• Преподавателю
  • Физика
  • СтатьяРеализация системно-деятельностного подхода через проектно-исследовательскую технологию

СтатьяРеализация системно-деятельностного подхода через проектно-исследовательскую технологию

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гречаная Таисия Григорьевна

Кязымова Людмила Владимировна

Учителя физики МОУ СОШ №54 г. Волгоград


Реализация системно-деятельностного подхода через проектно-исследовательскую технологию .

"Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни..."

А. Дистервег

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци). Этот принцип мы взяли за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Дать способы культурного мышления - вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.

Стандарт нового поколения помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Так как знания по физике и математике востребованы практически в любой специальности, то необходимо усиление физико-математического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике, совершенствования методики обучения.

Безусловно, новые технологии должны включать в себя изучение, разработку целей, содержания и методов обучения. Собственный опыт преподавания физики дает нам основание считать, что одной из наиболее эффективных образовательных технологий является метод проектов - исследовательский способ достижения поставленной задачи.

Преимущество данного метода заключается в том, что ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выбирая тему работы, участвует в совместном труде в процессе общения, тем самым повышая мотивацию к изучению предмета физики.

Основные положения системно-деятельностного подхода, а именно, формирование готовности проявлять имеющийся опыт, личностную позицию, осваивать новые способы деятельности в процессе изучения физики хорошо согласуются с выполнением исследовательских проектов учащимися нашей школы, как в урочной, так и во внеурочной работе.

Более подробно хочется рассмотреть организацию проектно-исследовательской деятельности при работе с одаренными и высокомотивированными детьми во внеурочное время. Эта деятельность осуществляется на протяжении всего учебного года.

Проектная деятельность строится на основе естественнонаучного исследования с учётом интересов учащихся. Тематика проектов затрагивает не только такие предметы естественно-научного цикла, но и математику, но и информатику, ОБЖ, литературу, историю, и другие предметы, развивая личностные и метапредметные УУД.

Личный интерес обучающегося в данной деятельности является необходимым условием успешной работы. Нашим ученикам особенно интересны практико-ориетированные и исследовательские проекты.

Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся: индивидуальную, парную, групповую. В зависимости от реализуемых проектов они могут быть теоретиками, практиками или конструкторами; социологами, журналистами, математиками, физиками, информатиками, лириками… Для учащихся 8 и 9 классов это дает возможность самоопределиться с выбором профессии, профиля дальнейшего обучения в старшей школе. Для учащихся 5-7 классов проект способствует формированию у них ключевых компетенций:

  • способности работать самостоятельно;

  • способности брать на себя ответственность по собственной инициативе;

  • способности проявлять инициативу;

  • готовности замечать проблемы и искать пути их решения;

  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа и др.;

Для успешной реализации проектной технологии мы руководствуемся следующими принципами:

  • тема проекта должна быть интересна, доступна и значима для каждого ученика;

  • она должна убедить учащихся, что знания, полученные на различных предметах, очень часто пересекаются и дополняют друг друга, и это находит отражение в осуществлении межпредметных связей;

  • материал проекта не должен дублировать школьную программу, а лишь опираться на имеющиеся знания и стимулировать исследовательскую деятельность учащихся.

Одним из важных этапов проектно-исследовательской деятельности является защита проектов. Она проходит на конференциях, праздниках, проводимых в рамках декады физики и недель естественных наук. Финалом деятельности проектно-исследовательских групп является представление полученных результатов в виде исследовательской работы и презентации, выполняемой группами по выбранной тематике, публикаций в виде буклета или статьи, оформление тематических стендов, создание наглядных пособий, рефератов, подборка занимательных задач, кроссвордов с физико-математическим содержанием, написание сказок физическим содержанием, стихов и т.д. С материалами исследований знакомят и младших школьников.

Реализацию СДП через проектно-исследовательскую технологию рассмотрим на примере исследовательского работы учащихся 8-10 классов,

«Влияние цветовой гаммы в оформлении кабинетов на эмоциональное состояние обучающихся»


Перед учащимися группы была поставлена задача: изучить литературу по выбранной теме, представить собранный материал. Педагогами школы вместе с врачом был выпущен буклет, в котором осветилась проблема, требующая решения. Проблема, избранная для проведения исследования достаточно актуальна. Таким образом, было осуществлено мотивирование к исследовательской деятельности. Данный этап способствовал вхождению учащихся в пространство деятельности по проекту. Члены научной группы с желанием взяли на себя инициативу, разработали план деятельности для каждого. На следующем этапе осуществлялась реализация построенного проекта. В теоретической части необходимо было рассмотреть основы цветоведения, некоторые подходы к влиянию цвета на человека: на его эмоциональное состояние, здоровье и т.д., дать характеристику такому понятию, как «визуальная среда». За основу построения модели исследования был взят подход Гёте. Практическая часть работы представляла собой исследование, направленное на выявление влияния цвета на эмоциональное состояние обучающихся. Необходимо было проанализировать сочетаемость цветов в кабинетах, обработать анкеты по оценке обучающимися комфортности кабинетов, в частности их цветового восприятия, сделать выводы и определить рекомендации по улучшению эмоционального состояния обучающихся за счет правильного подбора цветовой гаммы классов. Ученики обсуждали различные варианты представления работы, искали информационные источники, проводили исследования. При возникновении затруднений проблему пытались разрешить самостоятельно или обращались за тьюторской помощью к руководителям. Защита состоялась на конкурсе учебных исследовательских проектов в школе. Работа была представлена на Всероссийском заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура.» в городе Обнинске, отмечена Дипломом Iстепени.

В нашей школе разработана система работы разновозрастных групп. За последние годы работы был выполнен ряд проектных исследований.

Особо хочется отметить следующие работы:

«Шумовое загрязнение в школе», «Нормативы школьной среды. Какие они?»,

«Радиационное загрязнение школьного двора»,» «Жизнь в сети электромагни-тных волн»

Данный вид работы со школьниками формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению, анализу знаний, способствует готовности проявлять имеющийся опыт, личностную позицию. При этом процесс обучения в школе обретает личностную и деятельностную направленность, даёт возможность каждому ученику попробовать и проявить себя в различных «ролях», получить минимальный опыт поведения, действий в различных, чаще нестандартных ситуациях, почувствовать себя готовым к действиям в более сложных по проявлению знаний и по организации ситуациях.


Библиографический список

  1. Ким Н.А. Справочник учителя физики// Волгоград Учитель - 2011.

  2. Лымарева Н.А. Проектная деятельность учащихся // Волгоград Учитель - 2008.Сергеев И.С.

  3. Как организовать проектную деятельность учащихся // М. Аркти - 2010.

  4. sites.google.com/site/ucitelskijparkurtdm/

  5. festival.1september.ru/articles/527236/

  6. verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm



© 2010-2022