• Преподавателю
  • Физика
  • Особенности преподавания предмета «Физика» в условиях обеспечения системно – деятельностного подхода

Особенности преподавания предмета «Физика» в условиях обеспечения системно – деятельностного подхода

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые стандарты это:

1. Ориентация целей на результаты образования.

2. Реализация деятельностного подхода в обучении.

3. Система оценки достижения планируемых результатов.

Стандарты второго поколения опираются на деятельностный подход к образованию. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Педагог в своей работе должен будет поменять методы, приёмы работы, выбрать новые формы организации учебного процесса, методик и технологий обучения, проектирования деятельностного урока физики. Необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

В связи с этим рекомендуется осваивать и использовать в основной школе следующие технологии обучения: технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.), технология проблемно-диалогового обучения («Школа-2100»), технология проектной деятельности, технология обучения через исследование, , технология обучения физике на основе метода научного познания, модульная технология, ИКТ и др.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

Работа с картой урока, с интерактивным плакатом

групповая, парная, индивидуальная формы,

Работа по решению проектных задач

Проведение ролевых игр.

Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части)

Для этого нужно, во-первых, продумать конкретные меры реализации структуры деятельности, а во-вторых, конкретизировать следующие компоненты:

а) содержание материала (чему учить),

б) мотивы деятельности,

в) способы «включения» учащихся в созидающую деятельность,

г) средства труда,

д) формы организация труда (как учить?),

е) меры стимулирования работы,

ж) способы руководства,

з) формы контроля,

и) тип отношений во время работы,

к) формы проведения рефлексии.

Важны все компоненты, и какое-то особое значение передаче знаний не придается.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

1) актуализируются требования со стороны учебной деятельности ("надо");
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");

3) устанавливаются тематические рамки ("могу").

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия,

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д..

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Учителю физики необходимо целостное видение всех групп результатов, которые должны получить учащиеся при изучении физики в основной школе. При подготовке уроков он должен так проектировать свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы систематически выходить на запланированные образовательные результаты. При планировании учебного процесса необходимо уделить внимание видам деятельности, которые они формируют

В условиях введения в практику работы средней школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

На уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, проводить эксперименты, описывать их результаты, обобщать и делать выводы, осваивать научные методы познания.



© 2010-2022