• Преподавателю
  • Физика
  • Статья. Формирование понятий по физике у школьников с нарушением слуха на основе организации наблюдений и экспериментов

Статья. Формирование понятий по физике у школьников с нарушением слуха на основе организации наблюдений и экспериментов

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование понятий по физике у школьников с нарушениями слуха на основе организации наблюдений и экспериментов.


Седунова Н.В.


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида, г. Нижневартовск


Одной из центральных проблем коррекционной (специальной) педагогики является поиск разрешения противоречия между необходимостью передать ребенку социальный и культурный опыт и возможностью взрослых сделать это, поскольку в случаях выраженных нарушений развития, в данном случае нарушение слуха, перестают действовать, или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения образовательных и воспитательных задач.

Глухие и слабослышащие учащиеся при изучении физики, да и других предметов, сталкиваются с существенными трудностями. Исследования формирования понятий у глухих детей, проведенные учеными разных стран (Россия, Франция, США), показали, что их развитие идет в той же последовательности, что и у слышащих детей. Однако формирование совершается медленнее, и полноценными понятия становятся у глухих детей в более позднем возрасте, чем у слышащих. Задания на классификацию объектов глухие дети выполняют лучше, чем задания на установление аналогий. Относительно небольшое отставание у глухих детей наблюдается при овладении такими понятиями, как тождество и симметрия, гораздо большее - понятием противоположности. Отмечаются трудности при решении задач, требующих развернутых рассуждений, сопоставления понятий и суждений. [1. с. 143]

Как известно, любые понятия легче объяснить, если дети предпринимают практические действия.

Специфика физики - в возможности организации учителем процесса получения учеником самостоятельно новых знаний о природе физических явлений, через специально организованное целенаправленное наблюдение и проведение опытов. Это прекрасная возможность формирования опыта самостоятельной познавательной деятельности детей с нарушениями слуха, как компонента процесса формирования его социального опыта.

С другой стороны, наблюдения, измерения и анализ полученных результатов, которые производят учащиеся с нарушениями слуха на практических занятиях по физике, являются, по существу, воспроизведением основных методов физической науки и позволяют развивать у детей данной категории их познавательные возможности и опыт творческой деятельности.

Поэтому перед педагогом встает ряд задач, которые необходимо решать буквально каждый урок:

  1. обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

  2. организовать работу детей на доступном для них уровне с учетом возможностей и интересов;

  3. сохранить здоровье детей, уйти от значительной перегрузки в учебном процессе;

  4. обеспечить не механическое усвоение знаний физики, а абстрактно-логическое, на основе формирования у учащихся практических навыков в их применении;

  5. организация групповой работы учащихся;

Опыт реализации данных задач показывает, что они эффективно решаются через применение на уроках практико-ориентированного, дифференцированного подхода, с использованием личностно-ориентированного подхода. Работа ученика на уроке и дома должна обеспечивать его личностное самоопределение, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией или сферой деятельности, а также применением в обыденной жизни знаний по физике.

В основе опыта работы лежит системно-деятельностный подход. В результате ученик становится активным субъектом собственной образовательной деятельности. А я как учитель перестаю быть транслятором информации. Результатом становится эффективность обучения.

За высокую эффективность приходится, однако, платить. Прежде всего - необходимостью учителю постоянно развивать свое профессиональное поле. Как отмечает Джемисон Маккензи; «Переход в наших классах от традиционных моделей обучения «мудрец на подмостках» к личностно ориентированным стратегиям и деятельности типа «советчик под рукой» требует длительного процессапрофессионального развития…» [Цит. по 2, с. 37]

При организации наблюдений и проведения физических опытов у учащихся с нарушениями слуха необходимо соблюдать следующие правила:

  • алгоритм наблюдений и опытов должны быть доступными для всех учащихся класса;

  • Физический опыт должен быть простым и наглядным;

  • Каждое исследование должно проводиться учеником индивидуально.

В процессе организации наблюдений и опытов проводится анализ типа: «Как это происходит?», «Что изменится, если….?», «Что произойдёт, если…?» и т.п.

Каждая работа имеет определённый алгоритм выполнения, описание тех действий, которые должны выполняться учащимися, поэтому неслышащие учащиеся хорошо уясняют алгоритм выполнения этих заданий. Увеличение экспериментальных заданий при работе с приборами на уроках, работа с алгоритмами наблюдений за физическими явлениями существенно повысили желание детей самим измерять, наблюдать, выполнять чертёжные работы.

Длительные наблюдения за детьми показывают, что в процессе выполнения наблюдений, опытов учащиеся начинают сами обнаруживать новые физические явления, на понятном им уровне формулируют выявленные закономерности, учатся методике экспериментирования. Поэтому можно утверждать, что главная ценность данной работы в том, что она позволяет ученику с нарушением слуха вступить в непосредственный контакт с природой, воспринимать реальный мир без посредников, своими глазами.

Письменные работы сочетаются с наглядными средствами обучения. В этом отношении эффективно используются специальные опорные схемы, которые облегчают учащимся выделение существенных отношений в физической ситуации. Поэтому к каждой работе разработана опорная схема, которая служит средством организации познавательной деятельности учащихся, направляет их на решение определённых задач, последовательное прохождение всех этапов экспериментального исследования.

После выполнения работы проводится обязательное обсуждение полученных результатов. Учитывая особые трудности, которые испытывают глухие дети в построении умозаключений, им оказывается определённую помощь. Совместно с учащимися корректируются полученные результаты, учащиеся подводятся к обобщённым выводам, более точным словесным формулировкам.

Чаще всего используются следующие задания:

  • Выберите среди приведённых понятий такие, которые каким-то образом связанны между собой. Данное задание, направлено на выявление способности у учащихся, устанавливать закономерности, находить взаимосвязь между явлениями и объектами. Например: температура-термометр-градус Цельсия. Температура-это физическая величина, термометр- это прибор для измерения температуры, градус Цельсия- это единица измерения;

  • Игра «Рассыпанное предложение». Данная игра позволяет формировать опыт сравнения, анализа, синтеза, обобщения, а также поиска закономерностей.

  • Выполнение чертежа с изображением внутренней планировки дома.

  • Выбор строительного материала.

  • Продумывание защиты дома от тепловых потерь: утепление пола, потолка, окон, дверей.

  • Изготовление модели дома в соответствии с планом, размещением в доме отопительной системы.

  • Подготовка к защите тепловых свойств дома.

  • Выполнение схемы электрической проводки дома.

  • Проведение проводки в модели дома с подключением к источнику тока и др.

Опыт свидетельствует, что используемый алгоритм обучения дает хорошие результаты: у учащихся с нарушениями слуха начинают формироваться основные понятия и способности к оперированию ими как в процессе обучения, облегчая его ход, так и в житейских ситуациях.

Литература.

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 203 С.;

  2. В.В. Гузеев. Преподавание. От теории к мастерству. М., НИИ школьных технологий, 2009;

  3. Камутин Л.А. Формирование умение и навыков самостоятельной работы с литературой при обучении физике в школе для глухих и слабослышащих /журнал «Дефенология» 1989 г.;

  4. Стурс Т.К. Развитие мышления глухих учащихся при решение задач по физике./Ленинград 1981 г.

5

© 2010-2022