участие в конкурсах, конференциях и семинарах, карта педагогических технологий, исследовательская и проектная деятельность).

5. Внеурочная деятельность по предмету (предметные олимпиады, конкурсы, предметные идеи, выставки, взаимодействие с учреждениями науки и культуры города, интернет-технологии для обогащения образовательного потенциала).

6. Эффективность классного руководителя (система взаимодействия с социумом (администрация, родители, органы самоуправления), работа по формированию культуры жизнедеятельности учащихся, система работы с ученическим портфолио). Этот пункт, по моему мнению, является наиболее существенным.

7. Кабинет - творческая лаборатория учителя (нормативно-правовая база, технологический блок, методическое обеспечение, дидактический материал, раздаточный материал, внеурочная работа, внеклассная работа). Помощь в создании этого раздела должна оказывать администрация образовательного учреждения. Сегодня все больше и больше внимания уделяется внедрению новых инновационных технологий на уроках. Одним таким нововведением является замена традиционных средств обучения новыми, созданными на основе компьютерных программ. Компьютер обладает способностью пробудить у учащихся все те качества, которые так необходимо для его быстрого творческого роста.

Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности. Педагоги нашей школы проходившие аттестацию в 2013-14 учебном году представляли аттестационной комиссии портфолио своих достижений.

Задачей первого квалификационного этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего "личностное развитие и совершенствование педагога". Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы

  1. Системность и регулятивность самомониторинга

  2. Достоверность

  3. Объективность

  4. Нацеленность автора на самосовершенствование.

  5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений

  6. Аккуратность и эстетичность оформления

  7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов

  8. Наглядность результатов работы

  9. Технологичность

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. "Портфель" обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Портфолио позволяет

  • учителю:

  • реально представить результаты своего труда;

  • увидеть свои резервы;

  • иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

  • администрации:

  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

В портфолио собираются документы и материалы, регламентирующие работу педагога.

Так же может быть представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, творческие работы учащихся, выполненных под руководством учителя, описание его авторских методик, а также сведения об участии в конференциях, семинарах, конкурсах, прохождении курсов повышения квалификации.

Составляя портфолио необходимо избегать следующих групп ошибок:

  1. Ошибки, связанные со сбором материалов для портфолио.

  • нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;

  • сбор материалов вместо учителя;

  • отказ учителю в помощи при формировании портфолио;

  • формализация и соревнование при сборе портфолио.

  1. Ошибки, связанные с формированием объема портфолио:

  • сбор в портфолио только официальных документов;

  • включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов;

  • сбор материалов только за ограниченный период.

  1. Ошибки, связанные с подменой идеи портфолио традиционными схемами:

  • подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета;

  • подмена систематической работы над портфолио разовой акцией;

  • завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

  1. Ошибки, связанные с оценкой материалов портфолио:

  • стремление оценить баллами все материалы портфолио;

  • отсутствие единства оценки материалов портфолио.

В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в образовательном учреждении. С развитием новых интерактивных технологий появляется возможность создания не только традиционного портфолио - папки, но и веб - портфолио (электронного портфолио).

Веб-портфолио (веб-портфель, web-portfolio) - это веб - базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио учителя - это веб-сайт, на котором отражаются образовательные результаты - результаты педагогической деятельности данного учителя и совместная деятельность учителя и ученика.

По сравнению с традиционным портфолио веб-портфолио отличает:

  1. гипертекстовая технология построения веб-ресурса, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио наиболее наглядно в виде перекрестных ссылок. Это дает возможность легкого и быстрого перемещения по портфолио.

  2. структурированность, открытость, проводить поиск и сравнительный анализ, строить различные визуализации содержания (сводные таблицы, деревья, диаграммы и т. д.);

  3. коммуникативная направленность веб-ресурсов, позволяющая обучаемым осуществлять информационное взаимодействие на базе своих портфолио.

При работе с веб-портфолио то же нужно стараться избегать выше указанных ошибок.

Плюсы оценивания учителя и его деятельности с помощью портфолио в традиционной форме или форме электронного портфолио очевидны, но, к сожалению, есть и минусы.

Во-первых, оценивание по портфолио не является обязательным, следовательно, нет единого ответа на вопрос, что же все-таки нужно включать в портфолио? Например, результаты олимпиад, конкурсов - это ясно. А надо ли собирать отзывы коллег, методистов и администрации о своей работе? Можно ли говорить об объективности таких отзывов. Во-вторых: как в целом оценивать портфолио? На сегодняшний момент не существует единых федеральных или хотя бы региональных критериев оценки портфолио. В-третьих, должен ли кто-то курировать или консультировать учителя в составлении своего досье, ведь далеко не каждый человек может адекватно себя оценить. Но самым главным минусом, на мой взгляд, является проблема придуманных портфолио и липовых достижений.

И, все-таки, хотелось бы верить, что портфолио осознается не только как способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к самореализации и саморазвитию.

В заключение хотелось бы сказать, что никакое портфолио при оценивании учителя и его деятельности не сможет заменить открытого урока или мероприятия, в котором непосредственно осуществляется диалог учитель - ученик.

Выступление подготовила Штефанова О.Г.

© 2010-2022