- Преподавателю
- Физика
- Выступление на семинаре на тему Развитие речи на уроках физики
Выступление на семинаре на тему Развитие речи на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Иванюк Е.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НОУ «Гатчинская гимназия «АПЕКС»
РАЗВИТИЕ речи
на уроках физики
Учитель Иванюк Е.В.
Гатчина
Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, математической должна обеспечить всестороннее развитие личности ребенка. Это означает, что даже дети с гуманитарным складом ума должны уметь «правильно мыслить» в реальном мире, т.е. осознанно и уверенно проводить операции сравнения, анализа, синтеза и так далее, а объекты, которые они выбирают для этих операций, могут быть явлениями окружающего реального физического мира. Задача учителя развивать и обогащать речевую деятельность учеников, чтобы любое высказывание было аргументированным, научить ведению рациональной дискуссии, развивать критическое мышление, научить искать и извлекать информацию из различных источников.
Недостатки речевого развития молодежи вполне очевидны: малый словарный запас, жаргон, неумение точно и грамотно излагать свои мысли. Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Они знакомят учащихся с различными речевыми стилями: художественным, публицистическим, официально-деловым и, на мой взгляд, мало уделяют внимание научному стилю, которым написаны учебники и пособия по физике. Авторы этих книг нередко в большей степени ориентируются не на школьников, а на своих оппонентов, и с целью избежать придирок в научной точности выдают головоломные речевые конструкции. Текст параграфов, особенно в старших классах, представляется учеником совершенно недоступным для понимания и запоминания. Трудности воспроизведения учебных текстов создают у них негативную реакцию, потерю интереса к изучению материала.
Особенность научного стиля - обилие незнакомых слов и выражений - физических терминов. Если рассматривать термин не только как название какого-либо физического понятия (явления, процесса, прибора), но и как лингвистический элемент, характеризующий его определенные признаки, можно добиться более полного раскрытия содержания физического понятия, помочь его образному эмоциональному восприятию учащимися.
Конечно, лингвистическая сторона - не основная. Тем не менее, раскрытие исходного значения слова, несомненно, способствует лучшему усвоению знаний. Древние мыслители придавали огромное значение терминологии. Словом ТЕРМИН в древнегреческой мифологии называли бога-хранителя священных межевых камней, знаков, столбов. Очевидна связь с современным толкованием: термин - слово (словосочетание), точно обозначающее определенное понятие в специальной области знания. На первом же уроке физики в 7 классе ученики знакомятся с физическими терминами.
ИНЕРЦИЯ (от лат. in - отрицание + ars, artis - искусство, дар). Первоначально слово означало бесталанность, бездеятельность. Инертный человек - не создающий, не творящий что-либо человек. Со временем слово стали использовать для обозначения всего неподвижного, никуда не стремящегося. Первый закон Ньютона указывает, что покоящиеся тела, предоставленные сами себе, будут инертны, неподвижны. Поэтому этот закон и называют законом инерции.
Совсем неплохо, если ученик, проходя мимо артистического кафе «Арс» (которое, наверное, есть в любом городе), вспомнит об инерции, уроке физики, первом законе Ньютона...
Целесообразно проводить разбор слов, особенно новых терминов. Например, слово «АНИЗОТРОПИЯ» заменяет целое предложение из шести-семи слов.
Я стараюсь излагать новый материал более простым, но не примитивным языком.
Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение физической величины - вещь далеко не простая. Я стараюсь целенаправленно приучать учеников к различным по форме, но одинаковым по смыслу речевым конструкциям. Например: «плотность - это…», «плотность показывает…», «чтобы найти плотность нужно…».
За общей грамотностью речи следят учителя всех предметов, а педагогу-физику нужно заботиться еще и о «физической грамотности»: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употребления физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с житейским. Только в случае правильности терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов физики.
Я слежу за тем, чтобы речь учеников была точна и безупречна с точки зрения принятой в физике терминологии. Ведь небрежность в употреблении терминов искажает их физический смысл.
