- Преподавателю
- Физика
- Визитная карточка учителя к участию в конкурсе
Визитная карточка учителя к участию в конкурсе
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кравченко Л.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Визитная карточка
Кравченко Людмила Ивановна
Учитель физики
МБОУ «Красносельская СШ»
Арзамасского района Нижегородской области
«Единственный путь, ведущий
к знанию - это деятельность»
Б. Шоу
Тема: «Дифференцированный подход в обучении учащихся физике как средство повышения качества знаний»
В.А. Сухомлинский считал, что в обучении детей «нужны особые меры, необходим тонкий, деликатный индивидуальный подход».
Существует несколько определений дифференцированного подхода в обучении учащихся.
Дифференцированное обучение-это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. ( Г.К. Селевко)
Внутриклассная дифференциация -«Комбинированная система обучения», выделяет три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности, между которыми существует строгая преемственность.
(Н.П.Гузик)
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. «Расти должны все цветы» (Евангелие) - главный принцип технологии (И.Н Закатовой)
Проблема современного образования - потеря интереса к физике, порождение безответственности, нежелание учиться. Выбираемые методы и формы обучения, как правило ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания.
Актуальность применения дифференцированного обучения состоит в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».
Трудности в отсутствие желания учащихся к переходу к более высокому уровню знаний и умений.
Применяемые принципы:
1.Принцип эмоциональности (формирование у учащихся интереса к знаниям)
2.Принцип связи теории с практикой направлен на то, чтобы процесс обучения побуждал учеников использовать знания для изучения окружающего мира.
3. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении направлен на поиск возможностей гармоничного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения, их взаимного дополнения
Цель педагогической деятельности: создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.
Задачи:
1.вовлечь в работу каждого ученика, помочь "слабому", развивать способности "сильных";
2.обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;
3. стимулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;
4. содействовать выравниванию знаний и умений обучающихся;
5.предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся, выровнять степень подготовки всего класса;
6.повысить качество знаний фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
Ведущая педагогическая идея- активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках физики через внедрение различных методов и средств обучения, сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через включение его в творческую деятельность.
Используемые средства
-
Технологии: проектирования; ИКТ; здоровьесбережения; сотрудничества; критического мышления и т.д.
-
Методы: частично-поисковый; творческий; проблемный и т.д.
-
Формы: групповая и самостоятельная; работа и т.д.
Достижения использования дифференцированного подхода в обучении: стабильное качества знаний; повышенный интерес к предмету; активное участие во внеклассной работе (смотрах, конкурсах, викторинах), реализация социальных проектов (проектные и исследовательские работы:
-
Журнал «Шаги в космос».
-
«Влияние электромагнитных волн на живые организмы(человека)»
-
«Статическое электричество».
-
«Колокола и физика».
-
«В чём соль!».
-
«Уникальная жидкость-вода».
-
«Цвет. Его влияние на человека»)
Конкурсы
-
Межрегиональная олимпиада «Будущие исследователи-будущее науки»;
-
4 Всероссийская олимпиада по физике и математике;
-
Всероссийский конкурс «Школьные дни по физике и математике» (осенняя и весенние сессия);
-
Восьмой международный математический конкурс «Ребус»;
-
Международный конкурс «Лисенок» 2014;
Диагностический инструментарий
-
«Диагностика особенностей развития поискового планирования» (методика А.З.Зака).
Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели.
-
«Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера , Д.Б.Эльконина).
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения
-
Проба на познавательную инициативу.
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивной самооценки в учебной деятельности.
Дифференцированное обучение можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства.
Трудности и возможные риски:
-
сопряжение заданий с требованиями образовательных стандартов;
-
сложность в формулировании заданий таким образом, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки;
-
выбор материалов;
-
сложная система оценивания результата.
Область применения: урок; система уроков; внеурочная деятельность; внеклассные мероприятия.