• Преподавателю
  • Физика
  • Статья Развитие технического мышления школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности

Статья Развитие технического мышления школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ивлева Т. И.,

учитель физики ГКОУ «Нижнетагильская вечерняя школа» №2, Свердловская область, г. Нижний Тагил


Развитие технического мышления школьников

на уроках физики и во внеурочной деятельности

В настоящее время возрастает значимость политехнической подготовки учащихся средней школы, что определяется особенностями современного этапа социального развития.

Личный опыт, получаемый в учебной деятельности на уроках физики, и те умения и навыки, которые учащиеся приобретают в процессе обучения, жизненно необходимы им для становления и развития себя как личности, рационально мыслящей и действующей в повседневной деятельности.

При этом обоснована целесообразность использования разных форм и методов в процессе обучения при изучении каждой темы по физике.

Развитие технического мышления школьников происходит на уроках физики. Во-первых, при формирование физических и технических понятий, учитывая то, что физические и технические понятия представляют собой язык, на котором осуществляется описание принципов работы технических устройств, а потому служат основой для развития технического мышления обучающихся. Во-вторых, при обучении составлению физических задач, что предусматривает формирование у школьников умения составлять задачи с техническим содержанием. Это позволяет не только повысить их знания о технических объектах и технологических процессах, но и обучить работе со справочной литературой и другими источниками научно-технической информации. В-третьих, особое значение для развития технического мышления школьников имеет выполнение лабораторных работ, связанных с изучением устройства и принципа действия технических объектов.

Для развития технического мышления у обучающихся, самое главное - создать у школьника установку на творческий поиск.

Для развития технического мышления используем методы, позволяющие активизировать учебную деятельность учеников и осуществлять интенсификацию учебного процесса. К ним относятся:

- метод мозгового штурма - заключается в том, что задачу предлагается решить группе обучающихся, и на первом этапе решения они выдвигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное количество предложений, детально прорабатывают каждое из них; - метод новых вариантов - заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется несколько решений;

- метод скоростного эскизирования заключается в том, что при решении новых задач обучающимся может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления - изображать все конструкции, которые приходят в голову. Школьников это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества,

а также метод контрольных вопросов, деловые игры, семинары, дискуссии.

Одним из наиболее известных методов обучения техническому творчеству является проектный метод, который осуществляем в урочной и во вне урочной деятельности[2].

Алгоритм проектного обучения техническому творчеству можно выстроить следующим образом:

- этап проектирования: зарождение идеи и установление проблемы; добывание необходимых сведений; осмысление идеи; создание мысленного образа проекта; определение и формирование конкретной модели в виде схемы, в виде технического рисунка; первоначальная экспертиза образного варианта модели; мысленная обработка схемы проекта модели (размеры и формы деталей и их количество); осмысление технологии изготовления проекта; подбор материалов и необходимых инструментов; подготовка рабочего места;

- этап конструирования: выполнение технического рисунка модели проекта в перспективе; поиск путей решения проблемы; техническая экспертиза макетного варианта и выбор базового; определение технологии изготовления модели;

- технологический этап: разработка алгоритма технологии изготовления модели, прогнозирование, уточнение назначения деталей модели и способов их соединения, разработка технологических операций выполнения модели, работа с операционно-технологическими картами, соблюдение техники безопасности труда, изготовление модели, испытание модели.

- этап оформления: оформление проекта (обоснование выбора проекта, краткое описание технологических процессов изготовления модели, чертежа, рисунка, схемы); подготовка фотоматериалов, составление проектной циклограммы; экономические расчеты по себестоимости; маркетинг (реклама, оценка спроса, перспектива рынка); прогнозирование (что можно внести нового в совершенствование изделия).

- защита проекта на уроках, выставках, конференциях.

В настоящее время общеобразовательные школы нашей страны нуждаются в лабораторном и демонстрационном оборудовании. В некоторой мере недостаток школьного учебного оборудования может быть восполнен изготовленными учителями с привлечением учащихся приборами, моделями, макетами, плакатами и т. д. Применяя их, можно значительно расширить возможности школьного физического эксперимента. Тем более, что сам процесс изготовления самодельных приборов представляет большую ценность в учебном и воспитательном отношениях. Изготовление приборов ведет за собой не только повышение уровня знаний, но и выявляет основное направление деятельности учащихся, развивая технический интерес школьников [5,6].

Развитию технического мышления способствуют следующие формы организации учебной деятельности: групповая, при проектирование или проведении эксперимента, коллективная при решении проблемы или экскурсии, индивидуальная при выполнении творческого проекта. Также развитию технического мышления способствуют следующие средства: историко-научный, физико-технический материал, комплекс физико-технических задач и заданий, комплекс проектов разного типа для организации творческой деятельности на материале физики и техники, алгоритмы действий, средства диагностики[3].

Технический интерес является ценным качеством личности подростка, является мотивом деятельности по подготовке к профессиональному самоопределению. Занятия техническим творчеством способствует формированию у школьников не только общетехнических, но и конкретных профессиональных интересов.

Библиографический список:

1. Аверин A.M., Зеер Э.Ф. Развитие мышления учащихся в процессе решения технических задач. Методические рекомендации. - М.: РУМК, 1979.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

3. Григорьев Г. П. Развитие научно-технического мышления учащихся на уроках физики в средней школе: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1975.

4. Зуева Ф. А. Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженерно-педагогических специальностей. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.

5. doc4web.ru/fizika/ispolzovanie-samodelnih-priborov-odin-iz-sposobov-aktivacii-pozn.html

6. uchifiziku.ru/2012/03/06/samodelnye-pribory/


© 2010-2022