Выступление на семинаре на тему Развитие речи на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ «Гатчинская гимназия «АПЕКС»



РАЗВИТИЕ речи

на уроках физики


Учитель Иванюк Е.В.


Гатчина

Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, математической должна обеспечить всестороннее развитие личности ребенка. Это означает, что даже дети с гуманитарным складом ума должны уметь «правильно мыслить» в реальном мире, т.е. осознанно и уверенно проводить операции сравнения, анализа, синтеза и так далее, а объекты, которые они выбирают для этих операций, могут быть явлениями окружающего реального физического мира. Задача учителя развивать и обогащать речевую деятельность учеников, чтобы любое высказывание было аргументированным, научить ведению рациональной дискуссии, развивать критическое мышление, научить искать и извлекать информацию из различных источников.

Недостатки речевого развития молодежи вполне очевидны: малый словарный запас, жаргон, неумение точно и грамотно излагать свои мысли. Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Они знакомят учащихся с различными речевыми стилями: художественным, публицистическим, официально-деловым и, на мой взгляд, мало уделяют внимание научному стилю, которым написаны учебники и пособия по физике. Авторы этих книг нередко в большей степени ориентируются не на школьников, а на своих оппонентов, и с целью избежать придирок в научной точности выдают головоломные речевые конструкции. Текст параграфов, особенно в старших классах, представляется учеником совершенно недоступным для понимания и запоминания. Трудности воспроизведения учебных текстов создают у них негативную реакцию, потерю интереса к изучению материала.

Особенность научного стиля - обилие незнакомых слов и выражений - физических терминов. Если рассматривать термин не только как название какого-либо физического понятия (явления, процесса, прибора), но и как лингвистический элемент, ха­рактеризующий его определенные признаки, можно добиться более полного раскрытия содержания физического понятия, помочь его образному эмоциональному восприятию учащимися.

Конечно, лингвистическая сторона - не основная. Тем не менее, раскрытие исходного значения слова, несомненно, способствует лучшему усвоению знаний. Древние мыслители придавали огромное значение терминологии. Словом ТЕРМИН в древнегреческой мифологии называли бога-хранителя священных межевых камней, знаков, столбов. Очевидна связь с современным толкованием: термин - слово (словосочетание), точно обозначающее определенное понятие в специальной области знания. На первом же уроке физики в 7 классе ученики знакомятся с физическими терминами.

ИНЕРЦИЯ (от лат. in - отрицание + ars, artis - искусство, дар). Первоначально слово означало бесталанность, бездеятельность. Инертный человек - не создающий, не творящий что-либо человек. Со временем слово стали использовать для обозначения всего не­подвижного, никуда не стремящегося. Первый закон Ньютона ука­зывает, что покоящиеся тела, предоставленные сами себе, будут инертны, неподвижны. Поэтому этот закон и называют законом инерции.

Совсем неплохо, если ученик, проходя мимо артистического кафе «Арс» (которое, наверное, есть в любом городе), вспомнит об инерции, уроке физики, первом законе Ньютона...

Целесообразно проводить разбор слов, особенно новых терминов. Например, слово «АНИЗОТРОПИЯ» заменяет целое предложение из шести-семи слов.

Я стараюсь излагать новый материал более простым, но не примитивным языком.

Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение физической величины - вещь далеко не простая. Я стараюсь целенаправленно приучать учеников к различным по форме, но одинаковым по смыслу речевым конструкциям. Например: «плотность - это…», «плотность показывает…», «чтобы найти плотность нужно…».

За общей грамотностью речи следят учителя всех предметов, а педагогу-физику нужно заботиться еще и о «физической грамотности»: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употребления физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с житейским. Только в случае правильности терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов физики.

Я слежу за тем, чтобы речь учеников была точна и безупречна с точки зрения принятой в физике терминологии. Ведь небрежность в употреблении терминов искажает их физический смысл.