Много недоразумений возникает при склонении наименований физических величин. Нужно иметь в виду, что в родительном падеже множественного числа у этих наименований должны быть следующие окончания:
у несклоняемых наименований - неизменное, например: пять генри, десять кюри, двенадцать тесла;
у наименований женского рода, оканчивающихся на «а», окончание отсутствует; примеры: атмосфера - атмосфер, дина - дин, кандела - кандел, свеча - свеч (допустимо - свечей), тонна - тонн;
у наименований мужского рода, оканчивающихся на мягкий согласный звук, окончание «ей»; примеры: джоуль - джоулей, моль - молей, паскаль - Паскалей, беккерель - беккерелей;
у наименований мужского рода, оканчивающихся на твердый согласный звук, окончание, как правило, отсутствует, например: ампер, вольт, ватт, герц, кельвин, кулон, , ньютон, ом, парсек, рентген, фарад, электронвольт (допустимо говорить: пять рентгенов, кулонов, ньютонов, децибелов).
В случае дробного наименования то, которое стоит в знаменателе, произносится с предлогом «на»: м/с2 - метр на секунду в квадрате (исключение составляют наименования величин, зависящих от времени в первой степени и характеризующих скорость протекания процесса: м/с - метр в секунду)
Часто вместо правильных выражений «внутренняя энергия выражена в джоулях», «расстояние между двумя точками выражено в парсеках» употребляют неправильные: «внутренняя энергия измерена в джоулях», «поверхностное натяжение измерено в ньютонах на метр», «расстояние между двумя точками измерено в парсеках».
Нельзя говорить об измерении значений величин, зависимостей между величинами, а также размеров величин. Измеряют саму физическую величину (объем, скорость, площадь и т.д.) и в результате получают ее значение.
На современного человека обрушивается огромный поток информации: телевидение, СМИ, Интернет, учебные пособия… Поэтому задача учителя целенаправленно обучать рациональным приемам работы с источниками информации. Этот вид деятельности направлен на понимание и запоминание текста, требует умственной активности и позволяет, во-первых, формировать универсальные учебные действия:
-
выделять главное (в тексте, рисунке, таблице);
-
сравнивать;
-
делать выводы;
-
составлять схемы, таблицы, графики;
и, во-вторых, формировать специальные умения:
-
объяснять физические явления;
-
интерпретировать результаты эксперимента;
-
объяснять принцип действия прибора или технического устройства;
-
пользоваться справочной литературой;
При работе с текстом необходимо выделить главную мысль, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формул. Как показывает практика выделить и выразить своими словами общий смысл текста и главную мысль для большинства учащихся достаточно сложная задача. Неумение школьников выделить из текста разноплановую информацию, осмыслить разные части текста связано с особенностью детского мышления, неспособностью мгновенно переключать мысль с одного объекта на другой, одновременно ухватить и удержать в памяти несколько объектов. Чтобы научиться выделять главную мысль, ученику необходимо понимать, что эта цель стоит перед ним всегда. Стремление выяснить: «Что в тексте главное?» или «О чем этот текст?» - должно стать привычкой.
В основе понимания любого текста (учебника или газеты) лежит понимание значения отдельных слов. Одно неправильно понятое слово может исказить смысл информации. Так при изучении физики учащиеся иногда сталкиваются с терминами, которые в науке имеют иное значение, чем в повседневной жизни. Например, материя, вес, работа, сила и т.д. Часто перенос бытового значения на научный термин приводит к искаженному пониманию информации.
При работе учащихся с текстом использую пошаговую деятельность, отраженную следующим алгоритмом.
Алгоритм поиска главной мысли текста:
-
разбор значения новых терминов и непонятных слов;
-
определение темы текста (поиск ответа на вопрос: «О чем данный текст?»);
-
установление связи между заголовком и содержанием текста;
-
поиск и формулирование в виде тезисов всех мыслей, изложенных в тексте;
-
выявление смысловой связи между всеми сформулированными мыслями;
-
вычленение главной мысли текста (поиск ответа на вопрос: «Что в тексте главное?»).
Без преувеличения можно сказать: правильность речи отражает правильность понимания физики, и, добиваясь грамотной с научной точки зрения речи (своей и школьников), учитель способствует прежде всего формированию четких и верных представлений о физических явлениях, законах, теориях.