Много недоразумений возникает при склонении наименований физических величин. Нужно иметь в виду, что в ро­дительном падеже множественного чис­ла у этих наименований должны быть следующие окончания:

у несклоняемых наименований - не­изменное, например: пять генри, десять кюри, двенадцать тесла;

у наименований женского рода, окан­чивающихся на «а», окончание отсутст­вует; примеры: атмосфера - атмосфер, дина - дин, кандела - кандел, свеча - свеч (допустимо - свечей), тонна - тонн;

у наименований мужского рода, окан­чивающихся на мягкий согласный звук, окончание «ей»; примеры: джоуль - джоулей, моль - молей, паскаль - Пас­калей, беккерель - беккерелей;

у наименований мужского рода, оканчивающихся на твердый соглас­ный звук, окончание, как правило, от­сутствует, например: ампер, вольт, ватт, герц, кельвин, кулон, , ньютон, ом, парсек, рентген, фарад, электронвольт (допустимо говорить: пять рентгенов, кулонов, ньютонов, де­цибелов).

В случае дробного наименования то, которое стоит в знаменателе, произно­сится с предлогом «на»: м/с2 - метр на секунду в квадрате (исключение со­ставляют наименования величин, зависящих от времени в первой степени и характеризующих скорость протекания процесса: м/с - метр в секунду)

Часто вместо правильных выражений «внутренняя энергия выражена в джоулях», «расстояние между двумя точка­ми выражено в парсеках» употребляют неправильные: «внут­ренняя энергия измерена в джоулях», «поверхностное натя­жение измерено в ньютонах на метр», «расстояние между двумя точками измерено в парсеках».

Нельзя говорить об измерении значений величин, зависи­мостей между величинами, а также размеров величин. Измеряют саму физическую величину (объем, скорость, площадь и т.д.) и в результате получают ее значение.

На современного человека обрушивается огромный поток информации: телевидение, СМИ, Интернет, учебные пособия… Поэтому задача учителя целенаправленно обучать рациональным приемам работы с источниками информации. Этот вид деятельности направлен на понимание и запоминание текста, требует умственной активности и позволяет, во-первых, формировать универсальные учебные действия:

  • выделять главное (в тексте, рисунке, таблице);

  • сравнивать;

  • делать выводы;

  • составлять схемы, таблицы, графики;

и, во-вторых, формировать специальные умения:

  • объяснять физические явления;

  • интерпретировать результаты эксперимента;

  • объяснять принцип действия прибора или технического устройства;

  • пользоваться справочной литературой;

При работе с текстом необходимо выделить главную мысль, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формул. Как показывает практика выделить и выразить своими словами общий смысл текста и главную мысль для большинства учащихся достаточно сложная задача. Неумение школьников выделить из текста разноплановую информацию, осмыслить разные части текста связано с особенностью детского мышления, неспособностью мгновенно переключать мысль с одного объекта на другой, одновременно ухватить и удержать в памяти несколько объектов. Чтобы научиться выделять главную мысль, ученику необходимо понимать, что эта цель стоит перед ним всегда. Стремление выяснить: «Что в тексте главное?» или «О чем этот текст?» - должно стать привычкой.

В основе понимания любого текста (учебника или газеты) лежит понимание значения отдельных слов. Одно неправильно понятое слово может исказить смысл информации. Так при изучении физики учащиеся иногда сталкиваются с терминами, которые в науке имеют иное значение, чем в повседневной жизни. Например, материя, вес, работа, сила и т.д. Часто перенос бытового значения на научный термин приводит к искаженному пониманию информации.

При работе учащихся с текстом использую пошаговую деятельность, отраженную следующим алгоритмом.

Алгоритм поиска главной мысли текста:

  1. разбор значения новых терминов и непонятных слов;

  2. определение темы текста (поиск ответа на вопрос: «О чем данный текст?»);

  3. установление связи между заголовком и содержанием текста;

  4. поиск и формулирование в виде тезисов всех мыслей, изложенных в тексте;

  5. выявление смысловой связи между всеми сформулированными мыслями;

  6. вычленение главной мысли текста (поиск ответа на вопрос: «Что в тексте главное?»).

Без преувеличения можно сказать: правиль­ность речи отражает правильность понимания физики, и, добиваясь грамотной с научной точки зрения речи (своей и школьников), учитель способствует преж­де всего формированию четких и верных представлений о физических явлениях, законах, теориях.

© 2010-2022